Украинцы выпустили S.T.A.L.K.E.R. 2. Что говорят о продолжении культовой игры и могут ли ее запретить в России?

20 ноября на ПК и Xbox выходит S.T.A.L.K.E.R. 2 («Сталкер 2») — новая игра о Зоне, Чернобыльской АЭС и жизни в постапокалиптическом мире. С момента первоначального анонса S.T.A.L.K.E.R. 2 прошло более 10 лет, ее выход несколько раз срывали и переносили, игра стала одним из самых известных долгостроев в игровой индустрии. О культовом статусе проекта GSC Game World, реакции на новую часть серии первых геймеров, скандалах и уголовных рисках для игроков — в материале «Ленты.ру».

Украинцы выпустили S.T.A.L.K.E.R. 2. Что говорят о продолжении культовой игры и могут ли ее запретить в России?
© Lenta.ru

С момента выхода последней части S.T.A.L.K.E.R. прошло 15 лет

Серия S.T.A.L.K.E.R. началась в 2007 году с выхода «Тени Чернобыля», которую выпустила украинская компания GSC Game World. Первой игрой студии Сергея Григоровича оказалась крайне популярная стратегия «Казаки: Европейские войны» — линейка состоит из трех игр и трех дополнений. В мире S.T.A.L.K.E.R. Чернобыльская зона отчуждения, расположенная на севере Украины, подверглась аномальному воздействию, из-за которой на огромной территории появились аномалии, мутанты и артефакты. В Зону стали приходить ученые, представители различных военизированных образований, бандиты и сталкеры — так называют авантюристов-одиночек, рискнувших отправиться за артефактами ради обогащения. По сюжету «Тени Чернобыля» один из сталкеров по кличке Меченый, потерявший память, возвращается в Зону, чтобы узнать о своем прошлом. Серия игр имеет оригинальный сюжет, но косвенно связана с повестью Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» и фильмом Андрея Тарковского «Сталкер». Вместе с тем игра повлияла на выход в России и странах бывшего СНГ десятков книг, написанных по мотивам тайтла и расширяющих историю S.T.A.L.K.E.R. «Тень Чернобыля» была благоприятно воспринята критиками и игроками — особенно из стран с постсоветского пространства, и в 2008 году получила приквел «Чистое небо». В ней рассказывается история сталкера по имени Шрам, который примыкает к группировке, исследующей Зону. В 2009 году GSC Game World выпускает «Зов Припяти» — продолжение «Чистого неба». По сюжету игры в Зону прибывает бывший сталкер майор СБУ Александр Дегтярев, который расследует падение вертолетов военных. В 2010 году украинские разработчики анонсировали S.T.A.L.K.E.R. 2, но спустя два года команду распустили — работа над новой частью продолжилась лишь в 2018 году.

S.T.A.L.K.E.R. 2 произвела впечатление на журналистов

За месяц до релиза новую игру показали избранным иностранным журналистам. Редактор портала IGN рассказал, что игра получилась мрачной и сложной: «когда я не считал свои жалкие боеприпасы и не думал о шкале голода, то любовался полями с красными маками». Обзорщик отметил разнообразие мира, богатство арсенала и сложную систему коммуникаций. Например, неигровые персонажи (NPC) отказались вознаграждать игрока за выполненный квест, так как тот раньше обчистил их друга. Журналисты The Gamer рассказали о свободном перемещении и большом открытом мире, задания в котором можно выполнять в любом порядке. «Идите куда угодно и делайте что угодно, и, если вы достаточно способны, ничто не помешает вам перевернуть игру с ног на голову», — отметила автор Джейд Кинг. В превью GamesRadar говорится, что разработчикам удалось создать «большую, красивую и брутальную» игру, где без должной расторопности игрок рискует оказаться легкой мишенью для других. Радиоактивные аномалии оказались сложными и опасными, а мутанты — грубыми и предсказуемыми. Авторы похвалили игру за постапокалиптическую атмосферу в духе Fallout, но посетовали, что тайтл может содержать ошибки и баги на старте. «Никогда не чувствовал, что мир S.T.A.L.K.E.R. вращается вокруг меня», — отметил автор издания PCGamesN, подчеркивая постоянное взаимодействие персонажей и мутантов в игре, сражающихся друг с другом. По его словам, игра может заманить притягательными пейзажами и атмосферным саундтреком, но в момент обернуться опасной стычкой с бандитами или сборищем кровососов и прикончить главного героя. Обзорщики из VG247 отметили, что игрок будет постоянно думать о боезапасе и здоровье, решая, ввязываться ли в очередную перестрелку и брать квест или пройти мимо. Журналисты назвали S.T.A.L.K.E.R. 2 грустной и гнетущей игрой, гигантский мир которой геймер изучает не ради веселья, а из-за болезненного любопытства и необходимости.

За сутки до релиза S.T.A.L.K.E.R. 2 слили в сеть

В ночь на 20 ноября записи геймплея игры появились на YouTube и в соцсетях. Судя по всему, ролики начали распространять люди, получившие ранний доступ к игре. В том числе, игровая запись появилась на канале Game of Play, однако ролик довольно быстро удалили по запросу GSC Game World. Из видео следует, что в S.T.A.L.K.E.R. 2 есть три вида сложности. Спустя несколько минут после запуска и серии кат-сцен главный герой Скиф встречается с персонажем Германом, который вводит его в курс дела, знакомит с локациями и оружием. Пролог, в котором игрок получит базовые навыки, длится около 30 минут. Действие происходит в ночное время, поэтому рассмотреть детали ландшафта сложно. Также материалами об игре начали делиться геймеры с Reddit, которые тоже получили ранний доступ к S.T.A.L.K.E.R. 2. Пользователь под ником KurokawaUkr рассказал, что ощутил «невероятные чувства» от погружения в мир игры. Автор обратил внимание на насыщенный мир, который живет по своим законам независимо от игрока, сложные взаимоотношения с персонажами, чрезвычайно опасные аномалии, высокое качество озвучки. Отдельно он выделил опасности, которые подстерегают игрока на высоком уровне сложности («молния чуть не прикончила меня, ударив в 10 метрах рядом», «три-четыре удара от мутанта — и тебе конец»), и постоянную необходимость в поиске ресурсов («разработчики изменили систему голода, я всегда хочу есть»). Также автор отметил, что игра неплохо оптимизирована под слабопроизводительную консоль Xbox Series S: не считая небольших подтормаживаний, во время всего игрового процесса сохраняется стабильная частота 60 кадров в секунду. Однако доступная приставка иногда не справляется со сложным освещением. «Тот, кто будет играть на мощном ПК, почувствует себя в раю», — подытожил геймер. Во всем мире игра выйдет 20 ноября в 19:00 по московскому времени — полноценные обзоры появятся за два часа до релиза. Игра уже попала в список лидеров мирового топа по продажам в Steam.

Разработчики S.T.A.L.K.E.R. запретили продавать игру в России и призвали собирать деньги ВСУ

Весной 2022 года руководство GSC Game World высказалось о случившемся на Украине и объявило о приостановке разработки игры из-за «непростой ситуации». Студия официально прекратила продавать свою продукцию для российского рынка и разместила в соцсетях призывы помогать Вооруженным силам Украины (ВСУ). После этого Роскомнадзор заблокировал сайт разработчиков S.T.A.L.K.E.R. по запросу Генпрокуратуры. Процесс создания тайтла возобновили в мае того же года. Еще раньше создатели игры оказывались в центре скандала из-за России — в середине 2021 года на Украине негативно отреагировали на новый трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2, озвученный на русском языке. Также подзаголовок тайтла Heart of Chernobyl оскорбил ряд спикеров на родине разработчиков, по мнению которых написание Heart of Chornobyl будет ближе к украинскому языку. GSC Game World отреагировала на критику и исправила все «недостатки» — S.T.A.L.K.E.R. 2 переименовали и пообещали не добавлять в нее русскую озвучку, которая присутствовала во всех прошлых играх серии. Также игру нельзя купить в Steam пользователям из России, однако она появится в сервисе Xbox Game Pass. К тому же в игре останутся русские субтитры, хотя персонажи будут говорить только на украинском или английском языках.

Можно ли играть в S.T.A.L.K.E.R. в России

Ближе к релизу S.T.A.L.K.E.R. 2 появились опасения среди геймеров из России, связанные с потенциальном запретом игры. 11 ноября депутат Госдумы Антон Горелкин заявил, что продукт украинской студии могут официально запретить, а за его распространение может грозить уголовная ответственность. Горелкин отметил, что это случится, если в новой части S.T.A.L.K.E.R. найдут противоправную информацию и экстремизм. Позже юристы объяснили, что на момент релиза видеоигра не была признана экстремистским материалом — соответственно, ее публичная демонстрация и распространение не станут причинами для заведения дел по уголовным статьям. Однако управляющий партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Алексей Добрынин отметил, что покупка игры не отменяет уголовных рисков, хотя и умысел в оказании финансовой помощи иностранному государству доказать будет сложно. При этом приобрести S.T.A.L.K.E.R. 2 официально невозможно — тайтл не представлен в цифровых магазинах и у отечественных ретейлеров.