Войти в почту

Беркович и Петрийчук оставили в СИЗО до 10 марта по делу об оправдании терроризма

Замоскворецкий суд Москвы продлил до 10 марта срок ареста режиссера Евгении Беркович и драматурга Светланы Петрийчук в рамках дела об оправдании терроризма, возбужденного из-за постановки спектакля «Финист — Ясный Сокол». Об этом сообщает корреспондент Business FM.

«Ходатайство следствия удовлетворить, продлить Беркович и Петрийчук срок содержания под стражей на два месяца, до 10 марта 2024 года», — огласила постановление судья Лариса Семенова.

Настаивая на дальнейшем нахождении фигуранток в СИЗО, следователь указал, что «расследование дела представляет особую сложность». При этом он сообщил, что оно фактически завершено, но следствию требуется время, чтобы предъявить Беркович и Петрийчук обвинение в окончательной редакции и ознакомить их с материалами дела. Он, в частности, утверждал, что, находясь на свободе и «опасаясь наказания в виде реального лишения свободы», обвиняемые могут скрыться от следствия и суда «или продолжить заниматься преступной деятельностью».

Арестованные и их адвокаты просили ходатайство следствия отклонить. «Я никуда не убегу и не могу продолжить заниматься преступной деятельностью, потому что я ее и не начинала», — заявила Евгения Беркович, отметив, что «следствие ничего не смогло нарыть, несмотря на все ресурсы и возможности». Она назвала дело «мертвым», которое не «спасти». «Задача следствия доказать, а не наказать», — указала режиссер.

В качестве альтернативы содержанию под стражей адвокаты просили перевести обвиняемых под домашний арест или запрет определенных действий. Адвокат Евгении Беркович Ксения Карпинская выразила готовность лично внести за обвиняемую любую сумму залога из личных средств. Она считает, что предъявленное обвинение не было доказано, и выразила недоумение от результатов повторной психолого-лингвистической и автороведческой экспертизы. Как ранее стало известно, она проводилась УФСБ по Свердловской области. «В этой экспертизе УФСБ утверждает, что «исламская идеология равна терроризму», — прокомментировала результаты исследования защитница.

«Я не намерена скрываться, я законопослушный человек, у меня есть недвижимость, я ни в коем случае бы не стала мешать», — сказала Светлана Петрийчук.

А ее адвокат Сергей Груздев заметил, что фигуранток привлекли к ответственности не «за одиночный пикет или крики с Останкинской башни», а за создание пьесы, которая получила две театральных премии «Золотая маска».

«Я не понимаю, как можно говорить о [преступном умысле], если была поставлена пьеса, ее еще ставили в колониях, и там писали за нее благодарности и говорили спасибо, что ее поставили», — сказал адвокат, настаивая на незаконном содержании обвиняемых в СИЗО в течение восьми месяцев. Однако суд, взвесив доводы сторон, ходатайство столичного Следственного комитета удовлетворил.

Уголовное дело, в рамках которого районный суд 5 мая арестовал режиссера Евгению Беркович и сценариста Светлану Петрийчук, было возбуждено СУ СКР по ЦАО Москвы 10 апреля 2023 года. Поводом стал спектакль «Финист — Ясный Сокол», поставленный режиссером Евгенией Беркович по пьесе Петрийчук. В ней рассказывалась история о женщинах, решивших заочно выйти замуж за представителей радикального ислама и переехать в Сирию.

Авторам постановки предъявили обвинение в «публичном оправдании терроризма или пропаганде терроризма с использованием СМИ или интернета» (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ). Статья предполагает наказание от штрафа в размере от 300 тысяч до 1 млн рублей до реального лишения свободы на срок от пяти до семи лет заключения.

Свою вину они не признали. По словам авторов и участников спектакля, постановка, по сути, является документальной, при написании пьесы использовались материалы уголовных дел россиянок, в частности бывшей студентки МГУ Варвары Карауловой. В 2022 году спектакль был удостоен главной российской театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучшая работа художника по костюмам» и «Лучшая работа драматурга».

Ранее защита представляла судам заключение Минюста, в котором раскритиковали положенную в основу дела первую деструктологическую экспертизу, назвав ее антинаучной. Но это не помогло добиться освобождения фигуранток из СИЗО.