Войти в почту

Пике при заходе на посадку: можно ли было избежать трагедии в небе над Приангарьем

Хронология событий Потерпевший катастрофу самолет Ан-12 принадлежал белорусской авиакомпании «Гродно». Авиационное судно было изготовлено на Ташкентском механическом заводе. Начавший полеты в 1968 году в СССР, в 1991 году борт перешел в ВВС России. Однако с 1993-го по 2003 год самолет находился на хранении и не совершал полеты. Впоследствии судно приобрела армянская авиакомпания Air Armenia, спустя одиннадцать лет его перевели в таджикскую Asia Airways. Еще через 2 года воздушный транспорт перешел в авиакомпанию «Гродно», где пролетал 2 года и 11 месяцев до дня катастрофы. В общей сложности самолет эксплуатировался больше 50 лет. В тот злополучный день он выполнял рейс по маршруту Якутск – Иркутск и перевозил продукты на Чукотку. 3 ноября в 19:45 по местному времени в дежурную часть Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте поступило сообщение, что при заходе на посадку в аэропорт столицы Приангарья исчез с радаров самолет Ан-12. Из-за плохой погоды грузовое судно не смогло приземлиться с первого раза и вынуждено было уйти на второй круг. В последний раз командир самолета выходил на связь с командиром полетов за одиннадцать минут до трагедии. В тот роковой вечер на улице была метель, при заходе на посадку воздушное судно рухнуло и загорелось. Прибывшие к месту ЧП спасатели обнаружили искореженные обломки и части тел. Стоит отметить, что, по данным Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, самолетом управлял опытный экипаж. Командир Александр Егоров имел общий налет более 12 тысяч часов, в том числе свыше 7 тысяч часов – на самолетах типа Ан-12. Также на борту находились: бортмеханик Юрий Кропалев из России, второй пилот Олег Щучко, бортрадист Александр Чуприненко из Украины, штурман Андрей Сергеев, инженеры Дмитрий Гармоненко и Максим Карпук из Республики Беларусь. В первые минуты после авиакатастрофы стало известно, что на борту самолета помимо членов экипажа находились еще два пассажира – гендиректор авиакомпании «Заполярье» Юрий Володин и его первый заместитель Олег Вишнев. Позже губернатор подтвердил их гибель. Погода или техническая неисправность? Погода в тот день была не самая благоприятная для полетов – снег, ветер и метель. Словом, полный комплект. После крушения Ан-12 сотрудники Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте завели уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Следственная группа, обследовав остатки фюзеляжа и бортовые самописцы, передала все «черные ящики» в лабораторию Международного авиационного комитета для дешифровки. Следователи рассматривают несколько вероятных причин крушения самолета. Среди них – ошибка пилотирования, сложные погодные условия с ветром и снегом и возможная техническая неисправность воздушного судна. Многие тогда вспомнили, что на протяжении десяти лет, до прихода в авиакомпанию Air Armenia, самолет не эксплуатировался. Невольно возникает вопрос, в каком состоянии было судно и можно ли было его выпускать в рейс. Однако точных заявлений экспертов на этот счет пока нет, а предположения о неисправности самолета – лишь одна из версий. Что могло произойти на самом деле По мнению экспертов, самолет смог бы долететь до пункта назначения. Однако злую шутку сыграли неблагоприятные погодные условия. Специалисты считают, что с большой долей вероятности виновато обледенение самолета. Это явление происходит строго при температуре воздуха от –5 до +5 градусов. В Якутске, откуда отправлялся самолет, было –9 градусов, а потому обрабатывать машину реагентом никому в голову не пришло. Однако в районе столицы Приангарья погодные условия были совсем иными, и они располагали к обледенению. В последний час горизонтальная дальность видимости была меньше километра и самолет оказался в зоне холодного фронта. «Данные, в том числе об этом свидетельствует то, что удалось понять из первичного анализа самописца, говорят в пользу версии об обледенении руля высоты при попытке захода на второй круг», – приводит сообщение источника, знакомого с ходом расследования, «Интерфакс». После того как экипаж сообщил о намерении уйти на второй круг, диспетчер заметил, что буквально за несколько секунд высота, на которой находился самолет, упала с 230 метров до 120, а потом он и вовсе пропал с радаров. Не первое крушение Ан-12 в Сибири Сибирь нередко становилась местом крушения авиатранспорта. И модель Ан-12 фигурировала в трагических сводках не раз. 26 декабря 2013 года транспортный самолет Ан-12Б российской авиакомпании «Иркут» выполнял рейс Новосибирск – Иркутск, при заходе на посадку на аэродроме Иркутск-2 врезался в склад военного имущества Минобороны в 700 метрах от взлетно-посадочной полосы. Погибли девять человек – шесть членов экипажа и три представителя, сопровождавшие груз. В январе 2017 года виновными в катастрофе были признаны руководители полетов летно-испытательного подразделения Иркутского авиазавода Андрей Старков и Александр Осейко, которые предоставили экипажу самолета неверную информацию о нахождении воздушного судна на курсе и глиссаде. Суд назначил обоим наказание в виде лишения свободы сроком на три года в колонии-поселении. Рекомендуем почитать материал «ФедералПресс» о самых крупных авиакатастрофах с военными самолетами в России. Фото: ГУ МЧС по Иркутской области, пресс-служба правительства Иркутской области, РИА Новости / Кирилл Шипицин

Пике при заходе на посадку: можно ли было избежать трагедии в небе над Приангарьем
© РИА "ФедералПресс"