В 2001 году чеченский боевик захватил автобус. Пассажиров освобождали 50 бойцов спецназа «Альфа»
«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о самых известных контртеррористических операциях, навсегда вошедших в историю спецслужб СССР и России. В предыдущей статье речь шла о том, как в 1993 году группа террористов взяла в заложники ростовских школьников. Бандиты сумели получить выкуп в десять миллионов долларов, но далеко с ним не ушли. Год спустя несколько чеченцев попытались получить такую же сумму, захватив школьников во Владикавказе, и в итоге тоже оказалась в тюрьме. Но через семь лет, в 2001 году, чеченский террорист Султан-Саид Эдиев решил вызволить соратников. Ради этого он захватил междугородний автобус с пассажирами. Бандит действовал решительно и подчеркнуто жестоко, но ему попался сложный противник — спецназ «Альфа». О напряженном противостоянии и стремительной развязке — в материале «Ленты.ру».
«Я сразу почувствовала недоброе»
31 июля 2001 года около шести часов утра с железнодорожного вокзала Невинномысска в Ставрополь отправился рейсовый автобус.
Свои места заняли 19 человек, еще 20 пассажиров сели у городского автовокзала — на следующей остановке, куда «Икарус» прибыл спустя несколько минут. Последним в салон вошел мужчина кавказской внешности, в руках у которого была плащ-палатка, а на груди висела матерчатая сумка.
В салоне кто-то заплакал, а захватчик выстрелил вверх и закричал: «Тихо!» Потом прошел в конец салона и еще раз выстрелил. Стрельба из автомата повергла пассажиров в ужас — перепуганные заложники, думая, что это ограбление, принялись рассовывать под сиденья ценные вещи.
К «Икарусу» подоспели услышавшие выстрелы сотрудники милиции, которые дежурили в опорном пункте автовокзала, но в салон они войти не успели — шофер уже закрыл двери и начал выезжать на дорогу. Террорист между тем обратился к пассажирам.
Смертник назвался Асланом — свое настоящее имя 34-летний уроженец чеченского села Курчалой Султан-Саид Эдиев (по другим данным Идиев) решил скрыть.
В час по детской голове
Этот захват автобуса был для Эдиева уже не первым. У него вообще была очень бурная жизнь, а спецслужбы следили за ним еще с 1992 года, когда он отправился воевать за независимость Абхазии под командованием полевого командира Шамиля Басаева. Вернувшись на родину в 1994 году, Султан-Саид задумал угнать автобус с заложниками и получить крупный выкуп.
На эту идею его натолкнул опыт кавказских бандитов, которые в конце 1993 года взяли в заложники школьников в Ростове-на-Дону и, получив десять миллионов долларов, пытались скрыться (об этой истории «Лента.ру» уже рассказывала). То, что замысел в итоге кончился для самих террористов крахом, Эдиева не смущало — он считал, что перехитрит спецслужбы.
При этом сам бандит на дело идти не планировал, и на захват отправил команду из четырех единомышленников. Своей целью преступники наметили группу школьников из Владикавказа, которые в компании учителя и родителей 26 мая 1994 года ехали на экскурсию в Ставрополь.
Главарь в компании еще двоих сообщников, согласно плану, должен был дожидаться подельников в условленном месте, куда те с мешками денег прилетят на вертолете. В намеченный день, перегородив автобусу дорогу неподалеку от поселка Перевальный, четверо террористов ворвались в салон и взяли в плен 33 пассажира.
По требованию захватчиков водитель прибыл в аэропорт Минеральных Вод. События развивались по ростовскому сценарию: оказавшись на месте, бандиты выдвинули свои требования — десять миллионов долларов, наркотики и вертолет до Махачкалы.
Кроме того, преступники скомандовали доставить им телевизор и радиоприемник — хотели услышать о себе в новостях. А за четыре автомата, гранатомет, бронежилеты, работающие на милицейской волне рации и прибор ночного видения отпустили нескольких пленников.
Разбойник с большой дороги
Силовикам удалось договориться с террористами о частичном обмене денег на заложников — за каждых двух отпущенных пассажиров они получали по миллиону долларов. С собой в вертолет бандиты взяли оставшихся трех женщин и водителя автобуса.
