Войти в почту

Кровавое воскресенье Григория Распутина

Григорий Ефимович Распутин, которого один из его бывших сподвижников (а впоследствии злейший враг) назвал «святым чертом», — одна из самых загадочных фигур русской истории. Вышеприведенная характеристика — соблазнительно-емкая с точки зрения недалекого обывателя — свидетельствует о крайне противоречивом характере этого человека. Родившийся в далеком сибирском селе будущий провидец, провинциал от сохи, сумел подмять столичный бомонд и приворожить царскую чету. Но могло ли быть торжество полуграмотного крестьянина среди дворцовой знати случайным и лишенным мистического вмешательства? Или то был прообраз грядущей революции? Развратный конокрад? Он явился на свет слабеньким, болезненным. Односельчане сживали его со свету, избивали. Россказни о том, что был лихим конокрадом, скорее миф, чем правда, поскольку в Сибири на украденном коне далеко не ускачешь: деревни находятся одна от другой на большом расстоянии, табуны строго сочтены, а сбыть украденного скакуна по пути некому. Распутин паломничал, пешком добрел до Киево-Печерской лавры. Если бы хотел, притворясь кликушей, «сделать карьеру», то, наверное, сразу устремился бы в Петербург. Нет, странствия по святым урочищам его привлекали и волновали, а вот разговоры с высокопоставленными сановниками тяготили. Потом обвыкся и перестал робеть. Кто, однако, назвал его «святым чертом»? Монах Илиодор — один из создателей могучей одиозной черносотенной организации «Союз русского народа», впоследствии сбежавший за границу, где и выпустил мемуарную книгу, в ней он обличал Распутина во всех смертных грехах. Именно из-за пасквилей Илиодора пошел гулять слух о разнузданности Распутина и совращении малолетней. Не подтвержденный документально, хотя расследование проводилось весьма придирчиво. Распутину инкриминировали загулы, оргии, хлыстовство (сектантское извращение, связанное опять-таки с разнузданным свальным грехом). Судя по отчетам полиции, он и верно не чурался общения с дамами легкого поведения и в какой-то момент перестал стыдиться своих инстинктов. Но уличающих фактов все же не наскребли, иначе дискредитировали бы старца перед его венценосными покровителями. Не удалось. А вот про Илиодора доподлинно известно: организовал покушение на Распутина — до того, как Юсупов расстрелял провидца. Распутин получил опаснейшее ранение ножом в живот, но выжил. Чехарда отрезанных голов В характеристике, данной Илиодором, есть зерно: старец дружил с Богом и с Его антиподом. Возможно ли такое? А Гоголь, спрошу я вас. Возьмемся ли утверждать, что Николай Васильевич струился чистейшим христианским светом и выступал символом непорочности (хоть и держался обета безбрачия)? Или служил не только идеалам незапятнанности и незамаранности, но интересовался (скажем так) темными, табуированными церковью сторонами бытия? Да и он ли один? А Пушкин с его «Мне скучно, бес», «Пиковой дамой» и мутящими море бесенятами? А Лермонтов с его искушающими и подталкивающими к финальной дуэли издевками над окружающими? Путь и поиск идеала гениями разве всегда можно назвать прямехоньким и дистиллированным? Возвышенным? Есенин говорил: «…Коль черти в душе гнездились — значит, ангелы жили в ней». И ведь я сейчас о тех, кто искренне стремился к лучшему, кто «с омерзением перечитывал свою греховную жизнь». А те, которые не стремились, а с удовольствием погрязали в грехе? Даниил Андреев в (неодобряемой церковью) «Розе мира» рассуждает: иным богоискателям (я намеренно спрямляю вектор) позволены отступления от общепринятой морали, ибо они, эти мучительно жаждущие истины души, делают из своих грехов и проступков правильные, идущие человечеству на пользу выводы. Между прочим, Даниил Андреев рассуждает в этом русле и о судьбе участвовавшего в заговоре против своего отца, Павла I, государя-красавца Александра I, который, не в силах перенести тяжести своего преступления, оставил дворец, покинул трон и ушел странником по Руси. Об этой легенде Даниил Андреев говорит как о вполне реальном факте. Наказание Гоголю, не устают повторять исследователи потусторонних норм возмездия, — отчлененная во гробе голова (не эта ли жуткая деталь послужила мотивом создания Михаилом Булгаковым образа Берлиоза, коему голову отчекрыжило трамваем? Эстафета проявилась и в том, что на могилу Булгакова перевалили камень с гоголевского погребения). То есть подступаем к вопросу: Воланд — фигура цепенящая, провокаторская, мракобесная, отталкивающая или некоторыми своими проявлениями все же симпатичная, притягательная, масштабная (куда масштабнее Ивана Бездомного)? Дьявол и должен быть обаятельным, иначе кто пойдет у него на поводу? Нет таких глупых Фаустов! Мастер и Маргарита как раз и познаются нами во всей глубине их характеров именно рядом с Воландом, а не с Бездомным, или Варенухой, или Степой Лиходеевым. Господь — далеко и высоко, а сатана всегда рядом и к твоим услугам. Правда, цена его одолжений высока. Только у Бога можно выпросить милости даром. Он всемилостив. Распутин вымаливал исцеление для болезненного цесаревича у небес — это известная сторона жизни, он ее не скрывал: требовал, чтобы устраивали молебны (например, в Спале, когда жизнь наследника висела на