Войти в почту

Эдуард Диникин: Трагическая фигура русского ХХ века

21 января этого года исполнилось сто пять лет, как родился в городе Арзамасе Л. Л. Оболенский. Немногие вспомнят, кто это, хотя судьба этого человека многое способна объяснить из того, что происходит в наши дни, особенно на Украине и вокруг нее. Двадцать первого января этого года исполнилось сто пять лет, как родился в городе Арзамасе Л. Л. Оболенский. Немногие вспомнят, кто это, хотя судьба этого человека многое способна объяснить из того, что происходит в наши дни, особенно на Украине и вокруг нее. Людям, чьи сознательные годы пришлись на период советской власти, артист Оболенский запомнился в ролях типажных стариков-аристократов: лорд Уорбек в «Чисто английском убийстве», магистр ордена альбигойцев в «Ларце Марии Медичи», князь Сокольский в «Подростке»…. Оболенский прожил яркую жизнь: танцевал в двадцатых в Москве с дамами за деньги, в тридцатых в Берлине с Марлен Дитрих по взаимной симпатии, учил Михаила Швейцера основам кинематографии, дружил с Маяковским и Платоновым, махал кайлом в лагере и шарфом в сцене «Послеполуденный отдых фавна»…. Этот человек был действительно узнаваем, несмотря на то, что у него не было ни одной главной роли в кино. Удивительно то, что кинематографический успех и настоящая известность пришли к Леониду Оболенскому, когда ему было уже за семьдесят, и проживал он в городе Миассе Челябинской области, окруженный вниманием своих поклонников. Уже это выглядит невероятным. Девятнадцатого ноября девяносто первого года в день смерти Леонида Оболенского я, с удивлением, услышал фразу своего тогдашнего редактора: «Оболенский вот подох. И … с ним». На мой вопрос, чем вызвана его реакция, он ответил, что вообще не понимает, почему стали носиться как с писаной торбой с этим «фашистским прихвостнем». И объяснил, что во время войны Оболенский служил у фашистов. И это действительно так. В Википедии об этом факте из жизни артиста и режиссера говорится довольно скупо. Попал в плен, а потом, начиная с 1943 года, работал у немцев в элетротехнической бригаде. Но в решении суда сказано, что в октябре сорок первого, он, являясь бойцом тридцать восьмого стрелкового полка, в районе города Ярцево Смоленской области сам сдался в плен немцам. А уже через три месяца добровольно поступил в ветеринарную роту. То есть был «хиви», «хильсвиллиге» - «добровольным помощником», с правом более свободного передвижения и регулярным денежным довольствием. Также непродолжительное время был секретарем у представителя РОА при триста шестой пехотной дивизии вермахта некоего Яруцкого, а также работал завхозом в доме отдыха для солдат РОА. Оболенского обвинили еще и в том, что он выступал на переднем крае немецких войск перед микрофоном с антисоветской речью, обращённой к личному составу Красной Армии. В телепередаче, посвященной французскому комику Луи де Фюнесу, феноменально популярному в СССР, его потомок рассказывал, что во время войны де Фюнес работал тапером в ночном кабаре на площади Пигаль, куда очень часто приходили немецкие военные. «И таким образом, - не моргнув карим глазом, закончил свою мысль потомок, - мой дед боролся с нацизмом». «Немцы приходили в парижские кабаре, расслаблялись, слушали моего деда и опять расслаблялись. Приходили к парижским проституткам – и опять расслаблялись. И после этого они ехали на Восточный фронт. И какими же? Расслабленными и не готовыми к войне! Вот так Франция боролась с нацизмом! И так с нацизмом боролся мой дед». Я не могу ручаться за то, что абсолютно точно воспроизвел слова потомка де Фюнеса, как и в том, что у него есть хоть один карий глаз, но то, что он на голубом глазу произнес слова идентичные по смыслу – утверждаю. Но вот утверждать, что Оболенский был плохим завхозом, и таких были тысячи, что, в свою очередь, предопределило то, что немцы так до конца и не доверяли РОА, не буду. Факты же говорят о том, что в августе сорок четвертого он отстал от обоза и скрылся в Кицканском монастыре в Молдавии, где вскоре принял постриг. Не думаю, что тут дело в особой его религиозности, хотя, несомненно, он не был атеистом. Вот его фраза: «Сегодня на одной трети матушки Земли во второй раз (первый - в прошлом году!) родился Христос. Парадокс, изобретенный церковью, не сумевшей, во всех своих редакциях, сохранить истинное рождение Света на Земле, «Солнцеворота», заменив его горением лампадного масла и воска»…. Судя по этим словам артиста, он явно тяготел к язычеству, а его резкий зигзаг в сторону христианства объясняется исключительно стремлением к самовыживанию - дело в том, что, не приняв постриг, он не мог бы находиться в монастыре. Именно там он и был задержан, словно в подтверждение истины о том, что Бог шельму метит. В 1945 году Оболенский, как в ходе предварительного следствия, так и в суде, виновным себя полностью признал и подтвердил изложенные выше обстоятельства измены им Родины. «Поступил на службу к немцам потому, что не верил в успешное окончание войны Красной Армии с немецко-фашистскими захватчиками, и поддался их пропаганде». Эти