В Волгограде отметили 32-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана

Память о погибших при исполнении воинского долга в горячих точках была увековечена в Волгограде 13 февраля 2015 года в скульптурной композиции «Три солдата с колоколом». Вокруг монумента десять – по числу лет афганской войны – гранитных стел, на которых высечены фамилии наших погибших земляков. Сегодня на митинге, посвященном 32-й годовщине вывода советских войск из Афганистана, здесь вспомнили каждого из 179 воинов-интернационалистов из Волгограда, погибших на той далекой войне.

«Мы можем гордиться теми, кто воевал в Афганистане» 

Несмотря на сильный мороз, митинг в Парке памяти на Спартановке, как всегда в этот день, оказался многолюдным. Почтить память героев пришли участники боевых действий, родственники погибших воинов, представители региональной и городской власти, общественных организаций, подростковых патриотических объединений.

– Прошло 32 года с того дня, как последний батальон советских войск был выведен из Афганистана, – сказал открывший митинг заместитель губернатора Волгоградской области Геннадий Шевцов. – Сегодня мы отдаем дань памяти всем, кто ценой жизни исполнил свой воинский долг. Спасибо героям за мужество и стойкость!

Председатель Волгоградской областной думы и глава областного Совета ветеранов Александр Блошкин подчеркнул, что ветераны-«афганцы» принимают активное участие в общественной жизни города-героя, уделяя при этом особое внимание патриотическому воспитанию молодежи. Общественные организации региона, состоящие из ветеранов боевых действия и семей погибших, активно помогают друзьям и коллегам, оказавшимся в трудной ситуации.

– Наш народ может гордиться теми, кто воевал в Афганистане, – сказал член ВРО ООО «Российский союз ветеранов Афганистана», генерал-майор в отставке Владимир Россомахин. – Сейчас наша задача – передать опыт патриотического воспитания молодежи и боевой опыт тем, кто сейчас в армии.

Нет ничего дороже

В те, уже в далекие от нас советские времена для каждого парня считалось зазорным прятаться от службы в армии. Вот и те, кто пришел в этот день вспомнить своих боевых товарищей, даже мысли не допускали, что может быть иначе. Родина позвала – значит, надо исполнить свой долг. И даже теперь, вспоминая годы в далекой стране, они думают так же. Хотя испытать им довелось такое, чего они точно не пожелают никому.

Алексей Ремезов (годы службы 1982–1984) – бывший десантник. «Крылатая пехота» всегда была там, где труднее всего. Несмотря на два ранения, контузии, бывший сержант уверен, что ему повезло. И за это, считает он, нужно благодарить родную бабушку, которая его заговорила. Потому что удавалось выбираться из ситуаций, какие ни в одном боевике не увидишь. Жизнь так часто была на волоске, что к этому он там привык. Но главное, что вынес Алексей из тех лет, и эту убежденность разделяет каждый из «афганцев» – фронтовая дружба. 

– Дружба, которая родилась там – это самое дорогое, что у меня есть, – говорит Алексей. – Она жива потому, что мы ее бережем. Это наше богатство. Ежегодно встречаюсь с ребятами из моего взвода, они приезжают ко мне в Волгоград. Вспоминая то время, нельзя обойтись одной краской. Несмотря ни на что, считаю те годы лучшими в моей жизни... 

Партизанский опыт пригодился

Аркадий Белый вместе с братом-близнецом служил в разведроте 56-й десантно-штурмовой бригады (1985–1987 гг.). Он тоже считает себя везунчиком, поскольку отделался только контузией. Но что такое контузия для бойца, который ходит в разведку, а значит, первым рискует? Из шестнадцати человек его призыва, пришедших в роту, уволилось в запас лишь восемь. Трое погибло, пятеро стали калеками и были комиссованы. Причем из тех восьмерых, что благополучно вернулись домой, пятеро «в горы не ходили». Тем не менее, все они тоже были ранены, но в строй вернулись.

