Ещё
Сечина в четвертый раз вызвали в суд
Сечина в четвертый раз вызвали в суд

Власти намерены вновь сделать реку Вятку судоходной 

Фото: ТАСС

По словам президента Вятской торгово-промышленной палаты Николая Липатникова, о необходимости возрождения реки эксперты напоминали властям региона на протяжении многих лет. Но каждый раз следовал ответ, что на это потребуются "сотни миллионов долларов", а в бюджете таких денег нет. Примерная смета в результате была составлена в 2011 году, когда в правительстве области впервые прошло совещание, посвященное этой проблеме. Тогда эксперты обозначили такие цифры: чтобы река стала судоходной, необходимо ежегодно вкладывать около 30-40 миллионов рублей на протяжении 10 лет при первоначальном "взносе" в 70 миллионов в течение первого года.

Цифра для области большая, но не критичная. Однако после этого совещания тема практически не поднималась, хотя река продолжала мелеть буквально на глазах, что создает серьезные проблемы бизнесу. Так несколько лет назад судостроительный завод из-за мелководья не смог вовремя отправить баржу, изготовленную по заказу голландских партнеров. И чтобы не получить штрафные санкции, пришлось объяснять ситуацию.

А она удивительна, если учесть, что еще 30 лет назад река была полноценной транспортной артерией, по которой ежегодно перевозилось более десяти миллионов тонн грузов и полтора миллиона пассажиров. По реке ходило 130 судов разного профиля вплоть до Астрахани. По ней перевозились стройматериалы, лес и многое другое. Сегодня из всего вятского флота осталось несколько буксиров и прогулочных теплоходов, работающих на увеселение публики.

Почему река мелеет? Тому есть несколько причин. Основная — Вятку практически перестали чистить. Обмелению также способствовала добыча песка и гравия. Казалось бы, это должно идти на пользу, поскольку таким образом углубляется дно. Но на самом деле стихийные работы только вредили реке. Она стала произвольно менять русло, подмывать берега, появлялись косы. Сейчас добычу грунта со дна реки прекратили, но за это время успели "наворотить" немало.

— Есть целый ряд участков, где наблюдаются размыв и разрушение берегов Вятки. В некоторых местах состояние притоков и природоохранных прибрежных зон просто удручающее, — говорит начальник отдела гидрологии ФГБУ "Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Тамара Каземирчик.

По ее мнению, для обеспечения судоходства на Вятке необходимы не разовые мероприятия по углублению русла, что делается сейчас, а постоянное наблюдение наносов в наиболее проблемных участках. Для очистки русла нужно иметь специальную технику, возобновить работу "Вятского технического участка" и разработать научно-практическую программу "Судоходная Вятка" с привлечением средств федерального и областного бюджетов. Как это делается, в частности, сейчас с Волгой, на "приведение в порядок" которой выделят свыше 250 миллиардов рублей. Но это сравнение не совсем корректно. Вятка — не Волга, масштабы несопоставимы, и вряд ли правительство страны выделит серьезные средства на "региональную" реку.

По мнению председателя ассоциации судовладельцев Кировской области. Александра Васенина, Вятке необходимо не только правильное углубление русла, но и дамбы, укрепление берегов.

— В наших планах развитие грузоперевозок с Нагорского района, — заявил Васенин, — доставка баржами леса на предприятия областного центра. Это экономически выгодно и не только нам, ведь разгрузятся автомобильные дороги, а лесоперерабатывающие предприятия смогут получать сырье весной, когда трассы закрыты для большегрузов. Кроме того, мы собираемся развивать грузоперевозки до Вятских Полян и дальше. В планах и развитие пассажирских перевозок. Но пока все это, к сожалению, только наши планы, что можем — мы делаем. Если со стороны правительства будет оказана какая-то помощь в развитии судоходства, это только приветствуется.

С тем, что доставка леса по реке может иметь стратегическое значение, согласен и депутат регионального заксобрания Михаил Скворцов.

— Возрождение судоходства на Вятке важно для многих отраслей. Когда колоссальное количество грузов транспортировалось рекой, для лесного комплекса это являлось огромным подспорьем, — отметил Скворцов. — В этом процессе было занято большое количество людей, на транспортных расходах экономились огромные средства. Недавно я посетил несколько предприятий в Финляндии и Швеции, и там все крупные лесопильные и деревообрабатывающие заводы расположены близ своих причалов. Нам довезти свою продукцию до потребителя очень дорого, потому что мы используем железную дорогу и автотранспорт.

При этом, по мнению представителя "Вятского фанерного комбината" Владимира Полищука, необходимо учесть и наличие инфраструктуры — пунктов отгрузки и приемки.

— Важно понять, готовы ли речники предоставлять услуги комплексно — погрузить, отгрузить, привезти. Чтобы мы им показали точку и получили товар. Мы поддерживаем идею возрождения судоходства и готовы принять посильное участие, если вложения потом окупятся. Наша группа компаний уже имеет опыт перевозки грузов по Онежскому озеру, надо просчитать, как это будет в Кировской области, — отметил Владимир Полищук.

О том, что в "реанимировании" судоходства на Вятке должны быть заинтересованы и частные компании, говорит и замначальника администрации Волжского бассейна внутренних водных путей Игорь Сидоров.

— В настоящее время Вятка и ее притоки могут быть использованы для судоходства на протяжении 1587 километров, — уточнил он, — а задействованы сегодня только 685 километров, от Кирова до устья. Вятский район водных путей и судоходства не растерял кадровый состав, есть техника, теплоходы. Есть земснаряд, плавучий кран, которые могут быть использованы на очистке русла реки. Но русло— и берегоочистка в настоящее время не финансируются государством, надо искать деньги. По идее они должны выделяться местными бюджетами и заинтересованными частными организациями.

Игорь Сидоров согласен и с тем, что речь должна идти не только об углублении русла. Например, недавно круизный теплоход "Василий Чапаев" пришел к Кирову по Вятке, но к берегу так и не подошел из-за отсутствия береговой инфраструктуры. Капитаны подобных теплоходов просто не рискуют приставать к берегу. Для этого можно было бы использовать плавучий дебаркадер или причальные стенки.

Кстати, по мнению директора центра активного отдыха "Летучий корабль" Ольги Лобастовой, это обстоятельство сегодня препятствует и развитию водного туризма в регионе.

— Постепенно популярность нашего региона растет, туристы едут. У нас много интересных объектов, расположенных на берегу, где мы можем занять гостей, но нет причальной инфраструктуры, как в других регионах, и высадиться на берег они не могут, — посетовала она.

 Ещё 3 источника 
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео