Прокуратура потребовала для экс-владельца банка «Югра» Хотина 9 лет и 10 месяцев колонии

Обновлено в 13:00

Прокуратура потребовала для экс-владельца банка «Югра» Хотина 9 лет и 10 месяцев колонии
© BFM.RU

В Замоскворецком суде столицы вышел на финишную прямую начавшийся в весной 2021 года процесс по делу бывших руководителей лишенного лицензии банка «Югра», обвиняемых в растрате 23,6 млрд рублей. Выступая в ходе прений сторон, прокурор потребовала приговорить главного фигуранта — основного владельца кредитной организации Алексея Хотина — к девяти годам и десяти месяцам заключения в колонии общего режима со штрафом в 1 млн рублей. Трех других фигурантов она предложила осудить на сроки от девяти лет до девяти с половиной лет заключения.

Все подсудимые, по мнению прокурора Надежды Тихоновой, должны быть признаны виновными в «растрате в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 160 УК РФ).

Бывшего президента банка «Югра» Алексея Нефедова она просила отправить в колонию на 9,5 года, председателю правления кредитного учреждения Дмитрию Шиляеву назначить девять лет и три месяца заключения, а директора столичного филиала «Югры» Нину Чернову приговорить к девяти годам колонии.

Все подсудимые, по мнению прокурора, должны отбывать наказание в колонии общего режима и заплатить штрафы также по 1 млн рублей.

Гособвинитель просила суд полностью удовлетворить иск Агентства по страхованию вкладов, признанного по делу потерпевшим, на сумму 17 млрд 314 млн рублей, вычтя из нее 400 тысяч рублей, которые подсудимые перечислили в ходе процесса.

При этом представитель потерпевшего потребовал назначить подсудимым «максимальную санкцию» инкриминируемой им статьи — то есть 10 лет колонии.

Прения со второй попытки

Прения сторон начались в суде со второй попытки. Первоначально их запланировали на 4 декабря. Однако в этот день слушание отложили после того, как судья Ольга Багрова удалила корреспондента Business FM из полупустого зала по причине якобы нехватки свободных мест и отправила на трансляцию на первый этаж, которую так и не включили. На следующий день судья вновь отказалась допустить единственного представителя СМИ в зал, отправив на трансляцию, расположенную рядом со входом.

Не пустили в зал и двух бывших вкладчиков «Югры», которые приехали на финал процесса. Поэтому речь прокурора Надежды Тихоновой им и корреспонденту Business FM пришлось слушали под гудящую на входе рамку с металлодетектором и разговоры входящих в суд граждан.

Прокурор заявила, что в 2014 году бенефециар «Югры» Алексей Хотин создал и возглавил преступную группу, в которую вошли другие подсудимые: Алексей Нефедов, Дмитрий Шиляев и Нина Чернова. Совместно они растратили 23 млрд 620 млн рублей путем выдачи в 2014-2017 годах заведомо невозвратных кредитов подконтрольным Хотину юрлицам — ООО «Капстрой», ООО «Восток» и ООО «Мултановское». Последние не вели финансово-хозяйственную деятельность, фирмы возглавляли номинальные директора.

«Похищенные средства были направлены бенефициаром Хотиным для финансирования его бизнес-проектов в сфере недвижимости, а также в области добычи и транспортировки нефти, а также рефинансирования займов перед другими кредитными организациями», — сказала Тихонова.

Она заявила, что всего из банка «Югра» вывели «200 млрд рублей, или 98% от всего кредитного тела».

Гособвинитель напомнила позицию подсудимых, которые не признали вину и утверждали, что вышеназванные сообщества были платежеспособными, выданные им кредиты якобы обслуживались без просрочек, а проверка кредитоспособности данных организаций осуществлялась без какого-либо воздействия на сотрудников профильных подразделений банка.

«Однако эти доводы опровергаются исследованными доказательствами: материалами дела, показаниями свидетелей и результатами экспертиз», — сказала прокурор. По ее словам, в частности, свидетели подтвердили фиктивный характер фирм и рассказали о том, что операционная детальность компаний полностью зависела от привлеченных ресурсов. «Большая часть полученных кредитов была не обеспечена, а договоры обеспечения организаций фактически носили формальный характер», — добавила Тихонова.

Она отметила, что бывший президент банка «Югра» Алексей Нефедов, председатель правления кредитного учреждения Дмитрий Шиляев и директор столичного филиала «Югры» Нина Чернова действовали с корыстной целью «из личной заинтересованности, желая угодить Хотину как владельцу банка» и рассчитывая на материальное вознаграждение. Именно поэтому они «распоряжались деньгами банка как собственным имуществом», сказала гособвинитель.

