Войти в почту

Подмога от «Герани»: Лошадь, танк и санитар на одной платформе

Еще два года назад ассоциативный ряд, выстраивающийся у щирых громадян, услышавших безобидное, на первый взгляд, слово «герань», не содержал всего того, что объединяется понятием «смертельная опасность». Сегодня это так, и даже если называть «Герань» «Шахедом», менее страшно не становится. Однако, есть у этого слова и еще одно значение, именем этого незатейливого, но весьма красивого цветка названо одно из российских предприятий, создающее роботизированные платформы в интересах отечественного оборонного ведомства – НПП «Герань».

Подмога от «Герани»: Лошадь, танк и санитар на одной платформе
© Свободная пресса

Информацией о его последних проектах с корреспондентом RT поделился главный конструктор предприятия. «Сразу хочу отметить, запрос на нашу продукцию из зоны СВО высочайший!», – сказал Олег Жуков. «Первое широкое знакомство с нашими разработками состоялось в октябре 2023 года на полях 27-й Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех». С момента своего основания в 2011 году компания наряду с военными, участвовала и в проектах сугубо гражданской направленности.

Однако с началом специальной военной операции мы сосредоточились на разработке и серийном производстве НРТК (наземных робототехнических комплексов), способных выполнять широкий круг боевых задач: обеспечение материальными средствами (боеприпасами, медикаментами, продовольствием) подразделений на позициях, эвакуация раненых с линии боевого соприкосновения и так далее. Предварительно мы тщательно изучили весь накопленный в этой сфере опыт. Особенно конструкторами Китая, Израиля, Японии и некоторых технически развитых стран западной Европы.

Например, выпускаемый в интересах лесозаготовительных компаний робот-помощник от шведской «Husqvarna», способен подниматься на возвышенности и уверенно передвигаться по пересеченной местности. Почему эти же принципы машинного зрения и навигации не могут быть использованы в военных целях?», – начал свой рассказ главный конструктор.

«Не менее интересен и опыт израильтян, у которых довольно мощно эволюционируют роботизированные и беспилотные технологии. Они глубоко интегрированы в войска и, судя по информации из сектора Газа, достаточно активно там применяются. И, разумеется, мы используем уникальные наработки отечественной конструкторской школы, создавшей луноходы и роботов-ликвидаторов аварии на ЧАЭС.

Но, главным источником наших идей остаются пожелания бойцов из зоны специальной военной операции. Информация оттуда – ключевая по своей ценности обратная связь конструктора с эксплуатантом», – резюмировал Олег Жуков.

А теперь немного конкретнее о разработке роботов для нужд спецоперации. Уже в первом квартале текущего года НПП «Герань» представит опытный образец модернизированной роботизированной платформы для перевозки грузов и эвакуации раненных – БРГ-3 (боевой робот гусеничный) с элементами искусственного интеллекта.

Обновленное изделие получит манипулятор, выполняющий функции человеческих рук, что позволит ему самостоятельно грузить раненных на носилки, а затем и на платформу. Кроме того, робот сможет распознавать человека в окружении других объектов, а купольная система радиоэлектронной борьбы обеспечит ему защиту от беспилотников противника. В перспективе планируется научить систему отличать раненных от убитых и самостоятельно – без использования сигнала ГЛОНАСС/ GPS или команды оператора – возвращаться на базу.

Таким образом модернизированная версия БРГ, используя технологию машинного зрения, научится не только запоминать окружающую «картинку», но и ориентироваться на этой местности. Испытания нового робота, грузоподъемность которого выросла до трехсот килограммов, пройдут на полигонах Министерства обороны РФ уже в первом квартале 2024 года, после чего будет поставлен вопрос о старте серийного производства и начале поставок эвакуационно-грузовых платформ в зону боевых действий.

Однако это хоть и ближайшая, но перспектива. А что мы имеем уже сегодня? Робототехнический комплекс БРГ-1, разработанный задолго до начала специальной военной операции. Несмотря на сохранившуюся аббревиатуру изделие выпускается в двух вариантах – колесном и гусеничном. Первый способен развивать скорость до 40 км/ч и имеет грузоподъемность двести килограммов. Второй наиболее эффективен в условиях бездорожья (глинозема, мерзлого грунта, снежных заносов и т. п.). Его скорость не превышает 15 км/ч, а грузоподъемность – 120 кг.

