В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Умножить Хармса на 8

В сентябре в «Студии театрального искусства» вышел новый спектакль - «Старуха» по . Все театральные премьеры, как и сезон в целом, сдвинулись из-за пандемии коронавируса, которая, как вышеупомянутая старуха, ворвалась в нашу жизнь и никак от нее не избавишься. Впрочем, театры продолжают работать и радовать зрителей, пусть и со всеми положенными ограничениями.

Умножить Хармса на 8
Фото: Свободная прессаСвободная пресса

Видео дня

Короткая полуторачасовая «Старуха» создана Женовачем с постоянными соавторами (художник , художник по свету , композитор Григорий Гоберник) и новым поколением воспитанников (, , , Елизавета Кондакова, Екатерина Чечельницкая, Лев Коткин, , Мария Корытова, , , , Дарья Муреева, , Варвара Насонова, , Ольга Петрушина, , , , , ).

Как говорил сам режиссер, работая над Хармсом, было решено «похулиганить, поимпровизировать, рискнуть». Наверное, хулиганство и риск удваивается самим произведением - Даниила Ивановича попробуйте-ка перехулиганить.

Пожалуй, удвоить авторам показалось недостаточно, можно сказать, что «Старуху» умножили на 7 или на 8 - как известно читателям Хармса, сложно точно сказать, какое из этих чисел идет первым. Главных героев, самого писателя - 8, столько же старух, вздумавших умереть в его комнате, и дамочек, встретившихся в «булошной» и многообещающе согласившихся идти вместе пить водку.

Соответственно, на восемь нередко умножаются реплики. Главный герой иногда растекается по сцене во всем своем коллективном бессознательном, а иногда разбивается на пары с дамочками, старухи тоже, то атакуют гурьбой, то сворачиваются в один жалкий комок. Ну и писатель всегда выводит одного себя за скобки - посидеть на краю сцены, прислонившись спиной к стене.

Главного героя так много, что на еще одного персонажа - Сакердона Михайловича - места уже не хватило, он не называется, и хотя водку с ним великолепная восьмерка пьет, его трудно отделить от нее же.

Безусловно, текст «Старухи» дополняется и другим Хармсом, от рассказа о человеке с тонкой шеей, побеждающего смерть неизвестным способом внутри сундука, до стихотворения «Молитва», которой все заканчивается вместо молитвы настоящей, произнесенной где-то в леске под Лисьим Носом. Точнее, в самом конце идет «Столкновение дуба с мудрецом».

гибель уха —

глухота,

гибель носа —

носота,

гибель нёба —

немота,

гибель слёпа —

слепота

Кстати, в качестве привычного для театра Женовача «аперитива» также выступают стихи Хармса, которые читают в фойе Сергей Пирняк и Нодар Сирадзе, исчезая затем в окне.

Ну и никуда нельзя было бы деться от вываливающихся старух, их количество, возможно, при задумке спектакля размножило и главного героя. С дефиле старух по сцене к разверстой раме и ритуала выпадания все и начинается.

В итоге, как всегда в «СТИ», вышел стильный спектакль с тонким прочтением автора и погружением в его атмосферу. Чего не хватило? Возможно, непосредственно актерства. Конечно, молодым артистам сложно конкурировать в начитке Хармса с и (и с предыдущим выпуском Сергея Женовача, если не взмывать так высоко в облака), но другого варианта нет. Особенно, когда реплики повторяются многократно.

Но спектакли, в отличие от опасного народа покойников - живые, в этом плане любопытно будет посмотреть, как изменится эта «Старуха» в ближайшие годы. Что-то подсказывает, что она, как вино, подышит и станет еще лучше.