волоске и врачи ничего не могли поделать с одолевавшей ребенка болезнью). А вот расплачивался Распутин за свою греховность с дьяволом почти так же, как Гоголь. Бог не умел помочь, ибо не вдавался в отношения смертного, пусть наделенного даром всеведения и знахарства, с хвостатым и рогатым. С нечистым. Было ли в Распутине сознание мессианства, готовность принести себя в жертву? Пожалуй, было. Но нельзя сказать, что покорно шел на заклание, подобно Христу. Нет, хотел, пытался спастись. И спасти своих детей, канувших впоследствии в сталинских лагерях или превратившихся в цирковых артисток — в изгнании, за границей. Смысл знаменитого рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник» (как я его понимаю) в том, что тайно религиозная девушка (о чем лишь запоздало догадывается ее возлюбленный) перед уходом в монастырь позволяет себе нечто запретное, то, чего раньше избегала. Почему не афишировала свое божественное мировидение и предназначение? Не была уверена, проверяла себя, хотела развеять остатки сомнений? Распутин не сразу осознал свою стезю. Долго пребывал во мраке, потом обрел путеводность: сберечь цесаревича. Полуграмотный, этот самородок стал писать книги и выпустил аж две! Кровавое воскресенье Задача устроителей шествия рабочих, означенного в истории Кровавым воскресеньем, и убийц Распутина оказалась сходной: устранить царя. Террористы, манипулировавшие толпой, выманивали Николая II из Зимнего дворца якобы для беседы с народом, а сами готовились изрешетить его пулями. В царя стреляли уже 6 января, за три дня до трагической демонстрации. Провидение избрало иной путь, подобрало другой ключик к низложению монарха. Не удалось уничтожить физически? Что ж, можно оскопить духовно, лишить воли к жизни, лишить будущего, ликвидировав наследника. Без сибирского спасителя, явившегося из народных масс, мальчика обрекали на гибель. Царь делался заложником — никчемным в перспективе. Собственно, вокруг этого заклания и нужно вести разговор о том, что случилось в ночь с 16 на 17 декабря в Петербурге, в особняке Юсупова на Мойке. Подробности убийственной ночи хорошо известны, и все же остаются предметом разногласий. Распутина сперва пытались отравить, подсыпав яд в пирожные (при том что сладкое он не любил). Потом, когда яд не подействовал (вернее, старец очнулся после мощной порции отравы), в него стреляли, добивали приобретенной заранее именно для мозжения черепа гирей. Есть версия: яда вовсе не было, врач Лазоверт, принимавший участие в заговоре, заменил цианистый калий безвредным порошком. Так или иначе, Распутин не умер, а выбежал из подвала, где лежал распростертым, на улицу. Его догнали во дворе и опять стреляли. На звук выстрелов явился полицмейстер. Ему соврали, что стреляли в собаку (ее и верно застрелили, чтобы замаскировать и объяснить подтеки крови на снегу). Но полный тщеславия депутат Думы Пуришкевич заявил стражу порядка, что совершено убийство, что убит Распутин, и даже назвался, спросив, узнает ли его в лицо полицейский чин. Пуришкевич и до убийства Распутина не давал языку укорот. Балаболил всем и каждому о готовящемся покушении. На портрете Валентина Серова Феликс Юсупов запечатлен с очаровательной собаченцией. Даже не знаешь, кем больше любоваться, настолько очаровательны два этих миниатюрных создания. Собачка льнет к хозяину. Чувствует ли животное нутро человека? А ведь в Юсупове уже зреет (или от рождения поселен) убийца. Для него не существует разницы: кого лишить жизни — двуногое или четвероногое существо. Впрочем, Распутина Юсупов числил не человеком, относил его к разряду демонов. Вот и замахнулся на гидру. Но, как и в «Преступлении и наказании» Достоевского, как и в убийстве бомбой Александра II (и еще скольких уничтоженных террористами!), под руку угодило много невинных. Прежде всего, повторюсь, цесаревич, который без опеки Распутина лишился шанса победить болезнь. А еще — собака. А еще — в перспективе — вся Россия. Убийцы открестились от совершенного злодеяния. Князь Феликс Юсупов и великий князь Дмитрий Павлович (близкий родственник царя, кинохроника запечатлела: празднование 300-летия дома Романовых, под руку с великим князем Дмитрием Павловичем, будущим убийцей Распутина, идет одна из великих княжон, души не чаявшая в старце) заявили о своей непричастности, клялись, что о совершенном убийстве ничего не знают, просились на прием к императрице (царь в это время в Петербурге отсутствовал). Ей отсоветовали их принимать: существовала опасность — эти двое могут убить императрицу. Ими руководило Геростратово сумасшедшее желание любой ценой вписать свои имена в историю. Оба были недалекими людьми. Не сознавали: обломки империи задавят всех, кто ее разрушил. Состоялось захоронение на участке, приобретенном Анной Вырубовой, — иначе не быть бы Распутину погребенным близ царских резиденций. Революционные солдаты вскоре разворошат могилу, вынут гроб, сожгут тело… Но Распутин окажется бессмертен, молва о нем продолжит будоражить умы. Случайно ли? Анна Вырубова ответила на этот вопрос. В своих воспоминаниях она сказала: «Все, что он говорил о будущем, сбывалось…» Вот уж, действительно: кровавое воскресение!

Кровавое воскресенье Григория Распутина
© Московский Комсомолец