От идеи до воплощения
Сам Костенко отношения к медицине не имеет, он занимается анализом и реинжинирингом бизнес-процессов. Но среди его друзей много врачей, общение с которыми и навело на мысль помочь здравоохранению. Они постоянно рассказывают о нагрузке, кратно возросшей из-за пандемии, и невозможности оперативно прибыть домой к пациенту по его вызову.
Другие знакомые Вадима жалуются, что стало сложно попасть к врачу, ведь, например, весной больницы и вовсе прекращали прием, были перенесены даже плановые операции. Сейчас тоже многие испытывают проблемы с записью в поликлинику, а ждать доктора дома также приходится долго — не часами, а днями.
— Из-за пандемии коронавируса все другие болезни отошли на второй план. Врачи и хотели бы уделить внимание каждому "нековидному" пациенту, но у них физически нет возможности к ним попасть. Они работают по 12 часов в день, и это правда. Мои друзья работают так же, — рассказал Костенко. — Пообщавшись с друзьями-врачами, которые рассказали, что если бы их привозили к пациентам, то они смогли бы качественнее оказывать помощь и посещать больше больных, в начале октября я обратился в Министерство здравоохранения Иркутской области. Пошел на прием к министру Наталии Ледяевой.
Костенко спросил, чем бизнес может помочь врачам, и услышал в ответ, что нужны автомобили, которые бы развозили медиков по вызовам пациентов. А дальше предпринимателю потребовался буквально один день, чтобы развернуть работу. Пять автомобилей для городских поликлиник сразу предоставила администрация Иркутска.
Вадим сначала в качестве эксперимента предоставил одной из поликлиник машину и водителя своей компании. Это позволило наладить взаимодействие с медиками и увидеть, что эффективность работы врачей, когда они прибывают к пациентам не пешком, а на автомобиле, действительно выше.
После этого Костенко обратился к друзьям-предпринимателям, а через соцсети — ко всем автомобилистам Иркутска с призывом поработать водителями для медиков.
Акцию запустили в пятницу, 9 октября, и уже через неделю количество автомобилей, которые возили врачей, выросло до 20. Откликнувшись на призыв, волонтерами стали предприниматели, студенты, сотрудники полиции и госструктур.
Каждый день за поликлиниками Иркутска закрепляют по несколько добровольцев, и они доставляют к пациентам участковых терапевтов, педиатров, узких специалистов. Развозят по городу и пригороду, в садоводства, куда доктору добраться нелегко. У врачей в среднем бывает 10−12 вызовов в день, максимум, с которым сталкивались волонтеры, — 30.
— Я не представляю, как физически можно обойти 30 пациентов. Если врач без автомобиля, он выполняет пять-шесть вызовов в день. На автомобиле он более мобильный. Сейчас наши эмпирические данные говорят о том, что если врач пользуется услугами автотранспорта, то он посещает минимум на 70% пациентов больше. Максимальный результат, которого мы добились, — в три раза больше посещений в день, — говорит Костенко.
Поликлиники обеспечивают водителей-добровольцев средствами индивидуальной защиты, дают возможность пользоваться бактерицидными лампами для дезинфекции салона. Бензин некоторые волонтеры оплачивают сами. Те, у кого финансовые возможности скромнее, заправляют машины на благотворительные деньги, которые перечисляют иркутяне. Вадим Костенко открыл специальный счет для сбора средств. На пятый день акции на нем было более 35 тыс. рублей.
Не все из четырех десятков волонтеров, которые уже примкнули к акции, работают на маршрутах. Часть из них продвигают акцию в соцсетях, другие занимаются организационными вопросами, например, обзванивают водителей, чтобы понимать, сколько человек сможет выйти в рейс, распределяют их по поликлиникам.
— Минздрав выделил нам ответственного человека. И он, и глава ведомства с нами на связи 24 часа в сутки. Именно они подсказывают нам, где на данный период времени наибольшая потребность в автомобилях, где больше всего вызовов. И туда мы направляем волонтеров, — говорит Костенко.
30 адресов в день
Друг Вадима Костенко, владелец барбершопа и преподаватель Иркутского национального исследовательского технического университета Павел Петров не только участвовал в запуске акции, но и сам возит врачей. Говорит, что бизнес-процессы отладил так, что его ежеминутного участия в работе компании не требуется, поэтому добровольчество совмещает только с занятиями в вузе, где преподает на факультете кибернетики.
