Страдания «Урала». 100 лет тайне гибели первого камского теплохода
Трёхпалубное судно заказала на Коломенской судоверфи пермская фирма «Иван Любимовъ и К°». Весной 1911 годп, наречённое «Уралом», оно сошло со стапеля. А затем, пройдя полагающиеся испытания, отправилось в навигацию. Надежды и разочарования Интерес к новинке был большой. Реклама сулила «почтеннейшим господам пассажирам» при «весьма умеренных ценах» высокую скорость, повышенный комфорт, отличное меню. 19 июля под звуки духового оркестра белоснежный красавец отвалил от пермской пристани и взял курс на Нижний Новгород. Почти половина кают при этом осталась пустой. Хозяева не унывали, мол, скоро все убедятся в преимуществах их детища и валом повалят. Плюс значительная экономия на топливе. Переиграем конкурентов. Теплоход так и стал курсировать на самом востребованном направлении. Увы, пассажиропоток не прирос. Причин тому оказалось предостаточно. Современники свидетельствовали о своих впечатлениях от плавания: «Выходить на палубу практически невозможно из-за сильного дыма и постоянного удушливого запаха горелой нефти. «Урал», несмотря на то, что был построен по типу колёсных легкопассажирских пароходов, проигрывает им в скорости хода. Хотя качка и вибрация поменьше, чем на пароходах, но на поворотах возникает опасный крен». Свои претензии были и у команды, с трудом управлявшей сложными механизмами. Плюс выявились огрехи конструкции, включая неустойчивость. Вдобавок принципиально новый тип судна имел устаревающий к тому времени движитель – расположенные вдоль бортов гребные колёса, а не кормовой винт. Между прочим, выпущенный коломенцами год спустя теплоход «Инженер Корейво» оказался куда удачней, не говоря уже о двухвинтовом «Бородино». Поломка следовала за поломкой, часто – в пути. Посему судно бесконечно ремонтировали. Хозяева не успевали подсчитывать убытки. То ли из-за отсутствия свободных средств, то ли разочаровавшись, они отозвали из Коломны заказ на второй теплоход. В период Первой мировой войны, когда пассажирских перевозок поубавилось, совсем туго стало. Возили на теплоходе казённые грузы, солдат и даже скотом трюмы набивали. Пылал как факел То, что произошло 13 мая 1917 года (по старому стилю) до сих пор остаётся загадкой. «Урал», медленно выгребавший на середину Камы, вспыхнул и спустя считанные минуты, сильно накренившись, пошёл ко дну. Хорошо, что без пассажиров шёл и почти у берега. А вот из экипажа уцелели не все. Вот что на следующий день писал по этому поводу «Пермский вестник Временного правительства»: «Вчера, около 2 ч. дня, только что пришедший из Низу пароход акционерного об-ва «Ив. Любимов и К°» «Урал», высадив пассажиров, пошёл вверх - в Лёвшино - для нагрузки. Когда пароход шёл посреди Камы, приблизительно между Пермью и Мотовилихой, вдруг в машинном отделении произошёл сильнейший взрыв. Пламя с молниеносной быстротой охватило весь корпус парохода. Произошла полнейшая паника среди бывших людей на пароходе. Пламя и дым душили людей, и все должны были спасаться, кто как мог, соскакивая с судна прямо в воду. На помощь утопленникам поспешили стоящие у пристани пароходы. Но вначале подойти к горящему пароходу почти не было возможности. Спасенные пострадавшие сообщают, что много погибло командного состава, а также и некоторые бывшие посторонние лица. Пострадавшим, доставленным на городскую пристань, оказана немедленно же медицинская помощь - был вызван доктор и скорая помощь. Подробности гибели не выяснены». Случись подобное несколькими годами назад, резонанс был бы огромен. В насыщенном революционными событиями 17-м ограничилось парой газетных заметок. Потом всё вообще быльём поросло. Даже с годом катастрофы путаница: некоторые источники утверждают, что она произошла в 1916-м. Об «Урале» вспомнили совсем недавно - в основном знатоки истории речного флота. Докопались до источников. К примеру, в Пермском краеведческом музее хранятся воспоминания Василия Васильевича Молодцова – местного старожила, краеведа. Среди прочего им упоминается следующее: «Вернувшись из дальнего рейса и высадив пассажиров, «Урал» отправился на разгрузку в Лёвшино. Вскоре после отплытия на нём возник пожар, и теплоход очень быстро сгорел на глазах у многих очевидцев. Объятый пламенем, он напоминал горящий факел. Его искорёженный остов долго виднелся на одной из отмелей правого берега». До сих пор спорят о причинах катастрофы. Среди версий: диверсия; человеческий фактор (курение у двигателя или резервуара с горючим); взрыв - от сотрясения - баллонов со сжатым воздухом. Специалисты из Пермского филиала Волжского госуниверситета водного транспорта решительно отвергают таковые: «Причина пожара первоначально отнесена к взрыву дизелей, однако при дальнейшем обследовании комиссия установила, что все механизмы оказались невредимы - в целости баллоны со сжатым воздухом, цела цистерна с топливом». Тогда что же? Ближе всех к истине версия, согласно которой теплоход нарвался на снаряд орудия из числа изготовленных и испытываемых Мотовилихинским заводом. Стрельбы-то велись довольно часто. Забыли предупредить речников - и получай в борт болванку. Потому и расследование проводили без особой огласки. Помалкивали судовладельцы, рассчитывавшие получить и страховку, и компенсацию от казны. Семьям пострадавших посулили пенсию. Наказать виновников просто не успели. Власть переменилась. Грянула Гражданская война. Мало-мальски ценное с судна сняли. В середине двадцатых годов искорёженный корпус подняли и порезали на металл.