Пришлось совершать экстренную посадку в чеченском селении Бачи-Юрт, где террористы, поделив деньги и оставив заложников, скрылись.
Троих преступников задержали в тот же день, остальных — в течение года. Участники захвата отправились за решетку на сроки от 12 до 15 лет. А считавшийся организатором Магомед Бициев и вовсе получил расстрел, который позже был заменен пожизненным лишением свободы.
В руках правоохранительных органов оказался и настоящий главарь — Эдиев, который успел получить от подельников 46 тысяч долларов, но доказать его причастность к теракту так и не удалось. Зато найденного в том же году при обыске его машины тайника с оружием хватило на реальный срок — правда, небольшой.
Не остался террорист без дела и после окончания кампании: вместе со старшим братом, работником конезавода Саид-Хусейном стал промышлять грабежами. А позже перешел к разбою и убийствам — в начале июня 2001 года в Андроповском районе Ставропольского края братья застрелили таксиста и угнали его жигули, после чего были объявлены в федеральный розыск.
7 июня машину, в которой по трассе Буденновск — Минеральные Воды ехали Эдиевы, попытались остановить сотрудники ГИБДД. Братья начали стрелять, одного инспектора ранили в живот. Вскоре милиционерам удалось выйти на след преступников и схватить Саид-Хусейна, а вот Эдиеву-младшему в очередной раз удалось скрыться.
Но уходить в подполье преступник не планировал — он решил вернуться к сценарию захвата заложников.
К тому времени живых сообщников у террориста осталось пятеро — Бициев умер в колонии от туберкулеза. По некоторым данным, готовиться к преступлению Эдиеву помогал подельник — дежурившие на автовокзале таксисты сообщали милиционерам, что до автобуса с бандитом шел неизвестный мужчина.
«Если встанешь – пристрелит на месте»
Спустя 20 минут после отбытия с автовокзала милиционеры попытались блокировать автобус с заложниками и террористом, но Эдиев опять начал стрелять и приказал силовикам не мешать движению. Остановился «Икарус» около поста ГИБДД на 270-й километре. Переговоры террорист согласился вести только по рации.
Миссию доставить рацию в «Икарус» он возложил на одного из пассажиров — 26-летнего жителя города Черкесска Валерия Жукова.
Однако главное испытание ждало его впереди: Эдиев решил, что Жуков вступил в сговор с силовиками, и, направив на него автомат, стал грозить ему расстрелом. Однако с расправой решил повременить и приступил к переговорам.
В список требований Эдиева, помимо освобождения преступников, входили вертолет и оружие — шесть автоматов Калашникова, два гранатомета и боеприпасы. На следующей остановке в районе села Курсавка бандит вспомнил о своих подозрениях и послал Жукова за едой и водкой. Но как только заложник вышел из автобуса, Эдиев принялся стрелять по нему из автомата.
Пленнику повезло — цели достигла только одна пуля, да и та прошла по касательной в области левого колена, не раздробив сустав. Его доставили в больницу и сделали экстренную операцию, после которой Жуков пошел на поправку.
«Не привык, чтобы мною командовало дерьмо»
Агрессия бандита повергла пассажиров в шок — помышлявшие о самостоятельном обезвреживании террориста мужчины решили не рисковать.
Между тем Эдиев освободил 70-летнюю пенсионерку, у которой случился нервный срыв, и еще одну женщину, у которой от пережитого начался гипертонический криз. В беседе с освобожденными заложниками силовики выяснили важную деталь: помимо автомата и бомбы у Эдиева есть граната РГД-5.
В 11:00 автобус прибыл в Канглы — поддавшись на уговоры силовиков, Эдиев разрешил уйти трем женщинам и двум детям. До его заветной цели — аэропорта Минеральных Вод — оставалось около 30 километров.
Оказавшись около аэровокзала, Эдиев начал требовать проезда прямиком на взлетно-посадочную полосу. Но получил отказ, и «Икарус» в итоге припарковали на эстакаде, оцепив место тройным кольцом из солдат и сотрудников милиции. Силовики заблокировали ведущую в аэропорт дорогу и разместили снайперов — четыре стрелка заняли свои места в частном секторе, на территории аэропорта и в недостроенном доме.
