Ещё
Израиль объяснил отказ впускать россиян в страну
Израиль объяснил отказ впускать россиян в страну
В мире
Скабеева вмешалась в скандал с Водонаевой
Скабеева вмешалась в скандал с Водонаевой
Общество
В России рассказали о происхождении смертельного вируса
В России рассказали о происхождении смертельного вируса
Происшествия
Госдума приняла первое решение по Конституции
Госдума приняла первое решение по Конституции
Политика

У разбившегося Ми-28 двойственная репутация 

Почему разбился Ми-28
Фото: РИА Новости
Новая трагедия в российских Вооруженных силах — в  во время учебного полета разбился вертолет Ми-28Н. Почему «Ночной охотник» пользуется неоднозначной репутацией в войсках — и какие другие подобные авиапроисшествия случались с этой машиной в последние годы?
Вертолет Ми-28, который ещё называют «Ночной охотник», разбился именно в темное время суток. Крылатая машина, в составе экипажа которой были опытные пилоты — замкомандира эскадрильи Руслан Кушниренко и подполковник Александр Склянкин, рухнула в Краснодарском крае неподалеку от станицы Планитниковская во время учебно-тренировочного полета. Оба офицера погибли. Различные источники сообщают, что во время трагедии был сильный туман.
Возможно, виновата погода. Возможно, ошибка летчиков. Или же все-таки подвела машина? К этому вертолету, вроде и раньше было немало нареканий, но он не просто летает, но и считается основной боевой винтокрылой машиной российской армии.
Трагедии в истории воздушного флота не такая уж и редкость, но по статистике чаще разбиваются по техническим причинам самолеты. Вертолетов меньше, но они всё-таки более надежные. Вот даже если взять разбившийся сейчас на Кубани Ми-28, то его «хромая статистика» не столь велика — с начала эксплуатации в 2013 году этих вертолетов ВВС  (более 90 единиц Ми-28Н и Ми-28УБ) случилось шесть происшествий и авиакатастроф. В трех случаях, с учетом нынешнего, с человеческими жертвами. Тем не менее, сами падения этих вертолетов на ровном месте несколько настораживают — потери в небоевых условиях могут говорить лишь о техническом несовершенстве. Но так ли плох Ми-28?
Этот вертолет стал своеобразным продолжением легендарного уже транспортно-боевого вертолета Ми-24. Ми-28 лишился десантного отсека и стал исключительно штурмовым вертолетом — ничего лишнего, только два пилота, броня и боевая нагрузка. Плюс особенности применения в ночное время — отсюда и «Ночной охотник», способный действовать в любое время суток и в любых погодных условиях.
И вот здесь-то и возникли проблемы, когда электронная начинка стала не столько помощником, сколько проблемой для пилотов при управлении вертолетом. Несовершенной оказалась система наблюдения — при малейшем ухудшении видимости, дымке или облачности, пилоты буквально «слепли» и не могли оценивать обстановку.
Об этих проблемах у Ми-28 говорил и экс-главком ВКС , называя электронику «Ночного охотника» провальной.
«Летчик ничего не видит и ничего не слышит, — отмечал в свое время генерал. — Они потом три дня ходят с красными глазами».
Были у этого и другие проблемы, связанные в том числе с особенностями полетов в темное время суток. Как рассказывал один из действующих вертолетчиков, приходилось «додумывать» за электронику, в том числе при опасном сближении с землей — приборы не страховали предупреждающим сигналом, и землю приходилось «ловить глазами».
Трагический инцидент с Ми-28 произошедший в 2016 году в сирийской провинции Хомс, надо полагать, случился именно по этой причине. Расследование признало ошибку пилотов при использовании нашлемных приборов ночного видения. Но они и не увидели опасное сближение с землей! Вертолетчики не включили «ночной режим», который им не нужен днем, а автоматика не сработала, красная лампочка не зажглась.
Иначе говоря, нельзя заранее считать, что априори виновата машина. О ее качествах есть и другие мнения.
«Вертолет Ми-28 считается универсальной боевой воздушной машиной,
— считает авиационный эксперт . — Ее доработки продолжаются постоянно, анализируются нештатные ситуации, учитываются пожелания самих пилотов. Объективно — это очень надежный вертолет, но как любая техника требует совершенствования, в том числе по улучшению ночной «начинке» при пилотировании, применении вооружения. Из любого происшествия нужно делать соответствующие выводы, в том числе и из нынешней катастрофы».
Высоких оценок Ми-28 заслужил и в войсках. Изначально он был «обкатан» в Центре боевого применения и переучивания личного состава армейской авиации в Торжке еще в 2018 году. Сейчас активно эксплуатируется в Южном военном округе, в том числе в Крыму. По словам экс-главкома ВВС России Владимира Михайлова (2002-2007 гг.), «Ми-28 — прекрасная машина».
«Мне этот вертолет приходилось буквально вытаскивать на уровень промышленного производства в свое время, — рассказывает . — Я видел, что это будущее наших вертолетов и не ошибся в этом. Это касается и применения Ми-28Н в Сирии, где винтокрылая машина хорошо себя зарекомендовала и имеет все необходимые для выполнения различных боевых задач показатели. Это касается и климатических условий, и горной местности, и запыленности в пустыне. Вертолет хорошо защищен броней, несет мощное ракетно-пушечное вооружение. Также он маневренен и подвижен, способен совершить петлю Нестерова, переворот Иммельмана — фигуры высшего пилотажа, на которые, казалось бы, способен только истребитель».
Почему же тогда потерпел катастрофу Ми-28? Причины установит комиссия, но здесь можно вспомнить трагическую ситуацию в августе 2015 года на полигоне «Дубровичи» под Рязанью во время демонстрационных полетов на открытии армейских соревнований «Авиадартс». Тогда тоже рухнул Ми-28 — из-за отказа второй гидросистемы. Вертолет потерпел аварию днем, при идеальной видимости, им управляли опытные вертолетчики из пилотажной группы «Беркут».
«Вертушка» тогда жестко плюхнулась на землю, в результате один из пилотов погиб — они до конца боролись за спасение воздушной машины и увели ее в сторону от зрителей.
Среди неозвученных причин той трагедии можно вспомнить «версию», о которой еще накануне говорил министр обороны . И касалась она не технического состояния вертолета или его общей надежности, не рассматривался и фактор ошибки пилотов. Выяснилось, что из эксплуатации были сняты около тридцати авиационных двигателей — самолетных и вертолетных. Из-за ненадлежащего состояния многих военных аэродромов — 80 процентов из них требуют капитального ремонта. То есть причина во взлетно-посадочной полосе, на которой воздушные машины как пылесос затягивают всяческий хлам, который приводит к выходу из строя как самих двигателей, так и многих приборов.
Реконструкцию аэродромов планировалось завершить до 2020 года. Попал ли под эту «генеральную уборку» аэродром в Краснодарском крае, с которого взлетел и не вернулся вертолет Ми-28?
Видео дня. Москвичи с детьми вынуждены лицезреть царство разврата
Комментарии 52
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео