Московские клиники фиксируют рекордный спрос на услуги криоконсервации

Раньше к заморозке и хранению биоматериала прибегали люди с серьезными диагнозами, или желающие завести ребенка в старости, или представители профессий, связанных с риском. Но за последние несколько недель спрос на эту услугу вырос в два-три раза в зависимости от клиники, говорит руководитель банка репродуктивных клеток «Репробанк» Автандил Чоговадзе:

Московские клиники фиксируют рекордный спрос на услуги криоконсервации
© BFM.RU

Автандил Чоговадзе руководитель банка репродуктивных клеток «Репробанк» «Спрос вырос серьезно именно со стороны молодых мужчин — потенциальных призывников. Если раньше это были в основном пациенты, которым предстоят медицинские вмешательства вроде химиотерапии, радиолучевой терапии или урологических операций, то сейчас 90% — это здоровые молодые мужчины. Если раньше в месяц это было 20-25 человек, то сейчас в день десять и больше».

Замороженный биоматериал может храниться вплоть до нескольких десятков лет, говорят эксперты. В жидком азоте, при температуре минус 196 градусов вся метаболическая активность клеток останавливается, рассказывает заведующая отделением вспомогательных репродуктивных технологий клинического госпиталя «Лапино» группы компаний «Мать и дитя» Мария Овчинникова:

Мария Овчинникова заведующая отделением вспомогательных репродуктивных технологий клинического госпиталя «Лапино» группы компаний «Мать и дитя» «Сперматозоиды крайне криотолерантны. Какого-то возрастного ограничения для проведения криоконсервации спермы не существует. Лишние разморозки, чтобы проверить качество на этапе хранения, никогда не осуществляются. Цена за хранение существует. Это может быть оформленный контракт на год, на пять лет, на десять лет, и цена варьируется в зависимости от сроков хранения. Порядка 10 тысяч рублей за год хранения».

Сама процедура криоконсервации в столичных клиниках не очень дорогая: от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, включая анализы, мазки, заморозку, необходимые расходники. Некоторые клиники не видят сейчас резкого роста числа первичных клиентов. Зато вырос поток тех, кто ранее уже сдавал биоматериал, говорит Юлия Вознесенская, руководитель отделения репродукции «Европейского медицинского центра»:

Юлия Вознесенская руководитель отделения репродукции «Европейского медицинского центра» «Сейчас увеличился поток людей, которые приходят либо дозаморозить количество спермы, либо проверить те документы, которые позволяют нам и их супругам распоряжаться спермой. У нас сейчас чуть больше приходит мужчин по причине своего отъезда в разные места. Это и места, где идут действия военного характера, и места, где эти действия не идут, поскольку дистанционно очень сложно провести подписание документов и распоряжение».

Дальнейшее распоряжение биоматериалом в случае гибели того, кто этот материал сдавал, должно быть четко прописано в договоре с клиникой. Российские законы специальным образом не регулируют этот вопрос. Кто указывается в графе «отец» в свидетельстве о рождении, если человека уже нет, а использовался его биоматериал? Комментирует юрист Михаил Салкин:

Михаил Салкин юрист «В графе будет поставлен прочерк, потому что автоматически прописанное отцовство возможно только в случае, если женщина, которая родила ребенка, состоит в браке. Во всех остальных случаях необходимо совместное обращение отца и матери ребенка, чтобы установить отцовство. Так как используют биоматериал после смерти самого гражданина, понятно, что этот механизм совершить невозможно. Наверное, будет возникать масса споров об установлении отцовства. Видимо, нужно будет прибегать к помощи каких-то близких родственников — бабушек, дедушек, дядь, теть, — чтобы сравнить, схожи ли ДНК у ребенка и ближайших родственников или нет».

Также остается вопрос с наследованием. По российским законам подразумевается, что ребенок может родиться после смерти наследодателя в пределах года. А если биоматериал использован, например, через пять лет, становится ли ребенок наследником? В Гражданском кодексе на данный момент такой вариант не предусмотрен.