Войти в почту

Не бойся! Я с тобой

В зоне доступа Катя Шалаева круглосуточно: или «разруливает» где-то аварию с участием мотоциклиста, или корпит над статистикой ДТП с раскладом ошибок пилотирования.Для Екатерины тот погибший никто: знакомый соседей. «На выезде со двора разбился, гаишники говорят, что сам виноват, потому что — мотоциклист. А его-то «жигуленок» сбил! Да разве докажешь…» — горевала у подъезда соседка. Катя послушала, что автоинспектору говорили очевидцы, дорасспросила их, выудила детали. Набралась смелости: «В протокол надо писать так и так». И — сама не ожидала — сопроводила дело до суда. Здесь признали: это водитель, как черт из табакерки, выскочил со двора и сбил мотоциклиста. — Пока «расследовала», открыла для себя содружество «двухколесных» людей, — рассказала Екатерина Шалаева. — На них навесили ярлык плохишей, а это настоящее братство. На сайте московских волонтеров Motocitizen меня поразило, что на SOS откликается любой на мотоцикле, кто ближе к ДТП, меняет курс и спешит помочь. Всегда! И это на фоне всеобщего пофигизма… Она вросла в это сообщество и три года остается в столице «генеральным» координатором по мото-ЧП. В этой ипостаси у Екатерины нет выходных. Прошлым летом звонок: мотоциклист насмерть сбил паренька на «зебре», водитель без сознания, скорую вызвали, мотоцикл горит… Вроде ясно, кто виновник. Вроде… Схватила телефон: нужно скорее кого-то туда отослать, чтобы на месте исследовать обстоятельства аварии и помочь, если нужно. Даже в бескровных ДТП, когда мотоциклист в стрессе, нужен чей-то трезвый ум, желательно — с юридическими знаниями, не то и невиновному пришьют невесть что. Обычно найти просто — волонтеров по городу почти столько, сколько мотоциклистов в пути. Но в тот выходной никого из своих Катя быстро не нашла. Помчалась сама на такси. Выяснила: пешеход рванул по переходу, когда уже горел красный. Прошнырнул одну полосу движения, а дальше не получилось: транспорт уже разогнался, и выскочившего из-за машины паренька мотоциклист видеть не мог. Успел лишь отклониться — и уехал в отбойник. Его поломало, мотоцикл загорелся. Скорая увезла обоих. Надо сообщить родным. «Это вопрос к экспертам — они в пути», — буркнул гаишник. Обгоревший госномер читался. Катя набрала телефон соратника, и следом десятки «двухколесных» уже обзванивали друг друга: «Знаешь такого-то?» Через 20 минут прислали SMS: имя и номер телефона его отца. Вскоре тот был в точке ДТП. «Мотоцикл мы привезем, поезжайте», — пообещала Шалаева, и ошалевший отец умчался в больницу. У Кати уже был домашний адрес пострадавшего, она направила приятелей парня встретить обгоревший груз, пока волонтеры затаскивали байк на эвакуатор. Позвонили из больницы: не выжил. Наутро Шалаева оповестила мотоциклетный люд о сборе средств. Потому что выяснила: отец погибшего — вдовец, у него на руках еще две дочери. Похороны и поминки оплатили собранными деньгами. Так бывает не всегда. Катерина не допускает, чтобы на отзывчивости мотосообщества спекулировали. Просит показать эпикризы, прейскуранты и чеки, если требуется оплатить операцию и реабилитацию... Прошлогодний август был «рекордным»: Шалаева пропустила через душу полсотни ДТП. Павел Сосков, руководитель программы помощи на дорогах Motocitizen, говорит, что на волне эмоций помочь могут многие. Но лишь единицы готовы изо дня в день быть «на изготовке» — на протяжении лет, абсолютно добровольно и бесплатно. Но ведь у нее есть жизнь, которую обыватель сочтет главной для женщины. В мотоциклетный мир девушек обычно вводит привязанность к парням, увлеченным мотоциклами. Здесь — абсолютно не так. У ее мужа, родителей, окружения — ничего общего с мото. Родные ее не понимают, а муж ворчит, когда она если не «разруливает» где-то ДТП, то корпит над статистикой (Motocitizen создает карту мото-аварийно-опасных точек в Москве), готовит курс юрпросвета, аналитику ДТП с раскладом ошибок пилотирования. Мужа разве не поймешь? Но он ценит, что Катя создала целостную практику экстренного оповещения при мото-ДТП, и та работает — спасает и помогает выжить. Эту систему скопировали для себя мотосообщества Сочи, Смоленска, Мурманска, Владикавказа, Астрахани, Владивостока. А как реагирует на ее волонтерство начальник на службе, где Шалаева зарабатывает на жизнь (она сотрудник консалтинговой компании)? Ведь Катерина вечно на телефоне, срывается средь дня… — Он принял мои внеслужебные дела. Приличный человек! Почти для каждого мотоциклиста она «ангел», но сам «ангел» ездить… только учится. Но основательно — с курсом контраварийной подготовки. Выбрав лучшую из мотошкол, теперь составляет их рейтинг — чтобы новички знали, где дают не только права, но и навыки. Ей же самой «рогатый» руль нужен, чтобы скорее долетать к месту ДТП.

Не бойся! Я с тобой
© Вечерняя Москва