Судно «Монни» могло затонуть из-за столкновения с траулером
В расследование причин гибели в начале января рыболовецкого судна «Монни» в Финском заливе появилась новая версия. Сотрудникам ГУ МЧС по Ленобласти поручили проверить данные о возможном столкновения «Монни» с другим рыболовецким траулером. Поводом стали материалы, которые в ходе собственного расследования получили родственники членов экипажа. «Известия» пообщались братом одного из рыбаков, который рассказал о своей версии гибели «Монни». Напомним, что во вторник губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко дал поручение выделить из резервного фонда правительства региона средства на подъем судна со дна Финского залива. Об этом семьи пропавших просили власти еще с середины января. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, планируется, что судно поднимут в марте. Ранее прошло межведомственное совещание в Следственном управлении на транспорте по СЗФО. Следователи также посчитали, что власти региона должны выделить средства на подъем «Монни». Одновременно ГУ МЧС России по Ленобласти поручили проверить данные родственника одного из членов экипажа затонувшего судна, которые могут пролить свет на эту историю. Речь идет о брате матроса Андрея Чуманова Антоне. — Ощущение, что расследованием реально занимаюсь только я один, — рассказал Антон Чуманов «Известиям». — Судно затонуло еще 4 января. Официальные поиски ничем не увенчались, а те материалы, которые удалось добыть нам, до сих пор никто не хотел принимать во внимание. Он также пояснил, для чего требуется поднять «Монни». Изначально он хотел «поднять только ребят». Но после того, как тела рыбаков не нашли и ситуация не прояснилась, он понял, что нужно действовать своими силами. Антон Чуманов за свой счет нанял специалистов, чтобы те обследовали участок залива с применением самых современных технологий. И 3D-сканирование показало, что на дне в районе крушения «Монни» лежит много элементов судовой оснастки, железа, сетей. — Очевидно, что у «Монни» вследствие сильного удара практически полностью разрушена задняя часть, — рассказал Чуманов. По его словам, полученные данные указывают на столкновение двух судов, из которых «Монни» было меньшим по размеру. И получается, что после случившегося второй участник столкновения скрылся, фактически бросив троих рыбаков умирать. На корпусе «Монни» Антон Чуманов обнаружил вмятины предположительно от форштевня (носовой балки) и якоря другого судна. — Полагаю, что речь идет об МРТК — малом рыболовном траулерном корабле. Я сам по профессии механик дока, и знаю, о чем говорю. Но и помимо меня эту версию подтверждают специалисты, к которым мы обращались, — сказал он. Родственник матроса при этом посетовал, что следствие и официальные лица до сих пор имели претензии лишь к владельцу затонувшего судна — фирме «Фиш-Шиппинг». Также высказывались версии об ошибках экипажа. Транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее смерть двух или более лиц). Все трое рыбаков с «Монни»: 41-летний капитан Александр Масленников, 41-летний матрос Алексей Наговицын и 36-летний матрос Андрей Чуманов — жители деревни Вистино Кингисеппского района Ленинградской области. Деревня стоит на южном берегу Финского залива, рыбалка и все, что связано с морем — традиционное занятие местного населения. Все трое дружили много лет, и выросли практически в одном дворе. — Ирина Михайловна Масленникова (мама Александра Масленникова) работала зубным врачом в нашей школе, — вспоминает брат Андрея Чуманова. — Алексей Наговицын был учеником моего отца. И все ребята были опытными, много лет выходили в море. У капитана Масленникова, год назад потерявшего жену, остались двое детей: 19-ти и 14-ти лет и пожилая мать. У матросов Чуманова и Наговицына остались по трое детей. Супруга Алексея Любовь Наговицына рассказала корреспонденту «Известий», что «никаких предчувствий не было». — Он ходил в море где-то с 99-го года, был помощником тралмастера, потом тралмастером. Какое-то время работал на техфлоте, периодически уходил на рыбфлот, вот и сейчас тоже… Рыбалку, конечно, он очень любил. А в то утро он, как обычно, встал, собрался и уехал, — вспоминает жена матроса. Женщина призналась, что не разбирается во всех технических тонкостях и доказательствах, о которых говорил Антон Чуманов, но в целом доверяет ему и поддерживает призывы достать «Монни» со дна моря, чтобы, наконец, выяснить, что там произошло. Добавим, что родственники рыбаков, жители Вистино и пользователи социальных сетей написали уже две петиции: одну к президенту России, вторую — к правительству. Первую подписали 675 человек, вторую — 409. Обе содержат требование «незамедлительно возобновить поисково-спасательную операцию» и «в кратчайшие сроки произвести подъем судна», денег на который у владельца «Монни» нет. По словам родственников пропавших рыбаков, на шестой день поисковых работ спасателям удалось обнаружить судно «Монни», дно вокруг которого затем было обследовано при помощи подводного телеуправляемого аппарата Falcon. Но экипаж обнаружен не был и поисково-спасательная операция на этом прекратилась. После чего поиски продолжались уже силами самих родственников. «Не хочется никого обвинять в несостоятельности и недееспособности, но сложившаяся ситуация говорит сама за себя. Напомним, что данная трагедия произошла в новейшем международном порту Великой Мировой Державы (Усть-Луга)…», — пишут авторы документа. Впрочем, в поисковой операции участвовало действительно много сил и средств. На третий день после пропажи судна сообщалось, что его ищут 350 человек и 65 единиц техники. Однако этого оказалось мало. И решение губернатора профинансировать поднятие судна говорит о том, что лишь эта операция способна пролить свет на трагедию в Финском заливе.