Войти в почту

Ефремова от СИЗО мог спасти коронавирус: О правовой подоплёке смертельного ДТП

Таганский суд города Москвы избрал для актера Михаила Ефремова меру пресечения в виде домашнего ареста до 9 августа после ДТП на Садовом кольце, в результате которого погиб 57-летний Сергей Захаров.

Ефремова от СИЗО мог спасти коронавирус
© ТАСС

Ранее депутат Виталий Милонов предположил, что Ефремов может воспользоваться своими связями и высоким положением, чтобы повлиять на свидетелей или следствие. Некоторым представителям общественности домашний арест также показался легкой мерой.

На самом деле мера пресечения в виде домашнего ареста или даже подписки о невыезде довольно часто избирается в таких случаях, отмечает член адвокатской палаты Санкт-Петербурга, специализирующийся на ДТП и уголовных делах, Юрий Баринов.

«СП»: – Как складывается судебная практика по части избрания меры пресечения в отношении виновников ДТП со смертельным исходом?

– Нужно понимать, представляет ли человек опасность для общества. Если представляет, то обязательно нужно содержать его под стражей. Если он не так опасен, то допускается домашний арест или даже подписка о невыезде. Второе, на что обращает внимание суд – насколько обвиняемый склонен к побегу. Если его выловили и доставили в суд насильно, то, конечно, нужно содержать под стражей, а если он сам пришел, не прятался, не скрывался и не пытался скрыться, то зачем его держать в СИЗО. Третий момент, который нужно учитывать, насколько обвиняемый может повлиять на следствие. Есть ли у него связи или влиятельные покровители, которые могут угрожать свидетелям. В случае с Ефремовым это маловероятно, он же не какой-то криминальный авторитет. Поэтому выбор меры пресечения для Михаила Ефремова вполне справедлив. Кроме того, четвертый момент, который, безусловно, судьи учитывают, состоит в том, что в местах лишения и ограничения свободы сейчас очень распространена коронавирусная инфекция. Есть особое распоряжение по поводу содержания под стражей: содержать в СИЗО стараются только тех, кто действительно очень опасен.

«СП»: – Имеет ли значение, в каком именно состоянии опьянения находился водитель, спровоцировавший ДТП со смертельным исходом? Алкогольном, наркотическом или обоих сразу?

– Никакой разницы это не имеет. Все, что выше определенного количества промилле, считается опьянением, также есть перечень психотропных веществ и запрещенных препаратов, которые нельзя употреблять водителю. В случае их обнаружения действие квалифицируется как ч. 4 ст. 264 УК РФ.

«СП»: – Какие есть еще факторы, определяющие виновность, в случаях с ДТП со смертельным исходом?

– По большому счету Ефремов собрал все отягощающие факторы: грубо нарушил ПДД в состоянии опьянения, выехал на встречную полосу. Единственное, что могло усугубить его вину это еще большее количество пострадавших – если было бы больше двух, то квалификация была бы еще более тяжкой.

«СП»: – Техническое состояние автомобиля Ефремова может на что-то повлиять, если найдутся неисправности?

– Некоторые наши коллеги умудрялись и иногда умудряются доказать, что ДТП произошло не потому, что человек пьяный, а потому что произошла неисправность – оторвалось колесо, например. В жизни я такое видел. Но в случае с Ефремовым есть видео, где четко видно, что машина абсолютно целая без отделения от нее каких-то частей вылетела на встречную полосу. Поэтому не знаю, возможно ли здесь будет доказать техническую неисправность.

«СП»: – Какое обычно следует наказание за такого рода преступления?

– Окончательный срок решает судья, это достаточно субъективный момент. Нужно учитывать все – и заслуги перед обществом и проступок, который он, безусловно, совершил. Все это надо взвесить и тогда можно говорить о сроке. Могу сказать от себя так, любая практика, когда одновременно произошло громкое преступление и освещение в СМИ, то приговоры получаются суровыми – запросто можно получить и верхний предел. Считается, что общество следит за такими процессами, и если дать мягкое наказание, то тем самым можно поощрить других граждан на совершение подобных деяний.

«СП»: – Какой тактике защиты может придерживаться Михаил Ефремов?

– Чтобы избежать максимального наказания, Михаил Ефремов может выбрать особый порядок, который подразумевает деятельное раскаяние с возмещением вреда и полное признание вины. Тогда наказание будет не более 2/3 от максимального срока. Важно чтобы пострадавшая сторона – жена или мать погибшего – с этим согласились, а значит нужно перед ними каким-то образом вред загладить. Максимальное наказание по статье, которую вменяют Ефремов, 12 лет.