Дети мигрантов в Красном Селе: Поспешные наказания - это куда проще, чем разумная миграционная политика
Случай с детьми мигрантов, забросавших снегом и погасивших Вечный Огонь на мемориале Великой Отечественной, заставляет задуматься о будущем. Время от времени интернет захлестывает волна интереса к детям мигрантов, которые плохо себя ведут. Вот и на днях, тихим зимним вечером в городе Красное Село, это нынче часть Санкт-Петербурга, трое подростков стали сетевыми антигероями, потушив Вечный огонь в сквере на углу проспектов Ленина и 9-мая. Дети «старались», с первого раза не получилось, но поскольку снега в России зимой много, то, кряхтя, они сделали это.
Горение Вечного огня быстро восстановили, благо видеонаблюдение ведется. Полиция выяснила, кто родители двух братьев 10 и 14 лет, а также их 12-летнего приятеля. Все трое оказались из семей нелегальных мигрантов, «понаехавших» из государств ближнего зарубежья.
Вот подростков и предполагается выдворить из РФ вместе с их нелегально живущими семьями. Случай уж очень резонансный. Более того, уже сообщают, что суд всё решил - оштрафовать и выдворить.
Вспомним и случай, что произошел летом, когда в начале августа 2023 года, в отдел полиции по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга попал несовершеннолетний С., 2013 года рождения. Накануне на набережной канала Грибоедова он «выражался грубой нецензурной бранью на улице, в месте массового скопления граждан», чем демонстративно нарушал общественный порядок. Мелкое хулиганство мелкого же мигранта. Могут возразить, что этим у нас никого не удивишь, но несовершеннолетний, оказывается, сначала бил бутылки, а потом крыл благим русским матом русских же, после того, как один из местных сделал ему замечание. А то не соображал, что он в культурной столице.
Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов напоминает, что подобные случаи кощунства и варварства, к сожалению, происходили и с участием местных, самых что ни на есть русских и славянских подростков:
– Если по интернету поискать, то такого рода примеров оказывается достаточно. Поэтому выводить происшедшее к принципу «диких и злонамеренных мигрантов», мне кажется, было бы неправильно.
«СП»: Что за Вечный огонь, который можно потушить снежком? И почему репрессии несоизмеримы с проступком? Для пацанов это наверняка мелкое хулиганство, без всякой идеологической подоплеки. Но, как и в случае стрельбы брянской в школе, наказание явно «для отчета» – мол, меры приняты.
– По большому счету в нашей стране есть проблема, выражающаяся в отсутствии мощного движения вперед. Нет у нас программы развития страны. Соответственно акцент на сохранение памяти через упор на Великую Отечественную войну, безусловно нужный и обязательный, на связанные с той войной монументы, в отдельности работает плохо. Потому что любой подросток, вне зависимости от того, мигрант он или местный, объективно живет не прошлым, а будущим.
Да, ребенок должен быть прекрасно воспитан в семье, и этого конечно надо требовать от родителей. Но даже при всей своей культурности, подростку хочется реализовать себя в будущем, выстроить свою жизнь, которая, как правильно писал Николай Островский, дается один раз и «прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно».
Но для этого нужна некая «воронка будущего», которая бы втягивала любую молодежь. Любую, хоть мигрантскую, хоть немигрантскую, все должны мечтать, условно говоря, языком 60-х годов ХХ века, «попасть на передовые позиции развития страны и общества, на космодромы, атомные электростанции» и так далее. И что-то такое надо им предложить.
А здесь я вижу огромные проблемы. Ничего непонятно, и в лучшем случае кто-то рассказывает про достижения Илона Маска и даже его, бедного, высмеивают и опошляют. Но без «втягивания в будущее» мы так и будем получать, и получаем такого рода случаи.
«СП»: За пару дней до происшествия в Санкт-Петербурге, полиция Саратова завела дело против точно также забросавших снегом Вечный огонь подростков у памятника «Борцам революции 1917 года» на Театральной площади. Возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 244 УК (надругательство над телами умерших и местами их захоронения). Максимальное наказание по этой статье – арест на срок до двух лет.
– Культ памяти, безусловно, должен поддерживаться. Но без нацеленности на будущее мы будем только деградировать.
«СП»: Уже деградируем. На видео можно убедится, что мемориал в Красном селе занесен снегом чуть ли не по колено. Понятно, что чистить некому, мигранты «поуехали», но если уж мемориал для нас так важен, то могли бы глава муниципального образования Красное Село Евгений Мареев лично, вместе с муниципальными депутатами, членами комиссии по развитию и городскому хозяйству сами устроить субботник, расчистив памятник. Тогда бы у юных гостей Северной столицы может и не появилось желания заниматься вандализмом?
– Ну да. И конечно вопрос, связанный с депортацией родителей – не очень понятен. Это получается какое-то коллективное наказание. Вспоминается древнеримская «децимация», когда каждого десятого казнили за проступок конкретного человека. Наказывать семьи за проступок детей, как представляется, непропорционально и ни к чему хорошему нас не приведет.
«СП»: Семьи проштрафившихся мигрантов, по всей видимости, строго по букве закона накажут высылкой из страны. Формально не из-за случая с Вечным огнем, просто они жили, как оказалось, без регистрации. А нелегалов – высылают.
– Я понимаю. Но если бы не этот случай, они бы может еще лет десять спокойно просуществовали в городе на Неве. А сейчас, как говорится, «нашли к чему прицепиться». Понятно, что повод нашли, и он законный. Но по фактическому состоянию дел, у нас максимум 25% мигрантов зарегистрированы и имеют патенты на работу. Это по сути дела совсем другой вопрос, не имеющий отношения к данному случаю вандализма, но «прошерстили, выявили, выслали». А у людей все равно в голове останется: дети совершили кощунство, а наказали родителей.
Вопрос же между тем остается: где наша национальная и внутренняя политика? Кто этим занимается? Или это узковедомственный вопрос наших постовых полицейских, глав муниципальных образований? Есть ли в стране политика, хотя бы в период президентских выборов, или эти чувствительные случаи никто не замечает, – считает эксперт.
А случаев-то набирается много. Так, в ноябре в Москве 49-летний мужчина попытался потушить Вечный огонь на Поклонной горе, вылил в мемориал жидкость из пластиковой бутылки, разбросал и повредил венки, возложенные в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. А в Серпухове возбудили дело за прикуривание от Вечного огня, это случилось 7 мая и квалифицировалось по статье о реабилитации нацизма (УК 354.1), за осквернение символов воинской славы, за что может грозить до трех лет лишения свободы.
Выходит, если россиянин занимается вандализмом – его в тюрьму. Если иностранец – на родину. По крайней мере, питерская полиция готовит материалы в суд с ходатайством о выдворении обеих семей за пределы России. Материалы полицейской проверки, а также сами подростки и их родители «переданы в следственные органы для проведения процессуальных действий». Непонятно только, как и куда «переданы», задержаны или с них взяты подписка о невыезде?
Проблема мигрантов у нас волнует многих. Сначала, что «их слишком понаехало», потом «куда делись»? Почему мусор не убирается? Да потому что уехали наши с вами гастарбайтеры после падения курса рубля, ведь приезжали они за ним, родимым, для того, чтобы денег заработать. Рубль ухнул вниз по сравнению с долларом и евро, теперь приходится самим дворы и скверы расчищать от снега.
Новости, мнения, комментарии о мигрантах и миграции читайте в теме "Свободной Прессы".