Следователи назвали три версии причин крушения вертолета Ми-8 в ЯНАО
Палаточный лагерь разбит в ямальской тундре, почти в 100 километрах от поселка Уренгой, на месте крушения вертолета Ми-8, перевозившего бригады вахтовиков-нефтяников - чтобы специалисты МАК и следственного управления СКР на транспорте смогли исследовать обломки воздушного судна и восстановить картину крушения. Известие об исчезновении Ми-8, перевозившего рабочих из поселка Ванкор Красноярского края в Новый Уренгой, поступило в МЧС вечером 21 октября. Борт долго не выходил на связь, и ночью было решено искать судно, ориентируясь на маршрут полета. На поисковую операцию вышло 170 спасателей на 30 вездеходах и снегоходах. К четырем утра пришло сообщение, что машину обнаружили посреди тундры. Ми-8 уткнулся носом в заснеженную землю и завалился на бок. Хвост вертолета был сломан, что свидетельствовало о жесткой посадке. Спасателям было известно, что среди потерпевших катастрофу есть выжившие. С ними по сотовому созвонился один из пассажиров, сообщив, что слышит звуки кружащего поблизости вертолета. В темноте он направлял спасателей к месту крушения. Как выяснилось, это был один из вахтовиков, житель Тюменской области Валерий Светличный. "Он потом по телефону рассказал, что в полете стало ясно - ситуация сложная. Машину трясет, снег засыпает. Пассажиры начали отправлять смс родным", - рассказала мать спасенного Татьяна Светличная. Из 22 человек, находившихся на борту, выжили лишь трое Валерию повезло: во время падения его выбросило за борт. Все остальные, находившиеся на борту, оказались в ловушке. Чтобы достать людей из покореженного Ми-8, пришлось разрезать переднюю часть кабины. В результате выяснилось, что из 22 человек выжили только трое: двое курганцев Дмитрий Верзилов и Алексей Веремьев и уже упомянутый тюменец. 16 вахтовиков и три члена экипажа погибли. - Рассматриваются три основных версии крушения: нарушение правил эксплуатации воздушного судна, отказ техники, а также неблагоприятные погодные условия. Окончательную версию примут после расшифровки бортовых самописцев, - рассказала "РГ" Наталья Шандровская, старший помощник руководителя уральского следственного управления на транспорте СК РФ. Впрочем, эксперты предположили, что спровоцировать аварию могла погода. В Росавиации отметили, что рейс выполнялся в условиях низкой облачности, снегопада и порывистого ветра при температуре воздуха -5 - - 8 градусов. Лопасти судна могли покрыться коркой льда, отчего машина и рухнула. Выжившие вахтовики признались, что непогода гуляла в этих местах все предыдущие дни. Крушение Ми-8 получило широкий резонанс, ведь в числе погибших оказались жители 14 регионов страны. Соболезнования близким и родственникам погибших принес президент РФ Владимир Путин. Власти ЯНАО приняли решение из резервного фонда региона выплатить семьям погибших миллион рублей, а пострадавшим - по 500 тысяч. Комментарий Валерий Шелковников, президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов": - Мало кто знает, но год назад в авиакомпании "Скол" также произошла катастрофа. Это случилось 29 ноября с вертолетом EUROCOPTER AS-350 В3 RA-04037 в Ханты-Мансийском автономном округе. Тогда на борту находились два члена экипажа и столько же представителей заказчика. Вертолет столкнулся с замерзшей заснеженной поверхностью реки Охлом. Все погибли. Как было установлено, катастрофа произошла из-за потери командиром пространственной ориентировки в условиях ограниченной видимости. Это привело к неконтролируемому снижению с креном. Вертолет летал всего пять лет и был исправен. Сопутствующим фактором стало выполнение полета на высоте ниже безопасной. Причину нынешней трагедии, безусловно, тоже установят. Но две катастрофы за столь короткое время заставляют задуматься о состоянии работы по обеспечению безопасности полетов в авиакомпании. Всего в этом году уже случилось около 20 тяжелых авиационных происшествий с вертолетами. Приведу только самые-самые. 