Что такое киберпанк и почему этот жанр стал культовым. Объясняем простыми словами
Киберпанк — жанр научной фантастики, который описывает будущее человечества в технологическую эпоху. В ней господствуют высокие технологии, в том числе роботы и искусственный интеллект, но при этом уровень жизни людей очень низкий: им приходится терпеть бедность, анархию, коррупцию и разделение людей на классы.
Проще говоря, вспомните фильм «Матрица» с Киану Ривзом в главной роли. Это классический представитель жанра киберпанка.
По сюжету главный герой Нео обнаруживает, что реальный мир, в котором он живёт, является лишь иллюзией, созданной искусственным интеллектом. Эта иллюзия называется Матрицей, и она удерживает человечество в плену, используя людей как источник энергии. Выбраться из этой виртуальной среды оказалось очень трудно.
Особенности жанра киберпанк
Улицы, залитые неоновым светом, громоздящиеся небоскрёбы, общая постапокалиптическая атмосфера упадка и обречённости — всё это узнаваемые визуальные образы киберпанка.
Рассмотрим подробнее признаки жанра.
Высокие технологии. Киберпанк изображает миры, где технологии играют ключевую роль в жизни людей. Особенно это касается компьютеров, искусственного интеллекта, кибернетики и виртуальной реальности. Низкий уровень жизни. Хайтек соседствует с глубоким социальным расслоением, низким уровнем жизни, нищетой. Обязательно есть те, кто живёт очень хорошо, и те, кто еле сводит концы с концами и должен буквально сражаться за выживание. Корпоративный контроль. В мире киберпанка часто встречаются мегакорпорации. Они диктуют правила игры, контролируют экономику, политику и даже личную жизнь граждан. Корпорации часто используют передовые технологии для слежки, манипуляции и подавления инакомыслия. Борцы с системой. Главные положительные герои часто представляют собой хакеров или других персонажей, которые находятся вне системы и борются против неё. Они взламывают корпоративные сети, крадут данные, саботируют операции корпораций и помогают угнетённым группам. Хакерская культура прославляется как форма сопротивления и бунта против установленного порядка.
Яркие произведения в стиле киберпанк
Литература
Пример известного роман в жанре киберпанк — «Лавина» Нила Стивенсона. Книга опубликована в 1992 году. Главный герой, хакер Хиро Протагонист, пытается раскрыть тайну опасного компьютерного вируса, который способен влиять на человеческий разум. Расследование приводит к могущественному магнату, стремящемуся установить тотальный контроль над человечеством.
К слову, именно этому автору мы обязаны появлением термина «метавселенная», который используют для проектов виртуальной реальности Марк Цукерберг и другие предприниматели.
В отечественной литературе к жанру киберпанка относят роман «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко. По сюжету люди создали Диптаун — киберпространство, где можно делать абсолютно всё и тебе за это ничего не будет. Но есть одно но: длительное пребывание в Диптауне вызывает психоз и жажду, которая может привести к смерти. Именно поэтому есть так называемые дайверы — они спасают тех, кто погрузился слишком глубоко.
Кино
В 1982-м вышло сразу два фильма, которые ещё не были полностью киберпанком в его нынешнем понимании, но многое для него сделали: «Бегущий по лезвию» (Blade Runner) и «Трон» (Tron). Ни один не оказался суперуспешным в кинопрокате, но оба повлияли на становление жанра в кинематографе.
О чём эти фильмы
«Бегущий по лезвию» снят по мотивам научно-фантастического романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». В центре сюжета история детектива из специального отдела полиции Лос-Анджелеса Рика Декарда. Он вынужден разыскивать и уничтожать сбежавших репликантов — человекоподобных биороботов, искусственно созданных для выполнения тяжёлых и опасных работ. «Трон» рассказывает о компьютерном гении и хакере Кевине Флинне, который пытается всем доказать, что его бывший работодатель, компания ENCOM, украла его идеи для создания видеоигр. Во время своих исследований Кевин случайно попадает в виртуальный мир, созданный компьютерной системой ENCOM.
Трилогия «Матрица» стала одним из самых успешных кинопродуктов в этом жанре. Она создаёт антиутопическую вселенную будущего, в которой человечество порабощено машинами, поддерживающими людей в виртуальной реальности, и противопоставляет ей героев-бунтарей, борющихся за освобождение от иллюзии.
Культовый статус «Матрицы» во многом обусловлен её влиянием на массовую культуру. Фильм породил множество подражаний, аллюзий и пародий, а его ключевые концепции и образы прочно вошли в поп-культурный лексикон. Кроме того, «Матрица» стала объектом многочисленных научных и философских дискуссий.
Кадр фильма «Бегущий по лезвию»/kinopoisk.ru](https://www.kinopoisk.ru/picture/1432637/) [Кад фильма «Трон»/kinopoisk.ru](https://www.kinopoisk.ru/picture/758538/)
Игры
В 2020 году вышла компьютерная игра «Cyberpunk 2077», разработанная и изданная польской студией CD Projekt на основе настольной игры Cyberpunk 2020.
Действие игры происходит в 2077 году в Найт-Сити, вымышленном североамериканском городе. По сюжету «Киберпанк 2077» молодой наёмник Ви и его брат по оружию Джеки Уэллс отчаянно борются за место под солнцем в городе, где сильные пожирают слабых. Им выпадает шанс пробиться на вершину пищевой цепочки и прослыть настоящими легендами.
Действия происходят будто в открытом пространстве — геймера ничего не ограничивает. Поэтому прохождение «Киберпанка» может затянуться на пару месяцев из-за побочных квестов (дополнительных заданий). Их можно выполнять параллельно с главными заданиями или после прохождения основной сюжетной линии.
