Далее:

Як-152 - "летающая парта" 21-го века

Як-152 — «летающая парта» 21-го века
Фото:
Sputnik Вьетнам.
Главным производителем самолётов первоначального обучения пилотов в России была и остаётся фирма «Яковлев». Такие машины как Як-18, затем — Як-50 и Як-52/54 активно использовались и используются во многих странах. Не секрет, что в лётных училищах Вьетнама курсанты учатся «держаться в воздухе» именно на поршневых Як-52. Однако и этим заслуженным машинам уже необходима замена.Yak-152
На прошедшем недавно в Подмосковье авиакосмическом салоне МАКС был показан двухместный учебно-тренировочный самолёт с поршневым мотором Як-152. За архаичной внешностью скрывается суперсовременная, чрезвычайно надёжная и очень послушная в воздухе крылатая машина, открывающая будущему пилоту путь к сверхзвуковому истребителю или к могучему гражданскому лайнеру. «Спутник» попросил авиационного эксперта, опытного пилота полковника Макара Аксененко высказать мнение о новом учебном «Яковлеве»:
"Это — последняя версия российских самолётов для первоначального обучения, на которых могут проходить подготовку как лётчики-спортсмены, так и курсанты военных и гражданских лётных училищ. Данная машина вобрала в себя как традиционные наработки КБ Яковлева в этом, «лёгком», сегменте авиатехники, так и новые подходы к авионике, к экономике авиации (критерий «эффективность-стоимость» сейчас во главе угла), а также современные требования, предъявляемые к летательным аппаратам первоначальной подготовки лётного состава. Большой госзаказ на данный самолёт (около 200 машин), который получила фирма «Яковлев», свидетельствует о чрезвычайной востребованности машины. Интерес к новой «летающей парте» проявил и целый ряд зарубежных стран, традиционно использующих российскую технику. Не сомневаюсь, что Як-152 будет в скором времени внедрён в систему подготовки авиационных кадров и займет достойное место в ряду учебно-тренировочных воздушных судов".Yak-152
Одной из «изюминок» самолёта Як-152 является его силовая установка — дизель. В истории мировой авиации это — не первый случай. Однако всё-таки такой тип двигателя остается здесь достаточно редким. Чем оправдано его применение на современной российской учебной машине?
"В мире есть примеры установки дизелей на учебно-тренировочные самолёты, — отвечает Макар Аксененко. — Например, при подготовке пилотов гражданской авиации и в России, и за рубежом используют австрийский самолёт Diamond DA-42 c двумя авиационными дизелями, удачно сочетающими неприхотливость в эксплуатации, экономичность и доступное топливо. Так что установка дизеля на Як-152 –вполне закономерный шаг конструкторов. Надежный мотор, обычный авиакеросин в качестве топлива, отличные мощностные и экономические характеристики. Эксплуатация такого самолёта будет гораздо более привлекательна, так как не требует дорогостоящего авиационного бензина. Да и такой фактор, как меньшая пожароопасность дизеля, тоже нужно учитывать. Для эксплуатантов «152-й» будет, несомненно, выгодной машиной".Yak-152
Ещё одна особенность нового российского учебного самолёта — наличие катапультируемых кресел обоих пилотов. Это — один из первых случаев применения катапульт на легкомоторной авиатехнике…
"Это существенно повышает безопасность в обучении лётного состава, — отмечает эксперт. — Однако, помимо катапульт, на Як-152 применена современная цифровая авионика ("цифровая кабина"). Авионика, да и другие важные системы самолёта имеют трёхкратное дублирование, исключающее их полный отказ! Наличие современных систем позволяет сделать Як-152 настоящей «первой ступенью» в обучении пилота для его последующего «плавного перехода» на реактивный учебно-боевой самолёт Як-130. Обе машины созданы на одной «фирме», выдержаны, так сказать, в одной «технической идеологии», в единых подходах к конструированию и компоновке. Поэтому и методику обучения лётному мастерству на обеих машинах можно выдерживать как бы в едином стандарте. Кстати, насколько мне известно, уже создан имитатор-тренажер самолёта Як-152, существенно упрощающий задачу курсанта по овладению своей первой реальной крылатой машиной", —говорит в заключение Макар Аксененко.
Оставить комментарий