1 января - в Ростовской области произошло авиационное происшествие с вертолетом Bell 429 - пилот и пассажир получили серьезные ранения, воздушное судно разрушено. 14 марта - на правом берегу реки Катунь в районе населенного пункта Чемал Республики Алтай происшествие с вертолетом Robinson R-66 RA-05796 частного лица. Пилот и пассажир получили травмы. 2 апреля - в Приморском крае разбился вертолет Eurocopter EC-130B4 RA-07256 страховой медицинской организации "Восточно- страховой альянс". Пилот погиб, вертолет разрушен. 18 апреля - на острове Белый (Ямало-Ненецкий АО) катастрофа вертолета Robinson R-66 RA-06233 ЗАО "Оптхолод". Вертолет столкнулся с ледовой поверхностью Карского моря. Пилот и два пассажира погибли. 3 мая - в районе бухты Русская (Камчатский край) трагедия с вертолетом Robinson R-44 RA-2118G частного лица. Пилот и два пассажира погибли. 14 мая - в районе озера Суходольское Ленинградской области вертолет Eurocopter AS 350B3 RA-07259 ООО "МКБ Лизинг" столкнулся с ЛЭП. Пилот и пассажир погибли. Вертолет затонул. 21 июня - на посадочной площадке ОКБ N 1 города Екатеринбурга вертолет Ми-2 RA-23709 ООО АПК "Вектор" после взлета перевернулся. Пилот жив, воздушное судно получило значительные повреждения. 8 июля - на удалении 157 км от а/п Абакан произошло авиационное происшествие с вертолетом Robinson R-44 RA-04371 ООО "Фортросс". Пилот и три пассажира живы, вертолет получил повреждения. 12 июля - в районе посадочной площадки Хуторская Ставропольского края произошло авиационное происшествие с вертолетом R-44 RA-06338, принадлежащим ООО "Универсальный промышленный лизинг". Воздушное судно получило значительные повреждения. 25 июля - в Иркутской области ЧП с вертолетом "Scorpion" RA-2501G . Пилот и пассажир получили травмы. 7 августа - в Ростовской области разбился вертолет Ми-2. Пилот и пассажир погибли. 15 сентября - в Красноярском крае вертолет Robinson R-66 RA-05783 "КрасАвиа" вошел в неуправляемое вращение и столкнулся с землей. Оба члена экипажа получили травмы. 24 сентября - в Красноярском крае разбился частный вертолет Agusta-Bell 206B3 JetRanger RA-01630. Пилот и пассажир погибли. 10 октября - в Зейском районе Амурской области произошло происшествие с вертолетом Ми-8 RA-22771 авиакомпании "Дельта К". Три члена экипажа и один пассажир получили травмы. Подготовила Наталия Ячменникова Палатки - следователям В ямальском управлении МЧС сообщили о завершении поисково-спасательных работ на месте крушения вертолета Ми-8, разбившегося под Уренгоем. - Задействовав современную пожарно-спасательную технику высокой проходимости, снегоходы, судно на воздушной подушке, авиацию на удалении более 40 км от поселка Уренгой мы обнаружили потерпевший крушение вертолет Ми-8, - сообщил начальник ГУ МЧС России по ЯНАО Алексей Захламин. Теперь на месте трагедии спасатели МЧС России оказывают всю необходимую помощь в проведении следственных мероприятий. Это необходимо, поскольку следственные действия будут продолжаться еще не один день, а температуры на Ямале уже сейчас стоят минусовые. Кроме того, место падения находится в труднодоступном месте, так что следователям придется там круглосуточно находиться, пока они не завершат свою работу и не дадут разрешение на вывоз остатков винтокрылой машины. Вчера в Новый Уренгой прибыли психологи МЧС России, которые приступили к оказанию помощи родственникам и близким погибших и пострадавших. Сейчас продолжает работать телефон "горячей линии" МЧС России: 8-800-775-17-17, на который уже поступило более 200 звонков. Подготовил Тимофей Борисов