У Павла уже есть волонтерский опыт — в 2019 году он помогал ликвидировать последствия наводнения в городе Тулуне. Теперь, надев защитный халат, перчатки и маску, он на своем Volvo доставляет врачей по адресам пациентов. Накануне нашей встречи возил невролога.
Говорит, что "у нее десятки пациентов, которые ждут дома". В первый день за три часа удалось посетить около 15% из них. На следующий день врача повез другой волонтер, а Павел помогал участковому терапевту поликлиники №9 Ивану Левчуку. За шесть часов к моменту нашей встречи, не прервавшись даже на обед, они проехали порядка 50 км.
— На ногах такое расстояние пройти нереально. Успели съездить уже больше чем на 15 вызовов, и осталось еще три. Даже эти 15 вызовов — это неплохая помощь поликлинике. Такого количества автомобилей у Минздрава нет, а ускорять процесс нужно, чтобы пациент увидел врача, а врач смог ему помочь, — рассказывает Петров, пока мы ждем, когда доктор выйдет от пациента.
На терапевте Иване Левчуке, несмотря на глубокую осень и пролетающий снег, из верхней одежды только медицинский халат, поверх которого еще один — защитный. Надевать теплую одежду необходимости нет, ведь к пациентам он едет в теплой машине. Это влияет и на настроение доктора, хотя, как считает Павел, "у него, кажется, всегда хорошее настроение".
— Помощь волонтеров бесценна, даже не знаю, в каких границах ее оценить, — бодро говорит доктор Левчук. — Нагрузка большая, и быстро переместиться из одного места в другое невозможно. Тем более, еще погода плохая.
А вот владелец рекламного бизнеса Виталий Цветков, который развозит врачей с первого дня акции, говорит, что чаще видит уставших медиков.
— Врачи благодарят, потому что транспорта не хватает, приходится как-то выкручиваться. Сейчас с нашей помощью им немного полегче стало, не скажу, что совсем легко, потому что все равно вызовов много, некоторые врачи работают по 12 часов в день, нагрузка серьезная, — говорит собеседник.
Минимальное количество адресов, на которые за день выезжал Виталий, было 12, максимальное — 30. Один день, говорит, не похож на другой. Например, можно начать объезд пациентов утром и закончить только в 20:00.
Иногда волонтеры в течение дня сменяют другу друга на одном маршруте. Все зависит от количества машин на маршрутах, возможностей добровольцев, потребностей врачей. Тем не менее как минимум пять часов в день у Виталия уходит на волонтерскую деятельность. Приходится менять планы на работе, урезать время для сна.
Идею поддержали
Предприниматели областного центра предлагают расширить акцию, распространив ее не только на сферу транспорта.
Рестораторы готовы, например, организовывать обеды для врачей. Инициаторы акции эту идею одобряют и рассчитывают, что в ближайшее время смогут и таким образом поддерживать медиков.
По мнению Вадима Костенко, помощь, которую жители Иркутска оказывают врачам, — это альтернативный ограничительным мерам способ борьбы с пандемией.
— Вместо того чтобы запретить работать бизнесу, может быть, лучше помочь врачам, сделать так, чтобы у них была возможность нас лечить? И я пошел от обратного. Решил, что если врачи будут качественнее лечить пациентов, то эпидемия закончится быстрее, — объясняет предприниматель.
Пример Иркутска уже вдохновил бизнес в других регионах России. У Вадима есть друзья-предприниматели в Красноярском и Хабаровском краях, Владивостоке, сейчас и они у себя пытаются запустить акцию по доставке врачей к пациентам, договариваются с местными минздравами.
Тем временем сам Костенко намерен предложить губернатору Иркутской области создать структуру, которая бы занималась доставкой врачей до пациентов. По его мнению, это современный подход, который позволит устранить проблему долгого ожидания медицинской помощи.
— Мы провели анализ: автомобили, которые есть в поликлиниках, работают неэффективно. Это связано с тем, что у медучреждений нет компетенции по их обслуживанию, эксплуатации, по управлению водителями. Это замечательные врачи, они лечат, пусть этим и занимаются, а все, что касается поддерживающих, сервисных функций, надо либо создавать областную структуру, либо передавать на аутсорсинг. Но делать так, чтобы это было управляемо, — считает Костенко.
Светлана Латынина