Войти в почту

Тайна смерти в долине Исдален: погибшая была охотницей за нацистами?

Эта таинственная история началась в холодный осенний день 29 ноября 1970 года. Именно тогда некий профессор истории решил погулять со своим семейством по глухим и живописным окрестностям озера возле городка Берген в долине Исдален, что в Норвегии. Слуга науки еще не знал, что он впишет свое имя в историю

вовсе не в качестве ученого.

Маленькая дочка профессора была любопытной и остроглазой девчонкой. Она бесстрашно карабкалась на скалы, возвышающиеся над узенькой тропой-серпантином, чтобы получше обозреть окрестности. Вдруг девочка заметила что-то странное. Это ее очень напугало, и она мигом спустилась к отцу.

Вскоре семейство добралось до объекта, увиденного с высоты крутой скалистой кручи. Они уже догадывались, что увидят – и опасения подтвердились. Среди валунов распростерлось полуобнаженное тело женщины. Она была мертва.

Научный работник сразу кинулся в ближайший полицейский участок, едва не потеряв на бегу профессорские очки. Полисмены прибыли на место очень быстро. Вскарабкавшись на склон, они действительно нашли труп женщины, который к тому же сильно обгорел. Рядом с телом лежали разные личные вещи, которые, по всей видимости, принадлежали погибшей. Руки трупа навсегда застыли в согнутом положении, словно она собиралась боксировать. От почившей исходил резкий запах бензина, который ощущался даже в нескольких шагах, но никакой емкости, из которой поливали бы тело перед сожжением, вблизи не обнаружили. Лицо и всё тело спереди сильно обгорели, но спина и ноги остались целы – тело явно жгли именно в том положении, в каком его нашли.

Полицейские обратили внимание на вещи, которые душегубы (а о том, что речь идет именно об убийстве, догадаться было несложно) весьма педантично разложили вокруг трупа. Никаких эмблем, ярлыков, опознавательных знаков на них найти не удалось. Колготки, зонт, сгоревшая обложка от какого-то документа (видимо, паспорта), бутылка ликера местного разлива, резиновые сапоги, часики, нехитрая бижутерия и две пластиковые бутылки – вот и всё, что было при погибшей.

Спустя сутки Национальная служба уголовных расследований создала специальную группу и подключила к следствию. Местные полицейские, разумеется, были не особо довольны, что в их дела вмешиваются. Однако и столичные асы сыска сколько ни бились над загадкой смерти женщины из долины Исдален, так и не смогли установить личность погибшей. В полицейском морге, где проводилось вскрытие, трупу присвоили номер 134/70. Ориентировки разлетелись по всем полицейским участкам страны, но женщину никто не разыскивал. Она появилась будто из ниоткуда.

Через несколько дней после находки тела появились кое-какие улики. Так, в камере хранения железнодорожного вокзала Бергена сыщики изъяли два чемодана, срок хранения которых истек, но владелец за ними так и не пришел. По ряду признаков, они принадлежали погибшей.

Среди вещей оказались дорожная карта Норвегии, железная ложка, швейный набор из Женевы, одежда с отпоротыми ярлычками, парики, купюры разных стран – немецкие, норвежские, швейцарские, британские и бельгийские, несколько пар очков, крем от экземы и блокнот, первая страница которого была испещрена какими-то непонятными кодами. Забегая вперед, отметим, что расшифровать их криптографам норвежской полиции так и не удалось. Однако на стекле очков нашли отпечаток пальца, принадлежавший погибшей, что неопровержимо доказывало принадлежность чемоданов именно ей.

К каждой вещи были приложены тщательные усилия обезличить ее, стереть любые следы их происхождения. В итоге их не взялся опознать ни один сотрудник крупных универмагов, которых полиция задействовала в расследовании.

Среди прочего внимание сыщиков привлек пакет из обувного магазина города Ставангер. Полицейских ждала удача: сотрудники торговой точки вспомнили покупательницу, которая заходила к ним за несколько недель до находки тела. Вела себя женщина странно: задавала множество вопросов, долго выбирала обувь и, наконец, купила резиновые сапоги – их-то потом и обнаружили рядом с телом. Сотрудник вспомнил, что разговаривала дама по-английски с очень сильным акцентом, была превосходно одета и от нее исходил легкий запах чеснока. Приметы покупательницы совпадали с внешностью трупа: 25-40 лет, рост средний, миловидная, женственная фигура, карие глаза и темные волосы.