Она добавила, что действия подсудимых «не были спонтанными, а осуществлялись под единым руководством с единым умыслом» устойчивой группой с применением мер конспирации.

Прокурор назвала исследованные судом доказательства обвинения «допустимыми, достоверными и достаточными» для установления виновности Хотина. «Оснований свидетелей для оговора подсудимых не установлено», — заключила она.

Пока выступала прокурор, Алексей Хотин и Алексей Нефедов расположились в бронированной клетке. Переговариваясь друг с другом, они чуть не пропустили сроки, которые для них запросила гособвинитель. Остальные расположились в зале, так как им избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий.

От домашнего ареста до СИЗО

Центробанк отозвал у «Югры» лицензию еще в июле 2017 года. Арбитражный суд Москвы 25 сентября 2018 года признал банк банкротом по заявлению Центробанка.

Первоначально, с апреля 2019 года, Хотин находился под домашним арестом, а в июне 2021 года его перевели под запрет определенных действий, разрешив покидать квартиру лишь на два часа в день. Уже под конец процесса, 11 октября 2023 года, суд по ходатайству гособвинения перевел Хотина в СИЗО из-за того, что он нарушил условия избранной меры пресечения. В июле под стражу также был заключен и Алексей Нефедов в связи с его систематической неявкой на заседания суда.

Замоскворецкий суд Москвы в мае 2023 года взыскал по иску Генпрокуратуры к Алексею Хотину более 190 млрд рублей в счет возмещения ущерба, причиненного неуплатой налогов принадлежащей ему группой компании «Русь-Ойл», а также обратил в доход государства акций и долей около 80 входящих в нее юрлиц. ГК «Русь-Ойл» занимается разработкой месторождений в Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, Иркутской области, Республике Саха (Якутия). Мосгорсуд скорректировал принятое решение.

По данным СМИ, именно в «Русь-Ойл», в частности, могли перекачиваться деньги вкладчиков банка «Югра».

О том, что 98% кредитов банка направлялись на финансирование бизнеса его владельца в сфере недвижимости и нефтедобычи, в мае 2019 года заявила директор экспертно-аналитического департамента Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Юлия Медведева. В АСВ тогда подчеркнули, что банк «Югра» организовал самую масштабную и качественную схему по выводу активов. После отзыва лицензии у «Югры» агентству пришлось выплатить крупнейшую в истории сумму по застрахованным вкладам — 174 млрд рублей.

Крупнейшие владельцы недвижимости

В качестве обеспечительных мер суд арестовал десятки структур, связанных с Алексеем Хотиным, которым принадлежат офисные комплексы «Красный богатырь», Cherry Tower, «Агат», торговые центры «Горбушкин двор» и «Филион», технопарк «Синтез» и другие. Алексей Хотин и его отец Юрий долговое время считались одними из крупнейших владельцев коммерческой недвижимости в столице: им принадлежало порядка 40 объектов в Москве общей площадью 2,1 млн квадратных метров.

Адвокаты Хотина и других фигурантов заявили Business FM, что не комментируют дело.

В 2020 году стало известно, что в отношении Хотина возбудили еще одно дело — о хищении им «и его соучастниками» денежных средств банка «Югра» на сумму около 290 млрд рублей.

Тревоги вкладчиков

Не все бывшие вкладчики «Югры» считают, что Алексей Хотин и другие фигуранты совершили хищения. Одна из них — житель столицы Елена Наумова, представитель инициативной группы 35 тысяч вкладчиков, которая приехала в суд.

Она рассказала, что ее семья хранила в банке 4,5 млн рублей. Застрахованную сумму в 1,4 млн рублей ей выплатили сразу через месяц после отзыва у банка лицензии, а еще 3 млн рублей семье удалось получить позже.

По словам Наумовой, выплаты «вкладчикам-превышенцам» (физическим и юридическим лицам) поступили от компаний «Комплексные инвестиции» и ООО «Дерби» по инициативе Алексея Хотина. Всего, по ее данным, из 35 тысяч более 22 тысяч граждан получили свои деньги в полном объеме в рамках договора цессии на сумму более 11 млрд рублей. В настоящее время выплаты продолжаются, сказала она.

«Я считаю, что обвинение Хотина в хищениях не доказано. Серьезных доказательств, что хищения вообще имели место, прокуратура не представила», — заявила она радиостанции, рассказав, что ходила на процесс. Она поделилась обеспокоенностью по поводу того, что после ареста и осуждения банкира оставшиеся 13 тысяч бывших вкладчиков могут лишиться выплат.