Чиновники померились взятками
Российские чиновники не устают демонстрировать удивительную уверенность в себе: «берут на лапу» под фон новостей о только что взятом очередном незадачливом коллеге. И напрасно читатель думает, что мздоимцы изобретают всякий раз немыслимые схемы для подстраховки — используют часто пусть и сложные, но многократно обкатанные и потому известные схемы. Вот и думай: то ли обленились, то ли обнаглели.
Кризис под контролем
Так глава города Оренбурга Евгений Арапов не нашёл ничего более оригинального, как, после задержания своего зама Геннадия Борисова, сначала уйти в отпуск, а потом заболеть. Но больничные стены не помогли, следователи пришли к высокопоставленному пациенту в палату, допросили и объявили ему о новом статусе подозреваемого. К слову, упомянутому Борисову можно поаплодировать за попытку действительно оригинально спасти свою свободу: от людей в форме он попытался сбежать в самом прямом смысле — ногами. Ярко завершил свою карьеру, показав не самую плохую физическую форму. Но у правоохранителей физподготовка оказалась повыше и теперь криминальную сделку руководителей горадминистрации с предпринимателем на сумму 600 тысяч рублей будет разбирать суд.
Губернатора Оренбургской области история с Араповым и Борисовым, кажется, искренне расстроила — во всяком случае, не каждый глава региона выходит с заявлением к общественности после каждого случая задержания своих чиновников за взятки. Но Юрий Берг нашёл силы сказать, что в управляемом им регионе образовался «кризис муниципальной власти» и сообщил о взятии ситуации под полный личный контроль. Правда в местном отделении «Единой России» своего решения по судьбе членства Арапова в партии на момент сдачи материала ещё не вынесли.
Вообще правоохранители приводят довольно любопытную статистику. За первую половину текущего года своих должностей лишились почти 500 чиновников и, заметим, эта цифра показывает уже вскрытые факты коррупции, при том, что криминалисты отмечают высокую «латентность» (скрытость) этих преступлений. Сколько остаётся нераскрытыми случаев, в которых фигурируют мелкие суммы — остаётся только гадать.
Бывший вице-губернатор Челябинской области Николай Сандаков, находящийся под судом за то, что трижды получал взятки по 500 тысяч рублей, посмеялся бы над оренбургскими чиновниками, которые так «дёшево» попались. Но дело бывшего замгубернатора интересно даже не этим — пострадавшей стороной оказался сити-менеджер города Озёрск Евгений Тарасов, которому Сандаков пообещал пост мэра Магнитогорска. Неизвестно, как долго Тарасов кормил бы ещё своего «патрона» — он сам оказался под следствием по персональному эпизоду со взяткой.
Ростов — чемпион
Ещё менее скромно вёл себя бывший руководитель управления главного архитектора Воронежа Антон Шевелёв. Хотя в настоящее время он проходит по делу о незаконном получении «за услуги» чуть менее миллиона рублей — суммы, по версии следствия, проходили через муниципального чиновника гораздо большие (по некоторым данным, речь идёт о сумме более 7 млн рублей). Так, правоохранителям удалось установить, что на протяжении последних семи лет господин Шевелёв прокручивал довольно любопытную схему обогащения: направлял к своему подельнику — главному инженера ООО «Вламиан» Руслану Куцеву — руководителей строительных компаний, которые заказывали ему эскизную документацию для последующего строительства с гарантированным согласованием.
Но, несмотря на продолжительность противоправных деяний и огромные суммы, фигурирующие в следственных документах, прокуратура запросила для господина Шевелёва наказание ниже минимального предела — 4 года лишения свободы (при минимальном пороге для ч.6 ст. 290 УК РФ в 8 лет) и штраф в пятикратном размере взятки (17,85 млн рублей). Решение суда ожидается уже завтра, 16 августа.
И всё же лидером по числу коррупционных дел за первое полугодие 2018 г. стала Ростовская область. Правда, как сообщили в местном управлении СКР журналистам «Коммерсант-Юг», статистику региональным правоохранителям сильно испортил некий ушлый госслужащий (называть героя ростовские следователи отказались), в отношении которого за этот период было возбуждено сразу 33 уголовных дела по 69 преступным эпизодам. И вот эти 69 преступлений составили 53,1% от общего числа зафиксированного мздоимства.