Многие критики высоко оценили Cyberpunk 2077 за сюжет и графику. Правда, за баги и ошибки в игре создателям пришлось вернуть геймерам $2 млн. В 2022 году длю любителей аниме выпустили сериал по мотивам Cyberpunk 2077 «Киберпанк: Бегущие по краю». Сюжет рассказывает о жизни Дэвида Мартинеса, молодого парня, который после трагической потери своей матери оказывается втянутым в мир кибермодификаций и преступности Найт-Сити.
Как появился киберпанк
Термин «киберпанк» появился в 1980 году. Так назвал свой дебютный рассказ американский писатель-фантаст Брюс Бетке. Он объединил два слова — «кибернетика» и «панк» — и получилось «киберпанк».
Однако и до Бетке встречались произведения других писателей-фантастов, которые содержали элементы киберпанка.
Например, в 1960–1970-е годы авторы Филип Киндред Дик («Мечтают ли андроиды об электроовцах?») и Джон Браннер («Оседлавший волну шока») в своих произведениях исследовали темы, связанные с технологиями, виртуальной реальностью и корпоративным контролем. Их рассказы стали основой для дальнейшего развития киберпанка.
В 1984 году Уильям Гибсон выпустил роман «Нейромант». В этой книге собрано большинство характерных черт жанра, а именно: герой-одиночка, виртуальная реальность, искусственный интеллект, биоимпланты, корпоративные войны, низкий уровень жизни, преступность, безработица, тайные организации.
Примерно к началу 1990-х годов этот жанр получил широкое распространение. Этому способствовал выход сборника «Зеркальные абажуры» (Mirrorshades), где были собраны рассказы писателей-фантастов Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и других.
Ведущий исследователь опыта пользователя в «Ростелекоме» Виталий Болатаев отмечает: источником вдохновения для авторов в жанре киберпанк стала работа философа Гильберта Райла «Понятие сознания». «В ней размышлялось о проблеме "сознание-тело", объясняющей наше существование как машину, в которой заперт человеческий дух», — отметил Болатаев.
Киберпанк как стиль
Киберпанковские мотивы также нашли отражение в моде и дизайне интерьера.
Так, существует субкультура киберготы. Эти люди любят эстетику, связанную с грядущим тёмным будущим, в котором технологии будут играть очень значимую роль в жизни человека. Их киберпанк-одежда обычно состоит из кожи, винила, латекса, сетки.
В этот образ хорошо вписываются шипованные ошейники, короткие стрижки кислотных цветов, сапоги на платформе, яркие цвета в одежде и всевозможные «технологичные» аксессуары.
Также из аксессуаров неформалы предпочитают солнцезащитные очки с зеркальными линзами, браслеты, перчатки без пальцев, массивные украшения, банданы, капюшоны.
Но не обязательно выглядеть фриком: часто стиль киберпанка в одежде смешивают с гранжем (стиль, в котором одежда намеренно неряшливая, балахонистая, иногда даже специально состаренная, но при этом приятная), и тогда образы становятся более подходящими для ежедневной носки.
Некоторые люди предпочитают делать из своего жилища или офисов киберпространство. В киберпанковском интерьере используется мягкая мебель причудливых форм с минималистичной геометрией. Она должна походить на капсулы, летательные аппараты или другие футуристические объекты.
Киберпанк в интерьере также проявляется в цветах. Обычно это чёрный, серый, темно-синий, красный, фиолетовый. Также важно освещение: неоновая подсветка, светодиодные ленты, лампы с холодным светом.
Такие интерьеры похожи на декорации фантастического фильма или локализацию какой-то технологичной интернет-игры.
Насколько актуален жанр киберпанк
Жанр киберпанка можно считать культовым. Его эстетика повлияла на многое в массовой культуре — в том числе на музыку, современное искусство и даже телешоу.
У киберпанка есть преданное и активное сообщество поклонников, которые поддерживают жанр через фан-арт, онлайн-форумы и фестивали. В то же время киберпанк стал предметом академических исследований в области литературы, культурологии и философии.
Внимание к киберпанку привлекает то, что искусственный интеллект стремительно набирает обороты, и страхи относительно места человека в будущем, возможно, даже более актуальные, чем когда этот жанр формировался.
Кроме того, усиление влияния корпораций и проблемы конфиденциальности в цифровую эпоху — эти темы, характерные для киберпанка, не уходят из новостных лент. Мы живём в мире, где технологические гиганты знают о нас больше, чем мы сами, где алгоритмы определяют, что мы видим и слышим, и граница между реальным и виртуальным становится всё более размытой.
«Темы, которые поднимаются в этом жанре, — это практически наша сегодняшняя реальность. Вопросы о границах между человеком и машиной, этике использования технологий и влиянии корпораций на общество остаются важными и злободневными», — отметила кинокритик Анастасия Пугачёва.
Директор по развитию коммуникационной группы «Аймарс» Николай Фиданян считает, что киберпанк сразу для двух поколений — миллениалов и зумеров — стал языком, позволяющим говорить о будущем и переосмысливать настоящее.
«Бизнес и медиа начали активно использовать этот жанр в качестве площадки для обсуждения вариантов будущего, а яркие представители мира моды и искусства "оседлали" эстетику и философию жанра, активно используя её в маркетинговых кампаниях, — отметил Фиданян. — например, несколько лет назад такие бренды, как Balenciaga и H&M, сделали киберпанковские мотивы основой для своих рекламных кампаний».
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.