Дом за миллиард. Следствие оценило украденное у Чубайса имущество
Фигуранты дела считают, что особняк в Переделкине площадью 4351 квадратный метр с бассейном, домиком для гостей и охраны и парковкой на 40 автомобилей стоит гораздо больше. Именно из-за того, что его отказались продать «по дешевке», и появилось дело, считают они
Главное управление МВД по Московской области оценило сумму ущерба, причиненного главе «Роснано» в рамках дела о хищении у него дома в подмосковном Переделкине и имущества из него, в более чем 1 млрд рублей. Об этом Business FM сообщил адвокат Вячеслав Макаров, защищающий одного из фигурантов дела — члена партии ПАРНАС, президента АНО «Национальная академия изучения и исследования проблем коррупции» Мусу Садаева.
«Сумма рассчитана исходя из слов Анатолия Чубайса и Борис Минца, которые вкладывались в строительство дома площадью 4 тысячи квадратных метров несколько лет назад. Они говорили о 20 млн долларов. Тогда курс был другой, и вообще там своеобразные расчеты по делу», — рассказал защитник. Предъявленное его клиенту обвинение он считает несостоятельным, а самого Анатолия Чубайса — ненадлежащим потерпевшим.
Уголовное дело о попытке хищения дома подмосковная полиция возбудила по заявлению Анатолия Чубайса еще в прошлом году. Он рассказал, что когда-то нанял своего бывшего делового партнера, экс-председателя правления ООО «УК Роснано» Илью Сучкова руководить его швейцарской фирмой. Затем он продал ему компанию. Это произошло, когда чиновникам запретили заниматься бизнесом. А позже Сучков якобы стал шантажировать главу «Роснано» — требовал, чтобы тот приобрел построенный им для Чубайса дом в подмосковном Переделкине по неадекватной цене (он оценил его примерно в 50 млн долларов), а когда он отказался, ему стали присылать записи его деловых переговоров, угрожая публикацией. Об этой истории глава «Роснано» рассказывал на своей странице в Facebook.
Илью Сучкова арестовали по обвинению в покушении на мошенничество. А в конце лета — начале сентября 2017 года в СИЗО под следствие попал и Муса Садаев. По словам Вячеслава Макарова, его подзащитного обвинили в краже имущества из дома. Telegram-канал Mash сообщал, что воры вынесли оборудование и 13 телевизоров на общую сумму около 70 млн рублей.
Сначала Мусаеву инкриминировали «кражу» (ст. 158 УК РФ). Потом, по словам Вячеслава Макарова, его подзащитному добавили и обвинение в мошенничестве (ст. 159 УК) и объединили его дело с делом Ильи Сучкова. Защитник считает претензии необоснованными. Он уточнил, что ущерб от кражи оценивается 68 млн рублей. «Говорят, там чуть ли не паркет вывезли. Такого нет, все на месте, и никакие 13 телевизоров там не похищали», — уверяет Макаров. Он полагает, что и обвинение в попытке похитить недвижимость также не выдерживает критики и является «ложью».
Согласно материалам дела, дом в Переделкине, в котором Чубайс проживает с супругой, журналисткой Дуней Смирновой, начали строить в 2012 году на деньги бывшего коллеги и делового партнера главы «Роснано» миллиардера Бориса Минца. Он владеет кипрским офшором. Этот офшор в свое время выдал бывшей компании Чубайса SFO Concept AG, которая ныне принадлежит Илье Сучкову, кредиты почти на 22 млн долларов. Они выдавались как раз на строительство дома в Переделкине. В 2015 году особняк общей площадью 4351 квадратный метр сдали в эксплуатацию. В доме два этажа площадью 2660 квадратных метров, а площадь гостевого дома составляет 586 квадратных метров.
Для отдыха гостей и хозяина предусмотрена шикарная зона SPA: бассейн площадью 16 квадратных метров, выложенный сланцем, сауна, купель, хамам, массажная, спортзал в помещении и на открытом воздухе, а также кинозал и детская площадка. Отдельная техническая зона включает три парковочные зоны на 40 машин, мойку автомобилей, сервисный центр (постирочная, гладильная, сушильная), гараж с минисервисом. Также имеется дом охраны площадью 737 квадратных метров. У всех зданий комплекса толстые каменные стены, а триплексные пуленепробиваемые стеклопанели делают этот дом неприступным.
«Дача в Переделкине принадлежит швейцарской компании, которой владеет Илья Сучков. Идет гражданско-правовой спор, в который у нас так любят вмешиваться отдельные сотрудники правоохранительных органов, — заявил Вячеслав Макаров. — Представители Чубайса и Минца судились в Швейцарии и на Кипре, но суды проиграли. Тогда они подали иск в Брянский арбитражный суд, который никакого отношения к делу не имеет, и в июле 2016 года добились ареста дома, принадлежащего швейцарской компании».
По мнению Макарова, Чубайса признали по делу потрепавшим незаконно, так как юридически он не имеет отношения к постройке дома.
Что же касается Ильи Сучкова, на следствии он рассказал, что уголовное дело появилось после того, как он отказался продать злополучный дом Чубайсу «по сильно заниженной цене». Он стал искать покупателя на стороне, обратившись за помощью к Мусе Садаеву, который ранее занимался риелторским бизнесом. Был составлен соответствующий договор, но поиск покупателя успехом не увенчался.
В пресс-релизе «Национальной академии изучения и исследования проблем коррупции», который имеется в распоряжении Business FM, утверждается, что Анатолий Чубайс добился возбуждения дела против своих оппонентов, использовав «административный ресурс», после того как понял, что не сможет через суд вернуть особняк.
Адвокат Анатолия Чубайса Александр Аснис на момент публикации материала был недоступен для комментариев. В пресс-службе «Роснано» обещали предоставить комментарий позднее.