Три курских перевозчика судятся с региональным Минтрансом из-за субсидий

Предприниматели предполагают, что чиновники с грубыми нарушениями организовали проверки, где обнаружилось до 2 тысяч транзакций с одной транспортной картой за месяц 10 июня 2023 года в программе <a href="https://smotrim.ru/video/2630664">«Вести. Дежурная часть»</a> показали сюжет о том, как чиновники из курского правительства выявили масштабную схему хищения бюджетных средств с помощью льготных транспортных карт. Предполагалось, что перевозчики незаконно получили из региональной казны более 150 млн. рублей в качестве субсидии на возмещение затрат по перевозке льготников. В правительстве региона говорили, что материалы проверок передавали в полицию ещё раньше, но дело так и не возбудили. После сюжета на федеральном ТВ по указанию Александра Бастрыкина СК начал проверку. В областном УМВД объяснили, что они завершают свою проверку, а информацию о возможном преступлении получили ещё в марте. Дело всё-таки возбудили, но не в полиции, а в Следственном комитете. После этих и других проверок региональный Минтранс потребовал от некоторых перевозчиков вернуть выданные субсидии. Три предпринимателя (со слов их представителя в суде, не являющихся фигурантами уголовного дела) подали иски в арбитражный суд. Они пытаются доказать, что использование одной транспортной карты до 2 тысяч раз в месяц &ndash; не повод возвращать в бюджет 38,6 млн. рублей. «Проверка не была включена в план» В конце августа &ndash; начале сентября 2023 года индивидуальные предприниматели Павел Дранко, Роман Мелихов и Александр Белоусов подали исковые заявления в арбитражный суд Курской области. Поводом для этого стали проверки, которые Министерство транспорта и автомобильных дорог региона проводило с 15 июня по 12 июля 2023 года. После этого чиновники потребовали от Дранко вернуть в бюджет субсидии почти на 8,5 млн. рублей, от Мелихова &ndash; 21,3 млн. рублей и от Белоусова &ndash; 8,8 млн. рублей. У всех трёх предпринимателей один юрист &ndash; Ольга Дмитриева и одинаковые претензии. На заседании суда представительница истцов сообщила, что чиновники должны были включить проверку в свой план заранее и предупредить о них предпринимателей за день до начала. Но главное, по мнению перевозчиков, после проверки Минтранс не должен требовать возврата уже выданных субсидий. Как рассказала «Курским известиям» Ольга Дмитриева, все эти предприниматели не имеют отношения к уголовному делу, возбуждённому после проверок до 10 июня 2023 года. Официально эту информацию никак не удалось подтвердить. В Минтрансе отказались комментировать ситуацию с исками, сославшись на тайну следствия. «Курские известия» побывали на одном из заседаний по иску ИП Дранко и узнали детали дела. В этот день представители Министерства транспорта и автодорог Курской области не пришли на процесс, поэтому судья вела диалог только с представительницей истца. Все доводы истца опирались на Постановление Правительства РФ от 17 августа 2020 г. №1235 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов». По мнению Ольги Дмитриевой, в этом документе указано, что решение о проведении проверки принимается заранее, на основании плана, а данная ревизия проводилась на основании приказа от 9 июня 2023 года. &ndash; Мы полагаем, что данный приказ должны были вынести до 31.12.2022 года и включить в график, поскольку проверку называют плановой. Информацию о ней должны были опубликовать в открытых источниках, но её не было. Получается, что в план эта проверка не была включена, &ndash; замечает юрист. Кроме того, по версии истца, копию акта проведённой проверки нужно было вручить ИП Дранко не позднее 3 рабочих дней с момента подписания, а его передали позже. &ndash; Помимо прочего, 7 августа 2023 Минтранс Курской области издал обжалуемое предписание. Там не было указано, каким образом, каким специалистом или какой системой была установлена недействительность транзакций, выявивших нарушение, &ndash; пояснила Ольга Дмитриева. Волшебная карта Проверяющие из Минтранса посчитали, что с 2021 по 2023 год почти полмиллиона транзакций на терминалах АСКОП («Автоматизированная система контроля оплаты проезда Курской области») у ИП Дранко были недостоверными, потому что некоторые льготные карты прикладывали к терминалу несколько раз в течение 3 минут или больше трёх раз в течение часа. Минтранс много лет компенсировал такие транзакции субсидиями, но после летней проверки чиновники потребовали вернуть 8,5 млн. рублей. &ndash; 543276 транзакций не могут быть признаны достоверными. Вот видим, что с одной транспортной картой в январе 2022 г. было зарегистрировано 40 транзакций, в феврале 2022 г. &ndash; 59, а с другой карты в январе &ndash; 1236 транзакций, в феврале &ndash; 1027 транзакций, в июле 2022 г. &ndash; 1638 транзакций. Эта карта принадлежит одному гражданину, то есть в июле 2022 года один гражданин 1638 раз воспользовался транспортной картой. Июль 2022 года вообще показывает рекорды. Были карты, которые использовались больше 2 тысяч раз, &ndash; обращает внимание судья. Ольга Дмитриева предположила, что в данном случае в АСКОП мог произойти какой-то сбой. В таком случае, по её мнению, нет гарантии, что остальные транзакции достоверны. При этом юрист обратила внимание, что нет никакого документа, который бы запрещал пассажиру использовать карту более определённого количества раз. &ndash; Нет ограничений на картах, а фактически страдает перевозчик от этого. Нарушений использования транспортных карт не установлено при проверке. Об этом вообще нет речи. И у меня возникает резонный вопрос: каким образом транзакция признана недействительной, если нарушения использования карты не установлено? И где гарантия, что нет сбоя по номеру карты? Это Минтранс не учитывает? &ndash; говорит Дмитриева. &ndash; Эти обстоятельства подлежат объяснению. Считаю, что необходимо привлечь в качестве третьего лица государственное унитарное предприятие Курской области «Информационный центр «Регион &ndash; Курск». Будем выяснять, почему такое количество транзакций. Как-то странно, ведь их всё меньше постепенно становилось. В январе 2023 года их уже не так много, а в феврале только по двум картам такое выявлено, и всё. Интересная тенденция. Будем выяснять, &ndash; пояснила судья. «Требовать назад не имеет права» На суде выяснилось, что субсидии выдавали перевозчикам каждый месяц. Представительница истца считает, что чиновники не должны требовать возвращения этих денег. &ndash; По условиям подписанного соглашения о предоставлении субсидии Минтранс Курской области имеет право осуществлять проверку документов в течение 5 рабочих дней со дня их получения от ИП. Мы хотели бы истребовать платёжные поручения, благодаря которым будет видно, что проверка была проведена не через 5 дней после перечисления субсидий, а гораздо позже. Хотя Минтранс должен был проверить транзакции через 5 дней после перечисления субсидий, &ndash; замечает Ольга Дмитриева. &ndash; То есть вы полагаете, что если в течение 5 дней Минтранс не признал их недостоверными и перечислил за них субсидии, то назад он их требовать не имеет права? &ndash; спрашивает судья. &ndash; Да, ваша честь, &ndash; уверенно говорит юрист. &ndash; Тогда мы связаны неявкой представителей Минтранса и только на следующем заседании мы сможем задать им эти вопросы, &ndash; подытожила судья. Следующее заседание назначено на начало декабря. «Курские известия» следят за развитием событий.

Три курских перевозчика судятся с региональным Минтрансом из-за субсидий
© Курские известия