«Подавить влечение»: педофилам грозит химическая кастрация
В УК РФ хотят добавить положение о принудительной химической кастрации педофилов - в предстоящие дни депутаты намерены внести соответствующий законопроект в Госдуму. Как пояснил "Газете.Ru" его инициатор, член комитета по безопасности Анатолий Выборный, назначать эту процедуру должны судьи. Однако многие парламентарии считают такой метод неэффективным. Врачи-сексологи, между тем, напоминают, что химкастрация обратима и не поможет окончательно победить педофилию.
«Работа с детородными органами»
Российские судьи будут принимать решение о химической кастрации педофилов, если соответствующий законопроект вступит в силу. Об этом «Газете.Ru» сообщил автор инициативы, член комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Анатолий Выборный.
Предлагается внести в статьи 99 УК РФ «Виды принудительных мер медицинского характера» и 101.1 «Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях» положение о принудительном введении в организм «препаратов, которые подавляют сексуальное влечение».
«Общество готово к химической кастрации педофилов. Я бы даже сказал больше: сегодня сформировался мощный запрос на такую меру. Проблема имеет свое начало в сфере медицины, поскольку это зависимость, расстройство сексуального предпочтения, в связи с чем, помимо уголовно-правовых мер, необходимо усиливать и меры медицинского характера. В данном случае мы предлагаем достаточно мягкий вариант», — пояснил Выборный.
Он добавил, что в случае вступления проекта в силу применять химическую кастрацию можно к людям, совершившим в отношении детей преступления по следующим статьям: 131 УК РФ «Изнасилование», 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера», 133 УК РФ «Понуждение к действиям сексуального характера», 134 УК РФ «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» и 135 УК РФ «Развратные действия».
«Вопрос о необходимости применения такой меры будет рассматриваться судом в присутствии прокурора и медицинских экспертов. Не за каждое преступление может быть назначена химическая кастрация.
Если экспертиза говорит, что нарушение было совершено одноразово в силу каких-то причин, необходимости в химической кастрации нет. Суд и эксперты должны определить, насколько злоумышленник опасен для общества», — подчеркнул депутат.
Он уточнил, что проект подготовили депутаты «Единой России». Уже на этой неделе он будет внесен в Верховный суд, а затем и в Госдуму. Необходимость нововведения обусловлена ростом преступлений против несовершеннолетних, который с 2016 года составил 20%, констатировал Выборный.
Эта мера станет эффективной, если власти также введут реестр педофилов и электронные браслеты для рецидивистов, с помощью которых правоохранители смогут отслеживать их перемещения, считает зампред комитета по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина.
«С учетом своей практики в период работы уполномоченным по правам ребенка МО, могу уверенно сказать, что «педофилизм» — это в голове. Поэтому нужно работать с головой, а не только с детородным органом. Педофил может удовлетворить свои потребности любым подручным способом. Его возбуждает само детское тело, а методы он может выбрать любые. Это не обязательно половое сношение», — пояснила депутат в разговоре с «Газетой.Ru».
Однако она положительно оценила то, что в Госдуме взялись за проблему педофилии.
«Наконец-то мы достучались до профильных комитетов! Безусловно, химическая кастрация – это нужный шаг, наряду с обязательным созданием открытых реестров педофилов и использованием электронных браслетов для рецидивистов. Несмотря на то, что уголовное законодательство ужесточают, число преступлений в отношении несовершеннолетних все равно растет. Это говорит о том, что нам нужен комплекс мер», — подчеркнул Оксана Пушкина.
Тем не менее в комитете по государственному строительству и законодательству считают, что педофилы вправе сами решать: прибегать им к химической кастрации или нет.
«Сегодня злоумышленники вколют один препарат, а затем другой, который нейтрализует предыдущий. Медики говорят, что невозможно принудительно это осуществить. Если только человека кастрировать так, как у нас кастрируют собак и поросят, тогда другое дело — оторвать и все. Но это не пройдет по этическим соображениям. Кастрация может быть произведена только с согласия гражданина», — рассуждает первый зампредседателя комитета Юрий Синельщиков.
Он уверен, что по итогу законопроект не пройдет чтения в Госдуме: «Это просто заявление громкое и не более того», — отметил депутат.
«Панацеи нет»
Химическая кастрация — это терапия антиандрогенными препаратами (группа гормональных препаратов), которые блокируют действие мужского полового гормона — тестостерона, что приводит к подавлению сексуального влечения. Применять такие лекарства необходимо раз в три месяца до конца жизни, пояснил «Газете.Ru» врач-сексолог, профессор французского университета Париж III Новая Сорбонна Александр Полеев.
Тем не менее процедура обратима, так как при завершении терапии мужские функции чаще всего восстанавливаются — тут все зависит от восприимчивости организма педофила, уточнил медик. Кроме того, поможет вернуть влечение инъекция тестостерона.
«Во многих случаях эта процедура помогает. Но она не является универсальной — есть люди, которые к ней малочувствительны. Точные причина пока в медицинском сообществе неизвестны. Однако вывод таков, что эта процедура не отрицает регулярного наблюдения за освобожденными педофилами. Думать о том, что сделаешь инъекций и получится нормальный человек, нельзя. Пока таких инъекций нет», — подчеркнул Полеев.
Врачи также беспокоятся из-за побочных эффектов химической кастрации. Так, отсутствие тестостерона может привести к сгущению крови, что, в свою очередь, повлечет угрозу развития тромбов, риск инфаркта, инсульта и т.д., заявил заведующий отделом онкоурологии ФГУ «НИИ урологии» Алексей Жернов «Коммерсанту». Кроме того, без тестостерона размягчаются костные ткани, из-за чего они становятся хрупкими, добавил он.
В некоторых странах, где уже применяют принудительную химическую кастрацию, злоумышленники ловко избегают процедуры.
«На Западе с этим большая проблема: педофилы дают деньги для того, чтобы им не сделали этот укол. Врачам это очень удобно — ввести физраствор и получить за это большие деньги. Так что здесь все равно нужен контроль. Панацеи нет», — заключил врач-сексолог Александр Полеев
«Лечение малопродуктивно»
В действительности в России разрешена химическая кастрация — 29 февраля 2012 года бывший президент страны Дмитрий Медведев подписал ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних», согласно которому педофилы могут попросить о медицинском подавлении влечения.
При этом согласие на кастрацию не смягчает наказание, в связи с чем таких добровольцев практически нет, отмечают медики.
«Если человек осознает, что чувствует влечение к детям, он, по идее, должен сам спешить к специалисту. Но на деле я о таких случаях даже не слышал, и тем более не сталкивался лично.Педофилия однозначно является психическим расстройством, однако лечение ее очень малопродуктивно. Поэтому в принудительной химической кастрации я вижу единственно возможный выход. Да, это негуманно — но разве подвергать детей риску более гуманно?», — сказала психолог-сексолог Олег Шевченко «МК».
Такая «негуманная» процедура обязательна в отношении педофилов во многих странах. Так, с 1996 года химическая кастрация применяется в США — первым штатом, в котором воспользовались такой мерой, стала Калифорния. Там эту процедуру по выходу из тюрьмы необходимо пройти злоумышленнику, вторично осужденному за сексуальную связь с ребенком в возрасте до 13 лет.
С 2010 года в Польше принудительной химической кастрации подвергаются все мужчины, приговоренные по статьям за педофилию и сексуальное насилие над родственниками. С 2016 года химическая кастрация предусмотрена и в Казахстане — она проводится принудительно на основании решения суда. А в Чехии разрешена как химическая, так и хирургическая кастрация — на последнюю злоумышленники решаются самостоятельно.