«Или смерть, или свобода»
Опасаясь бунта пассажиров, бандит принялся изображать из себя хорошего парня: рассказывал, что был вынужден пойти на захват, чтобы освободить невиновных товарищей.
После того как люди начали жаловаться на невыносимую жару, террорист собственноручно разбил окна автобуса, оставив при этом шторы закрытыми, и потребовал, чтобы заложникам принесли еду, воду и мороженое. Хитрый ход удался: некоторые пассажиры прониклись к своему мучителю симпатией.
Один из спецназовцев под видом отправленного на переговоры представителя администрации президента даже побывал в автобусе — надел очки с камерой, которая зафиксировала обстановку и рассадку пассажиров. К слову, Эдиев сначала не поверил в легенду «чиновника», но на помощь бойцу пришли заложники, которые подтвердили, что видели его по телевизору.
Перед штурмом оставалось одно: максимально обезопасить заложников. На переговоры с бандитом отправился генерал Виктор Казанцев, который предложил Эдиеву обменять пленников на себя. Тот ответил категорическим отказом:
Чтобы усыпить бдительность террориста, ему принесли три пулемета, сообщили о готовности вертолета к вылету. Преступник тем временем выдвинул новые требования — носки, кроссовки 43 размера и семь одинаковых спортивных костюмов. Когда одежду принесли, Эдиев облачился в один из костюмов и заставил переодеться всех мужчин в автобусе — отличить заложников от террориста издалека стало затруднительно.
«Асланушка, не убивай нас!»
В аэропорт между тем везли двух подельников Эдиева — Саидбека Тепсуева и Алвади Вахидова, которые отбывали свои сроки в Нефтекумской колонии для туберкулезных больных. В свое скорое освобождение преступники не верили и готовились к самому худшему. «Убивать везут», — говорили они.
Понимая бесперспективность затеи Эдиева, оба категорически отказались идти на переговоры с земляком. Не хотели разговаривать с террористом и его близкие, доставленные в аэропорт.
А Эдиев подгонял силовиков, требуя выполнить все его условия до наступления темноты. Те, напротив, медлили — штурм было решено проводить в сумерках. Однако ближе к вечеру пришлось поторопиться: взбешенный долгим ожиданием Эдиев начал палить из автомата в воздух.
Волновался преступник не просто так — по радио, которое по требованию террориста доставили в автобус, он услышал, что спецназ планирует штурмовать «Икарус».
Спасти за 40 секунд
Успокоить бандита смог начальник управления Федеральной службы безопасности (ФСБ) России по Ставропольскому краю Петр Кондратьев, которого Эдиев выбрал в качестве переговорщика, — генерал не только убедил террориста, что никакого штурма не планируется, но и вывел из автобуса беременную женщину.
Около 20:00 Эдиев попытался поговорить с Кондратьевым, но тот на связь не выходил. Тогда террорист приказал одному из пассажиров выйти из автобуса и, остановив его у края эстакады, решил устроить показательную казнь. Но не успел — первая пуля снайперов попала Эдиеву в пах, вторая — в спину.
В это же мгновение начался штурм — поднявшиеся на эстакаду по лестницам бойцы «Альфы» забросили в «Икарус» несколько светошумовых гранат и проникли в салон. Но туда уже умудрился вползти умирающий Эдиев с самодельной бомбой. Чтобы снизить воздействие взрывной волны, террориста накрыли бронеодеялом, но он почти сразу скончался, не успев активировать устройство.
Вся операция, по разным данным, заняла от 15 до 40 секунд. Осмотрев взрывчатку, силовики поняли, что террорист не блефовал: мощность бомбы составляла полтора килограмма в тротиловом эквиваленте. К автобусу тут же подъехали машины скорой — помощь понадобилась семи пассажирам, которых при штурме ранило осколками стекла.
Ожидавших в аэропорту своей участи Саидбека Тепсуева и Алвади Вахидова отвезли обратно в колонию. Все уголовные дела против Эдиева вскоре были закрыты в связи со смертью.
По воспоминаниям бывшего командира «Альфы», Героя Советского Союза Геннадия Зайцева, оценку работе бойцов по нейтрализации Эдиева вскоре после операции дал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, в прошлом сам боец спецназа. Когда его спросили о действиях «Альфы» в Минеральных Водах, он ответил: «Я считаю, что это лучший спецназ в мире».