Войти в почту

Прокурор Юго-Западного административного округа г. Москвы разъясняет!

1. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право: -заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами; -вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; -поощрять работников за добросовестный эффективный труд; -требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; -привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами; -принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); -создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них; -создавать производственный совет (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) - совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников; -реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда. 2. Основные права и обязанности работника. В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на: -заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, иными федеральными законами; -предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; -рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; -своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; -отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; -полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда; -подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами; -объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов; участие в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах; -ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений; -защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; -разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами; -возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами; -обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами. Работник обязан: -добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, -соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; -соблюдать трудовую дисциплину; -выполнять установленные нормы труда; -соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; -бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; -незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества). 3. Основные обязанности работодателя, установленные трудовым законодательством. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан: -соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; -предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; -обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; -обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; -обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; -выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; -вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ; -предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением; -знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; -своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; -рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям; -создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах; -обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; -осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; -возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; -исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. 4. Федеральным законом от 25.12.2023 Nº668-Ф3 внесены изменения в КоАП РФ. С 01.03.2024 вводится административная ответственность за нарушения порядка представления информации во ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности либо порядка ее размещения в данной системе, а также за нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов. Установлены размеры штрафов, налагаемых за совершение указанных правонарушений на должностных лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на юридических лиц, которые достигают суммы в пятьсот тысяч рублей. Кроме того, предусмотрено, что административная ответственность не применяется в отношении отдельных опасных производственных объектов, введенных в эксплуатацию до 1 сентября 2023 года. Под отдельными производственными объектами, отдельными опасными производственными объектами понимаются объекты, определенные в качестве таковых Федеральным законом от 10 января 2002 года Nº 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". 5. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 Nº 45 «0 внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2018 года Nº 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве» уточнен порядок применения конфискации имущества в уголовном судопроизводстве. Определен перечень вопросов, связанных с конфискацией транспортных средств по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.264.1, 265.2, 264.3 УК РФ. В частности, указано, что принадлежащим обвиняемому следует считать имущество, находящееся в его собственности, а также в общей собственности обвиняемого и других лиц, в том числе в совместной собственности супругов. Также указывается, что право собственности на транспортное средство возникает с момента передачи приобретателю такого средства, а не с момента государственной регистрации в ГИБДД, если иное не предусмотрено законом или договором (п.1 ст.223 ГК РФ). Отдельно разъясняется, что транспортное средство подлежит конфискации, если представленные обвиняемым сведения о его отчуждении опровергаются исследованными материалами дела (например, показаниями свидетелей или документами, указывающими на отсутствие факта передачи денег обвиняемому или самого авто другому участнику договора, и т.п.). 6. Судимость и ее правовые последствия. Судимость представляет собой особое правовое состояние, возникающее вследствие осуждения, назначения наказания и его реального отбывания. Оно характеризуется временным ущемлением общегражданских прав и свобод лица, а также является основанием в случае совершения лицом до погашения (снятия) судимости нового преступления применения к нему более строгих мер уголовно-правового характера. К примеру, судимость препятствует лицу в усыновлении ребенка. Лица, имеющие судимость, не могут занимать должности судей, прокуроров, работать сотрудниками полиции и т.д., а также избираться в представительные и исполнительные органы власти, не призываются на военную службу. Налагаются определенные ограничения и в приобретении и хранении огнестрельного оружия. Кроме того, судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания как обстоятельство, отягчающее наказание. Влияет на определение вида исправительного учреждения. Судимость является временным правовым состоянием. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Погашение судимости означает автоматическую (т.е. происходящую в силу закона и не требующую специального решения суда) утрату судимостью правового значения по истечении некоторого периода времени, определенного ч. 3 ст. 86 УК РФ: • в отношении лиц, осужденных условно - по истечении испытательного срока, • в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы - по истечении 1 года после отбытия или исполнения наказания; • в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести - по истечении 3 лет после отбытия наказания; • в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления по истечении 8 лет после отбытия наказания; • в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления - по истечении 10 лет после отбытия наказания. Началом течения срока погашения судимости следует считать день освобождения от отбывания или день исполнения назначенного лицу основного вида наказания, а при назначении дополнительного вида наказания, отбытого или исполненного позднее основного вида наказания, - день освобождения от отбывания или день исполнения дополнительного вида наказания. При осуждении лица за несколько преступлений срок погашения судимости исчисляется по каждому преступлению самостоятельно после отбытия окончательного наказания. Снятие судимости означает утрату судимостью правового значения до истечения срока ее погашения. Судимость может быть снята актом об амнистии, актом помилования либо судом. В соответствии с ч. 6 ст. 86 УК РФ, погашение (снятие) судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. 