С этим словесным портретом полиция стала прочесывать мотели и гостиницы. Похожую постоялицу видели в отеле «Святой Свитхун». Что примечательно, именно возле него был расположен магазин обуви. Впрочем, эта тонкая ниточка оборвалась сразу: как выяснилось, имя, под которым женщину записали в книгу постояльцев, было выдуманным. Вскоре гостиничные карточки с тем же почерком обнаружили еще в нескольких гостиницах, и везде незнакомка останавливалась под разными вымышленными именами.

Даты проживания совпали с цифрами из блокнота. Затем полиция нашла следы таинственной незнакомки в Париже. Она жила в нескольких гостиницах французской столицы под именем Веры ШЛОССЕНЕК – это было сразу перед тем, как она уехала в Норвегию. В Париже ее видели с какими-то мужчинами, но кто эти люди, так и осталось невыясненным.

К этому моменту следствие окончательно уперлось в стену. Пришлось, за отсутствием перспектив расследования, закрывать дело и убирать его в самый дальний сейф полицейского управления.

Тем временем самые пронырливые писаки из местных газет уже поняли, что «женщина из Исдален», скорее всего, иностранная шпионка. Но из какой страны? И за кем шпионила? И главное – кто ее убрал? Местные спецслужбы? Но почему так грязно сделано дело? Специалисты работают чище, и тела их жертв обычно не находят со следами неумелых попыток сожжения. Вопросов без ответов оставалось множество.

Масла в огонь подлили результаты вскрытия тела. Судебно-медицинские эксперты сделали громкое заявление: она погибла в результате отравления угарным газом в сочетании с лекарствами! В желудке трупа нашли 50 полурастворенных пилюль снотворного.

Много десятилетий загадка гибели женщины из Исдален не давала покоя любителям тайн и криминальным журналистам. В 2017 году материал «Би-би-Си» об этом уголовном деле вызвал новую волну интереса к преступлению в долине Исдален. «Би-би-Си» и NRK инициировали независимое расследование, в котором применили самые инновационные технологии.

В 2019 году специалисты исследовали зубы и челюсти незнакомки. Их вердикт был однозначным: возраст, который дама писала на карточках гостиниц, был таким же фейковым, как и ее многочисленные имена. В реальности ей было не 25-30, а, скорее всего, 40-45 лет. Также изучение пломб и стоматологических материалов показало, что, с большой долей вероятности, ее раннее детство прошло в районе Нюрнберга, а потом она переехала дальше на запад, возможно – в пограничный регион Франции и Германии – об этом говорили результаты графологической экспертизы, свидетельствующие о том, что погибшая училась письму во франкоязычной стране. Кроме того, она посещала стоматолога где-то в Латинской Америке.

В 2019 году местный энтузиаст Арне Магнус ВАБО гулял в долине Исдален с металлоискателем. И приблизительно в полусотне метров от места обнаружения трупа его прибор вдруг запищал! Вабо начал копать – и на глубине в пару десятков сантиметров нашел… женскую сумочку! Как заключили эксперты, ее зарыли тут 50 лет назад. Находка оказалась довольно тяжелой. Но когда ее осторожно вскрыли в специальной лаборатории, то она оказалась набита только гнильем. Скорее всего, те предметы, которые в ней были – возможно, какие-то бумаги, – совершенно истлели за давностью лет. Так что и эта находка не смогла пролить свет на загадку женщины из Исдален.

Интересную версию выдвинули российские исследователи. Вычисленные по косвенным признакам подробности биографии незнакомки позволяют предположить: если она и вправду родилась около 1930 года, а потом переехала западнее, то ее семья могла принадлежать к евреям, эмигрировавшим из Германии после прихода к власти Гитлера. Быть может, ее родители погибли от рук нацистов. Возможно, она мечтала отомстить.

Женщина с такой биографией была бы идеальным и хорошо мотивированным агентом Центра Симона Визенталя – организации, которая охотилась после войны за недобитыми нацистами по всему земному шару. Что может указывать на это? Типичная жительница Европы вряд ли случайно оказалась в Латинской Америке, где над ее зубами поработал стоматолог. Как известно, в Южной Америке нашли пристанище многие нацистские преступники, ускользнувшие от правосудия. Не выслеживала ли их там незнакомка? А оттуда, что вполне логично, дела привели ее в Норвегию, которая во время войны также была оккупирована фашистами. Но тут затаившиеся нацисты ее обыграли…

Разумеется, это только версия, но других, более убедительных, всё равно нет.

По материалам goodhouse.ru

На фото - вид на долину Исдален; реконструкция лица погибшей женщины. Фото - wikimedia.org / Reinhardheydt; wikipedia.org / Stephen Missal