Войти в почту

Полковника Росгвардии отправили в колонию на шесть лет за оборудование для борьбы с беспилотниками

Шесть лет лишения свободы и арест в зале суда — так завершился процесс по делу начальника отдела морского управления Росгвардии полковника Сергея Волкова. Он был признан виновным в превышении должностных полномочий при закупке нужд ведомства комплексов «Орел-БПЛА», предназначенных для борьбы с беспилотниками. Техника, которая стоила почти 400 млн рублей, оказалась с ограниченным функционалом. Вопреки требованиям прокуратуры, лишать воинского звания и госнаграды суд фигуранта не стал, а иск Росгвардии передал на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.

Полковника Росгвардии отправили в колонию на шесть лет за оборудование для борьбы с беспилотниками
© BFM.RU

Поскольку в прениях сторон обвинение требовало для Волкова семь лет лишения свободы, то во 2-й Западный окружной военный суд фигурант прибыл с вещами. При этом до последнего оставалось неясным — успел ли судья Андрей Плужников написать приговор.

Накануне, выслушав в прениях сторону защиты, а также последнее слово подсудимого, он предупредил, что может не успеть написать судебный акт до 16 января и тогда огласит его в другой день. Однако в итоге судья уложился в срок, озвучив лишь вводную и резолютивные части приговора. Это практикуется с минувшего года, когда вступили в силу изменения в УК.

Как и настаивало обвинение, суд признал Волкова виновным в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Эта статья предусматривает от трех до десяти лет лишения свободы.

Начальник отдела технического развития и ресурсного обеспечения морского управления Росгвардии 43-летний Сергей Волков был арестован в марте 2023 года, но уже спустя два месяца был переведен под домашний арест.

Комплексы для защиты Крымского моста

По версии следствия, действуя умышленно, руководствуясь ложно понятыми интересами службы, Волков не позднее 11 сентября 2020 года поручил подчиненным подготовить заявку на закупку двух комплексов «Орел-БПЛА» по нахождению беспилотных воздушных судов по наблюдению пространства Керченского моста — так официально называется Крымский мост. При этом он не доложил руководству о существенном ухудшении их характеристик. Так, следствие установило, что в них была исключена одна составляющая, которая не позволяла в полной мере осуществлять радиолокационную защиту. В результате функционал закупленных для Росгвардии комплексов оказался урезанным, что выяснилось в ходе их эксплуатации в ноябре 2021 года: они оказались способны выводить из строя только крупные, а не мелкие дроны.

По данным следствия, Волков знал это, так как завод-изготовитель уведомил его об этом еще до осуществления госзакупки. При этом военный чиновник понимал, что Росгвардия до 1 октября 2020 года завершает оплату по госконтрактам в отчетном финансовом году и в случае отказа возникает риск возврата неосвоенных денежных средств в бюджет.

Таким образом, сочло следствие, Волков превысил должностные полномочия, допустил неправомерное расходование бюджетных денежных средств на сумму ущерба 395 млн 485 тысяч рублей.

В ходе процесса, который длился с ноября 2023 года, подсудимый вину отрицал. Часть процесса ввиду наличия в деле секретных сведений прошла в закрытом режиме.

«Вещевик», а не технарь

Защита просила подсудимого оправдать. По мнению адвоката подсудимого Владимира Андрусенко, в деле отсутствуют и состав, и событие преступления. «Подчиненные Волкова не сообщили ему о том, что завод-изготовитель изменил предназначение комплекса — теперь он стал нацелен главным образом на выявление беспилотников, а не на их выведение из строя, — заявил Business FM защитник. — В представленных же Волкову документах была отражена недостоверная информация. Кроме того, проверка технических характеристик комплекса в его обязанности не входила, а входила в обязанности сотрудников другого подразделения».

Адвокат добавил, что специальная подготовка его подзащитного ограничена вещевой службой, Волков не имел специального технического образования в области радиоэлектроники. При этом Следственный комитет вообще не должен был возбуждать дело и привлекать кого-либо к уголовной ответственности, поскольку новые комплексы были «лучше предыдущих и по 21 параметру превосходили предыдущие», настаивает Владимир Андрусенко.

По данным защиты, комплексы «Орел-БПЛА» не сняты с вооружения, а находятся в так называемой опытной эксплуатации, в ходе которой за ними тщательно наблюдают и раз в месяц составляют отчет.

Вынося приговор, суд не стал лишать Волкова ни воинского звания полковника, ни госнаграды — медали Жукова, о чем просил прокурор.

А иск Росгвардии (ведомство было признано по делу потерпевшим) о взыскании с подсудимого ущерба судья передал на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.

Вопрос о нанесенном государству уроне до последнего не оставлял в покое фигуранта. Прежде чем его увел конвой, Волков спросил у судьи, какой все же, на взгляд суда, ущерб.

Открытый вопрос

Тот ответил, что, по результатам экспертизы, закупленный им комплекс исправен, но для защиты от беспилотников непригоден. А это значит, что комплекс будут дорабатывать или докупать к нему части. Только после этого будет понятно, сколько денег потребуется на его доработку. Таким образом, вопрос о сумме ущерба остался открытым. При этом в своем иске Росгвардия требовала взыскать с полковника всю сумму стоимости оборудования в размере 395,4 млн рублей, что защита называла «абсурдным».

По словам Владимира Андрусенко, в войска закупили и отправили модернизированный комплекс, исключив из комплекса 2018 года одну составляющую. Ее за дополнительные средства можно допоставить. Защита намерена обжаловать приговор в апелляции.