7. Правила безопасного использования банковской карты Нередки случаи использования похищенной банковской карты в банкомате или хищения через приложение «Мобильный банк» с попавшего в руки злоумышленникам телефона потерпевшего. Преступниками рискуют стать и лица, нашедшие карту, если они распорядятся найденными средствами в своих целях. Если банковская карта утрачена - немедленно блокируйте ее, позвонив по телефону в свой банк либо через онлайн-приложение банка. Установите пароль на устройства с мобильным банком. При наличии технической возможности пользуйтесь услугами оповещения не только о совершенных с использованием банковской карты операциях, но и о входах в приложение «Мобильный банк». Сохраняйте в тайне от всех данные банковских карт. Помните, что настоящие работники банков НИКОГДА не спрашивают данные ваших карт по телефону, они и так обладают ими в рамках своих полномочий. Рекомендуем поделиться этими несложными правилами безопасности с близкими пожилыми родственниками и одинокими соседями, чтобы помочь им избежать негативных последствий. 8. Правовые основания для изменения имени и фамилии ребенку. Статьей 59 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. В случае, если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Семейным законодательством также предусмотрены случаи, когда учет мнения родителя не обязателен. Так, при невозможности установления места нахождения родителя, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка, учет его мнения не обязателен. 9. Внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование использования информационно-телекоммуникационных технологий в уголовно-процессуальной сфере Федеральным законом от 25.12.2023 Nº 672-ФЗ внесены изменения в статьи 222, 474-1 УПК РФ, введена дополнительная статья 474-2. Предусматривается возможность изготовления в органах прокуратуры и предварительного расследования обвинительного заключения в форме электронного документа при наличии соответствующего ходатайства либо согласия обвиняемого, защитника или потерпевшего. Кроме этого, участники уголовного судопроизводства получат возможность обращаться в электронном виде к прокурору, руководителю следственного органа, следователю, дознавателю, в орган дознания с ходатайствами, заявлениями, жалобами, представлениями и требованиями. Использование документов в электронной форме будет допустимо при наличии технической возможности и при условии, что такие документы не содержат сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну, затрагивающих безопасность государства, права и законные интересы несовершеннолетних, а также сведений о преступлениях против половой неприкосновенности или половой свободы личности. 10. С 1 января 2024 года в силу вступил новый Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации". Федеральный закон предусматривает новое правовое регулирование отношений в сфере занятости населения с учётом современного состояния рынка труда и сложившейся к настоящему времени системы мер государственной поддержки граждан, ищущих работу. Определяются основные понятия в сфере содействия занятости населения, в том числе такие понятия, как «граждане, ищущие работу», «безработные граждане», «граждане, находящиеся под риском увольнения», устанавливаются основания признания граждан безработными. Кроме того, систематизируются меры государственной поддержки в сфере содействия занятости населения, уточняется порядок их предоставления, а также предусматриваются специальные меры государственной поддержки, направленные на содействие занятости инвалидов, лиц, завершивших прохождение военной службы, молодёжи. Федеральным законом устанавливаются минимальная и максимальная величины пособия по безработице и условие об их ежегодной индексации с учётом индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Также регламентируются вопросы организации и деятельности органов службы занятости, в том числе вводятся новые процедуры работы этих органов с гражданами, ищущими работу (анкетирование, профилирование и составление индивидуального плана содействия занятости), определяется порядок взаимодействия органов службы занятости с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, профсоюзами и другими организациями в части разработки и реализации государственной политики в сфере занятости, организации профессиональной ориентации граждан, противодействия нелегальной занятости. Положения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года Nº 1032- 1 «О занятости населения в Российской Федерации» признаются утратившими силу (за исключением отдельных положений, которые поэтапно утратят силу в период до 1 января 2025 года). 11. Ответственность за использование поддельного паспорта гражданина России. Подделкой паспорта является как незаконное изменение отдельных частей подлинного паспорта путем подчистки, дописки, замены элементов и так далее, искажающее его действительное содержание, так и изготовление нового паспорта, содержащего заведомо ложные сведения, в том числе с использованием подлинных бланка, печати, штампа. Использование поддельного паспорта гражданина РФ - преступление, за которое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Подделка в целях использования паспорта гражданина наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет (ч.2 ст.327 УК РФ). Под использованием заведомо поддельного (подложного) паспорта понимается его представление по собственной инициативе или по требованию уполномоченных лиц и органов в соответствующее учреждение либо должностному лицу, иным уполномоченным лицам в качестве подлинного в целях получения (подтверждения) права, а равно освобождения от обязанности (причем независимо от достижения этих целей). Приобретение в целях использования либо использование заведомо поддельного паспорта гражданина наказывается ограничением свободы на срок до года, либо принудительными работами на срок до года, либо лишением свободы на срок до года (ч.3 ст.327 УК РФ). Указанные деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок. При этом хищение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное с использованием поддельного паспорта, изготовленного другим лицом, полностью охватывается составом мошенничества (ст.159, ч.4СТ.327 УК РФ). 12. Введена административная ответственность за нарушение условий коллективного договора с отдельными категориями работников. В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2023 Nº 559-Ф3, с 08.12.2023 вступили в силу изменения, вносимые в статью 5.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Часть 1 статьи 5.31 КоАП РФ, как и ранее, предусматривает административную ответственность работодателя или его представителя в виде предупреждения или административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Однако, Федеральным законом от 27.11.2023 Nº 559-ФЗ данная норма дополнена частью 2, согласно которой работодатель или его представитель подлежит привлечению к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа в размере от шести до десяти тысяч рублей за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе подземных работах. Таким образом, законодатель ввел новый состав административного правонарушения в сфере защиты трудовых прав и предусмотрел более строгое наказание по нему, обеспечив, тем самым, дополнительные гарантии прав работников, занятых на вредных и (или) опасных производствах.