же свои показания он подтвердил в ходе дополнительного расследования дела в 1989 и 1991 году - поскольку факт его сотрудничества с гитлеровцами был доказан, суд дважды отказал ему в праве на реабилитацию. В Челябинске существует киноцентр имени Леонида Оболенского, называемый завсегдатаями просто «Оболенский». Здесь, конечно, не покажут «Трансформеров», но посмотреть и обсудить арт-хаус и вообще «другое кино» можно два раза в неделю. Более того, киноцентр выступает и организатором фестивалей. Я спросил Владимира Михеева, ведущего вечеров и показов в центре, как он относится к тому, что Оболенский в годы войны был коллаборационистом. - Он не был коллаборационистом, - вежливо, но твердо заявил господин Михеев. – Он реабилитирован. Как вы вообще себе можете это представить, чтобы челябинские власти разрешили устроить музей, посвященный пособнику гитлеровцев? Конечно, я не стал говорить, что могу много чего себе представить из того, что может разрешить устроить власть с учетом турбулентной интерпретации исторических событий. - С чего вы взяли, что он сотрудничал с немцами? – спросил меня Михеев. - Об этом легко можно в интернете прочитать, - открыл я один из основных источников информации современных людей. - В интернете пишут, что Путин вор, Медведев вор…. Вы в это тоже верите? - В это я поверить никак не могу, пусть даже об этом сообщат по первому каналу, - горячо и взволнованно ответил я. На самом деле Леонид Оболенский действительно был реабилитирован девять лет назад. В республике Молдова. Дело в том, что Оболенский был осужден военным трибуналом Кишиневского гарнизона. Причем, по украинскому законодательству, так как своего Уголовного Кодекса в Молдавии в ту пору не было. Казалось бы - дело закрыто, но, несмотря на это, вопросы остались. Фигура Оболенского – трагическая фигура русского человека двадцатого века. Он вырос в семье банковских служащих, поддерживавших меньшевиков. Сам он в шестнадцать лет уже был в рядах Красной Армии, правда, тяжелее пера, карандаша и, возможно, чего-нибудь еще, в свои юношеские руки ничего не брал, будучи корреспондентом газеты. Примечательно, что улица Сони Кривой, на которой находится квартира-музей Оболенского, со всех сторон окружена улицами имени Ленина, Энгельса, Либкнехта, Кирова, Воровского, а также – Коммуны, Красной и Алым полем. Сама Соня Кривая, уроженка Витебска, тоже была засланной на Южный Урал революционеркой, каких было немало в те лихие годы, когда страну охватило пламя братоубийственной Гражданской войны. В Челябинске память об Оболенском окружена, если так можно выразиться, в основном тремя мнениями. Самое распространенное: «мне нет дела до того, кого я вообще не знаю». Второе: «оставьте в покое хорошего человека и артиста хотя бы после смерти». Третье: «шкура». Так вот считает историк Непеин, который опубликовал в одной из местных газет статью с таким вот названием несколько лет назад, когда артиста реабилитировали в Молдавии. Вот так или примерно так обстоят дела с мнениями о многих наших соотечественниках, живших когда-то в переломные и страшные периоды нашей истории. Например – гражданской и Великой Отечественной войн. Двадцатый век лапами своих кукловодов разделил русских на несколько частей. Не забывая о пролитой и проливающейся сейчас крови, эти части, пожалуй, можно также сравнить с пролитой ртутью. И тут невольно вспоминается фраза Отто фон Бисмарка: «Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских…. Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути. Это нерушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей». Понятно, что пруссак Бисмарк не мог не капнуть в бочку меда каплю дегтя, поэтому и ляпнул насчет «ограниченности потребностей». Впрочем, можно воспринять это утверждение в позитивном смысле, как еще одно доказательство нашей способности к сплочению вопреки материальным трудностям, что отметил несколько дней назад, Энтони Скарамуччи, советник избранного президента США Дональда Трампа, заявив, что «русские способны есть снег, чтобы выжить». Очевидно, что в наше время нерушимость русской государственности подвергается новым испытаниям, поскольку методы наших противников стали еще более изощренными, но при этом в силе остается их главный принцип «Разделяй и властвуй». Последние события на Украине ярко показывают, что грубое искажение истории в сочетании с оголтелой русофобской пропагандой вполне могут помешать естественному стремлению русского народа к воссоединению, а также просто поставить какую-то его часть в ряды противников этого процесса. При этом роль коллаборационистов по-прежнему носит разрушительный характер вне зависимости от их последующей мимикрии в соответствии с новыми обстоятельствами. В любом случае сложность политической ситуации не является причиной для оправдания предательства. Именно поэтому личная позиция каждого человека имеет огромное значение на весах истории, которая, в конечном счете, все расставит на свои места. Эдуард Диникин, писатель

Эдуард Диникин: Трагическая фигура русского ХХ века
© Деловая газета "Взгляд"