Неизвестный солдат Николай Сиротинин
Боец Красной армии стрелял по фашистским танкам, пока не закончились снаряды. Сдаться в плен он отказался, отстреливался из карабина. Сопротивление прекратила пуля в сердце… Имя солдата, в одиночку уничтожившего 11 танков, 7 бронемашин и 57 гитлеровцев, стало известно только после окончания войны — Николай Сиротинин. А многие герои так и остались безвестными. «В рукопашную они бросались честно на границах и на подступах к Москве. Разве может человек исчезнуть, затеряться, как патрон в траве?» — эти горькие слова поэта-фронтовика Евгения Долматовского звучат как реквием по всем канувшим без вести, но в последнем броске на врага приблизившим Великую Победу.
В канун 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой, 3 декабря 1966 года, в Александровский сад столицы из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе, с места кровопролитных боев 1941–го был перенесен прах Неизвестного Солдата. Родившая его женщина не смогла поплакать на могиле сына. Как и многим солдатским матерям, ей пришло извещение: «Пропал без вести». Слезы смахивали в день перезахоронения Неизвестного Солдата глава государства и фронтовик Леонид Брежнев, Герой Советского Союза Алексей Маресьев, маршалы Победы Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, тысячи ветеранов Великой Отечественной войны и просто жителей столицы, пришедших проститься с безвестным защитником Родины...
С тех пор гранитная плита надгробья увенчана лаконичной бронзовой композицией: на боевом знамени лежат солдатская каска и лавровая ветвь. Надпись, начертанная на могиле, известна в нашей стране каждому: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». С 8 мая 1967 года на месте последнего упокоения Неизвестного Солдата у Кремлевской стены горит Вечный огонь. Это о нем пронзительные строки Владимира Высоцкого:
А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,
Горящее сердце солдата.