Метеообеспечению предложили сроки

Фигурантов дела об авиакатастрофе Ту-134 в Карелии прокуратура требует отправить в колонию-поселение В Прионежском райсуде Карелии на процессе по уголовному делу об авиакатастрофе Ту-134, в результате которой погибли 47 человек, начались прения сторон. Прокуратура просила признать чиновника Росавиации Эдуарда Войтовского виновным в халатности, а бывшего исполнительного директора аэропорта Петрозаводск Владимиру Шкарупу и экс-начальника авиационной метеостанции «Петрозаводск» Владимира Пронина — в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. В качестве наказания надзорное ведомство просит для них от пяти до шести лет колонии-поселения. Защита считает, что если виновными в катастрофе признают непричастных к ней подсудимых, то в будущем это может негативно сказаться на безопасности полетов. Авиакатастрофа, как ранее сообщал “Ъ”, произошла летом 2011 года. Вечером 20 июня Ту-134 компании «Русэйр» вылетел из Домодедово в петрозаводский аэропорт Бесовец. Наземные службы предупредили экипаж о плохой видимости, однако командир воздушного судна Александр Федоров, не установив визуальный контакт с наземными ориентирами, на высоте принятия решения продолжил снижение, проигнорировав требование летных правил об уходе на второй круг. В итоге лайнер, начавший снижение по глиссаде, отклонился от нее и рухнул на автотрассу Петрозаводск—Суоярви. В авиакатастрофе погибли 44 человека, в том числе члены экипажа, впоследствии еще трое скончались в больнице. СКР возбудил уголовное дело, а Межгосударственный авиационный комитет (МАК) провел собственное расследование. Специалисты МАК пришли к выводу, что к трагедии привел человеческий фактор в совокупности с неблагоприятными погодными условиями. В частности, согласно отчету ведомства, «непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете». Как следует из материалов дела, Ту-134 не долетел до аэропорта 1,26 км и отклонился от курса на 270 м. Способствующими факторами, по оценке МАК, явились неудовлетворительные взаимодействие в экипаже и управление со стороны командира воздушного судна, выразившиеся в подчинении деятельности командира штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота от управления лайнером на конечном этапе полета. При этом посадка проходила в тумане, при низких облаках и дожде. В ходе следствия СКР прекратил уголовное преследование командира воздушного судна Александра Федорова, штурмана Амана Аттаева и второго пилота Сергея Карякина в связи с их смертью. К уголовной ответственности были привлечены руководитель управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуард Войтовский, которого обвинили в халатности (ст. 293 УК РФ), а также бывшие замгендиректора аэропорта Бесовец Владимир Шкарупа и начальник авиационной безопасности метеостанции «Петрозаводск» Владимир Пронин, которым предъявили обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ). Согласно материалам дела, в 2009 году ЗАО «Аэропорт Петрозаводск» было ликвидировано и создано автономное учреждение Республики Карелия (АУ РК) «Аэропорт Петрозаводск». По версии следствия, господа Пронин и Шкарупа подали заявку на внесение изменений в прежний сертификат по метеообеспечению полетов. Однако господин Войтовский, как считает следствие, не организовал предварительную проверку и вынес незаконное решение о переоформлении и подписании сертификата. Действия чиновника, по оценке СКР, привели к тому, что метеообеспечение полетов на аэродроме велось с использованием приборов, запрещенных к эксплуатации, в отсутствие полного комплекта оборудования для наблюдения за взлетом и посадкой. Как сообщил “Ъ” защитник господина Шкарупы Михаил Ямчитский, в прениях гособвинение просило признать фигурантов дела виновными в полном объеме и приговорить Эдуарда Войтовского к шести годам колонии-поселения с лишением на три года права занимать должности на госслужбе, Владимира Шкарупу и Владимира Пронина — к пяти годам и шести месяцам и пяти годам колонии-поселения соответственно. «Прокуратура много говорила о недостатках метеослужбы, которые были и при СССР, и в постсоветские годы — а вызваны они хроническим недостатком финансирования,— но практически не привела никаких аргументов, доказывающих причинно-следственную связь между крушением и работой аэропорта и метеостанции» — так оценил речь гособвинителя адвокат Ямчитский. Его коллега Натэла Пономарева, представляющая интересы Эдуарда Войтовского, считает данный процесс по-своему уникальным: «Впервые в России за авиакатастрофу судят людей, которые просто в силу закона не могут иметь к ней никакого отношения. Именно ужасающая организация летной работы в авиакомпании и привела к тому, что экипаж самолета не справился с возникшей в полете сложной ситуацией, игнорировал жесткий порядок действий, который, как говорят авиаторы, написан кровью». Госпожа Пономарева полагает, что перекладывание вины с летчиков на фигурантов дела потенциально может угрожать безопасности полетов в России. Свою мысль она пояснила цитатой представителя ответчика, известного летчика, заместителя главы Росавиации Олега Сторчевого: «На сегодняшний день установлены жесткие требования к пилотам, которые они обязаны выполнять. Но если пилоты хотя бы будут думать о том, что их ответственность может быть размыта, это может привести к угрозе безопасности полетов». «Особый цинизм» Натэла Пономарева видит в том, что авиакомпания признана потерпевшей, а ответчиком выступает государство в лице Росавиации. Дмитрий Маракулин, Санкт-Петербург; Алексей Владимиров, Петрозаводск