Взорвавший дом в Ижевске Александр Копытов не хотел убивать соседей. Он лишь пытался избавиться от мучивших его голосов, звучавших у него в голове. В СМИ появилась утечка следственной информации о допросе Копытова, в частности выложен скан протокола допроса. Пока не ясно, является ли этот документ подлинным: на бланке нет ни одной подписи. Однако в нем Копытов признается, что уже не раз открывал газ в своей квартире.
Как следует из этой бумаги, Копытов признается следователям, что уже несколько лет слышит голоса соседей, которые его обсуждают и оскорбляют. Но если раньше шипение открытого газа заставляло голоса смолкнуть, то на этот раз, когда он отсоединил шланг от газовой плиты, они продолжали звучать. Тогда мужчина собрал вещи, закрыл квартиру и уехал на дачу, думая, что соседи, почуяв запах газа, вызовут газовщиков или сами перекроют газ в подвале. О взрыве он узнал из новостей. Из контекста также становится понятно: Копытов не понимал, что мучившие его голоса не что иное, как галлюцинация. И считал, что соседи — весь подъезд — действительно ему что-то говорят сквозь потолки и стены, используя какую-то специальную аппаратуру. Кроме того, выяснилось, что он уже не раз экспериментировал с утечками газа.
Александр Копытов, житель Ижевска
«При схожих обстоятельствах я открывал газ в 2013 и 2016 годах, но из квартиры не уходил, вновь шланг гайкой я закручивал к газовой трубе. Причина данных действий — оскорбительные голоса от лица соседей всего подъезда, которые я постоянно слышал, даже когда находился дома. Газ открыл, чтобы голоса замолчали, а соседи отдали мне аппаратуру, которой круглосуточно меня изводят».
Сам бланк протокола, попавшего в прессу, представляет из себя, по всей видимости, вторую страницу документа. Внизу есть графы для подписи свидетеля и иных лиц. В одной графе фамилия и инициалы — Копытов А. А. Однако никаких подписей бумага не содержит.
Поэтому в признание Копытова поверили не все. Из той же утечки материалов следствия стало известно, что подозреваемый с соседями не конфликтовал, был спокойным и тихим. В связи с этим по Ижевску поползли слухи о теракте, рассказывает главный редактор ижевской интернет-газеты «Стриж» Тимофей Клабуков:
Тимофей Клабуков, главный редактор ижевской интернет-газеты «Стриж»
«Те, кто опрашивал знакомых, родственников, брата, в частности, Копытова, говорят, что он был замкнутый. Там с соседями ни с кем не конфликтовал. Ну и в связи с этим появляться начинают слухи, что это, возможно, теракт. Никто ее не выдвигал, эту версию. Вот это на уровне слухов все ходит, то есть я с двумя людьми вчера говорил. Я не могу сказать, кто источники, говорят вроде такое. Подтверждений каких-то нет документальных».
Классические шизофреники в подавляющем большинстве случаев ведут себя так тихо, что догадаться об их болезни невозможно, пока не наступит обострение. В среднем это случается через пять лет с момента начала болезни. Пока окружающим не удастся доказать их опасность, наблюдать или лечить таких больных запрещено. Считается, что тараканы в голове — личное дело и право каждого. Поэтому и предотвратить преступление в случае Копытова было практически невозможно. Так утверждает профессор, завотделения суицидологии Московского НИИ психиатрии Евгений Любов:
Евгений Любов, профессор, завотделения суицидологии Московского НИИ психиатрии
«Оказание психиатрической помощи подразумевает лишь активное наблюдение лиц, которые активно опасны для себя, то есть суициды, например, или для окружающих явная агрессия. Поэтому во всем мире, не только в России, большая часть нуждающихся в психиатрической помощи ее не получает».
Следствие арестовало Александра Копытова и направило на судебно-психиатрическую экспертизу. Ему также предъявлено обвинение по статье «убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом». Наказание предусматривает от 12 лет вплоть до пожизненного лишения свободы. Однако если будет доказано, что у Копытова серьезное психическое расстройство и в момент преступления он не отдавал себе отчет в своих действиях, его отправят на принудительное лечение. Когда поправится, выйдет на свободу.
Обрушение одного из подъездов девятиэтажного жилого дома в Ижевске произошло 9 ноября. В результате взрыва погибли семь человек, в том числе двое детей.