Оба варианта оснащены электрическим силовым агрегатом, крутящий момент которого обеспечивает устойчивое сцепление (без налипания) с различными, включая сложные, типами грунта. Запас хода составляет двадцать пять километров.

Особенно интересной нам представляется имеющаяся в конструкции БРГ-1 опция, позволяющая роботу подстраиваться под скорость бегущего (идущего) человека, что весьма удобно при сопровождении платформы медиками или группой охранения.

Главным недостатком этой версии специалисты считают подъемный механизм с лебедкой, предназначенный для подъема и перемещения раненных военнослужащих. Его несовершенство заключается в том, что нередко раненный боец просто не в состоянии (обездвиженность, потеря сознания) самостоятельно пристегнуться к эвакуационной петле.

Дальность управления с пульта оператора БРГ-1 ограничена 15 километрами, а его параметры связи сопоставимы с интегрированными в FPV-дроны. Изначально базовая версия БРГ-1 функционировала на зарубежном софте, однако сегодня она получила и российское ПО, и отечественную плату.

А теперь, о продукции, имеющей исключительно боевые функции. Это – роботизированная платформа БР-2, огневая стационарная точка «Черная вдова» и робот-минер БР-1.

В основу БР-2 легла платформа БРГ-1, а потому модифицированная версия сохранила способность к транспортировке грузов и раненных. При необходимости огневой поддержки штурмовой группы на нее устанавливается пулеметная установка или АГС. Робот первым вступает в контакт с противником, обрушивая на его позиции шквал огня и давая возможность штурмовикам сократить дистанцию.

Как известно, любому штурму предшествует массированный обстрел укрепленных позиций противника, и основная тяжесть его осуществления (в отсутствие артиллерии и тяжелой бронетехники) ложится на людей, вооруженных пулеметами, гранатометами и ПТРК. Так вот, по мнению разработчика БР-2 способна полноценно заменить двух пулеметчиков. Что же касается перспектив, то следующие версии должны будут не просто атаковать опорники противника, но и занимать их, удерживая до подхода штурмовых групп.

«Черная вдова» представляет собой управляемую оператором (по радиосигналу на расстоянии полутора километров и более) роботизированную, невидимую для тепловизоров турель с пулеметом калибра 7,62 миллиметра – ПКТ или ПКМ. Установленная на роботе качественная оптика позволяет находящемуся в укрытии оператору осуществлять наблюдение за обстановкой в любое время суток.

Не менее интересен и минер БР-1 – малогабаритный дистанционно управляемый робот на колесной платформе с электрической силовой установкой. Этот «малыш» способен доставить две противотанковые ТМ в заданную точку, отстоящую от исходной на двадцать (!) километров. Особенно востребован для работы по наступающей бронетехнике противника.

Располагает ли аналогичными роботами «самая сильная армия Европы»? И да, и нет. В марте 2023 года в Сети появилась информация об испытаниях прототипов (в двух экземплярах) «колесного робота-камикадзе», способного нести боезаряд порядка 12 килограммов в тротиловом эквиваленте (противотанковая мина) и оснащенного тепловыми датчиками, реагирующими на человека.

Причем эта информация стала как первой, так и последней. Что же касается роботов-эвакуаторов, то в распоряжении укровермахта имеется машина, выволакивающая раненных с поля боя по земле. Комментарии, как говорится излишни.

И в заключение, как водится, о перспективах. Перманентный рост, особенно в последние несколько месяцев, использования НРТК в зоне СВО говорит сам за себя. И на наш взгляд здесь вполне уместна аналогия с FPV-дронами, реализовавшими мрию бесноватого о БПЛА-шторме.

Примерно то же происходит и с робототехникой – с каждым днем ее значение как элемента огневой поддержки и эффективного транспортного средства только возрастает. В ближайшей перспективе мы придем к позиционированию бесшумной и малозаметной робототехнической платформы в качестве полноценной боевой единицы с широким арсеналом возможностей. Правда, следует понимать, что НРТК и FPV-дрон находятся в различных технологических, технических и ценовых категориях. Поэтому на сиюминутный результат рассчитывать вряд ли стоит.