– За нас мама с папой молились, сорокоусты о здравии заказывали, но не только этим, конечно, объясняю нашу с братом удачу, – говорит бывший разведчик. – Командиром нашей роты был Владимир Найдин – очень образованный человек, который затем стал генералом. Благодаря ему выживали. Он нам рассказывал, что изучал не только современный боевой устав, но и книги сталинского времени о ведении партизанской войны. И этот белорусский опыт нам очень пригодился.

Теперь Аркадий Белый делится опытом в той же самой 56-й бригаде, где служил. Она стоит в Камышине, и его туда часто приглашают для общения с молодыми бойцами.

Прошлое не отпускает

Из Москвы прилетел на встречу с друзьями и почтить память погибших бывший волгоградец Алексей Китайгора (годы службы в Афганистане 1984–1986). Даже сегодня ему тяжело вспоминать, как «духи» жгли караваны с топливом и продовольствием, которые он охранял. Это самые страшные, самые тяжелые годы, считает Алексей. В узком кругу, когда собираются однополчане (а происходит это каждый год), они предпочитают больше говорить о других вещах. О том, как жизнь сложилась, о семьях. Стараются помогать друг другу. 

– В Москве, конечно, тоже есть союзы ветеранов Афганистана, но в Волгограде ребята, с которыми я призывался, – делится Алексей. – Мы когда-то вместе с ними создавали клуб «Интернационалист», вместе хлопотали о строительства памятника в честь погибших в горячих точках воинов-интернационалистов, который, наконец, установили шесть лет назад. Музеи создавали в каждом районе города. Прошлое не отпускает. Сгоришь без него, без общения с боевыми товарищами.

Столь же дорого прошлое и председателю Совета ветеранов-«афганцев» Дзержинского района Юрию Отрокуше (годы службы 1984–1986). Он пришел на встречу с шапкой-пуштункой на голове. И его прошлое тоже не отпускает. Но с гораздо большим удовольствием он говорит о дне сегодняшнем, а особенно – о новых друзьях из числа тех, что родились в Афганистане, а теперь стали нашими земляками.

– Есть люди, которые когда-то воевали против нас, – признается Юрий. – И общаясь с нами, они признают, что только теперь начали понимать, почему тогда советские войска пришли в Афганистан. Нападая на наши колоны с продовольствием, топливом, чтобы убить нас и уничтожить груз, который зачастую мы им же и везли, они считали нас захватчиками. «Мы только теперь понимаем, чего хотела Россия, – говорят они. – А тогда у нас был феодальный строй, а у вас совсем непонятный для нас образ жизни»...

Мы заплатили высокую цену

Что касается своего боевого прошлого, то ветераны Афганистана оценивают его по-разному. Одни, несмотря ни на что, считают те годы прекрасными – ведь это их молодость, служение стране. Другие пытаются вычеркнуть их из памяти. Но над всем этим – объединяющие их чувство честно исполненного долга перед Родиной, желание помочь своим боевым товарищам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

– Нашу страну втянули в эту войну, и в результате она потеряла несколько десятков тысяч прекрасных молодых жизней, – говорит Андрей Лазарев (годы службы 1985–1987). А сколько осталось калек, людей потерявших здоровье! Наша армия первой начала бороться с терроризмом и первой понесла такие тяжелые потери. Вот такую цену мы заплатили…

Вспоминая свое боевое прошлое, годы в Афганистане, ветераны искренне желают этой стране и людям мира и взаимопонимания. Бойцы горячих точек, прошедшие через страшные испытания, знают цену человеческой жизни, как никто.

Только цифры

В боевых действиях на территории Афганистана участвовало, по разным оценкам, от 575 000 до 620 000 военнослужащих СССР, в том числе 5200 наших земляков. Погибли в войне, которая длилась с 1979-го по 1989 год, или умерли от ран, согласно официальной статистике, свыше 15 000 человек, из них – 179 жителей Волгоградской области. Около 11 000 молодых мужчин остались инвалидами, почти 400 человек пропали без вести или попали в плен.