Создатели нашумевшей игры «Смута» выпустили крупнейшее обновление. Что изменилось в «сибирском Ведьмаке»?
Игра «Смута» стала крупным событием для российской индустрии. Проект, созданный при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»), вышел в апреле этого года. После релиза о нем заговорили даже за пределами игровых сообществ: высказывались дизайнеры, актеры, депутаты. С тех пор прошло больше полугода, и все это время разработчики выпускали исправления и патчи, чтобы улучшить игру и довести ее до идеала. Сейчас для «Смуты» выходит крупнейшее обновление, с которым в игре появятся не только переработанные ключевые механики, но и новая озвучка. «Лента.ру» оценила обновление «Смуты» и рассказывает, что поменялось в игре.
«Смута» — игра от российских разработчиков Cyberia Nova. За основу проекта, посвященного Смутному времени в России, взят роман Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». При разработке создатели вдохновлялись популярными проектами вроде «Ведьмака 3», Assassin's Creed и Ghost of Tsushima, хотя сравнения в данном случае выглядят некорректно. Все же здесь и бюджет значительно меньше, и команда небольшая, но Cyberia Nova смогли создать самобытный и интересный проект.
За полгода, прошедшие с релиза «Смуты», было сделано много изменений. Затронуты были практически все аспекты игры — от оптимизации до изменения реплик в диалогах и переозвучки персонажей. Разработчики активно выпускали обновления, прислушиваясь к аудитории, и сами рассказывали обо всех нововведениях.
«Вообще, с момента релиза мы выпускали обновления и исправления с очень высокой скоростью: патч в две недели, — рассказал в беседе с «Лентой.ру» продюсер игры Андрей Белов. — Сбор фидбэка от игроков — это очень важный процесс, который нам бесконечно помог и во многом направил. С первого дня мы собирали и анализировали все пожелания и сообщения от игроков. Мы их обрабатывали и все полезные предложения старались взять в работу. Не скажу точно, но очень большой процент из того, что мы делали, было по запросу от нашей аудитории».
Работа студии над усовершенствованием игры не прекращалась ни на день Андрей Белов продюсер игры «Смута»
«Если игра тормозит, в нее особо не поиграешь»
Сейчас для игры выходит, пожалуй, крупнейший патч за все время. И он не просто так приурочен к Дню народного единства, так как и сама игра посвящена событиям, которые вспоминают в эту дату. Разумеется, критические ошибки, которые мешали продвигаться по сюжету или просто ломали погружение, поправили в первые недели после релиза, сейчас разработчики сконцентрировались на полировке и поддержке игры.
Изменения коснулись всех деталей игры, где наблюдались даже малейшие проблемы. В первую очередь — «Смута» стала работать значительно лучше. Она и в момент релиза была в приемлемом техническом состоянии, но сейчас стала работать более плавно и с еще более высокой частотой кадров. И сделано это все без ущерба для графики и качества картинки.
Большинство механик также переделали чуть ли не с нуля. Боевая система стала динамичнее, а враги умнее и агрессивнее. Поэтому в схватках нужно быть креативнее — и просто «закликать» противников уже не получится даже на среднем уровне сложности. Это относится и к боссам, которые имеют уникальные приемы и в целом ведут себя гораздо интереснее рядовых противников.
То же самое касается и других механик, вроде системы скрытности, случайных встреч и засад, перемещения — все они были улучшены и доведены до ума. Да и сам мир переработан и выглядит по-настоящему живым. Второстепенные персонажи и фоновые NPC активнее взаимодействуют друг с другом и реагируют на главного героя.
Если игра тормозит, в нее особо не поиграешь, что бы там ни было внутри. Оптимизация -- это постоянный и бесконечный процесс, потому что нет предела улучшениям в этом плане, но сейчас оптимизация значительно улучшена относительно первоначального релиза Андрей Белов продюсер игры «Смута»
Несмотря на то что все это важные и крупные изменения, в первую очередь обращаешь внимание совсем не на это, а на новую озвучку. Да, разработчики привлекли новых актеров, переписали часть реплик и по новой озвучили главных героев, что в индустрии встречается очень редко. Среди актеров дубляжа — Иван и Анастасия Жарковы (супруги озвучивали героев в The Last of Us, Call of Duty, Assassin’s Creed, «Ведьмак»), Владимир Паляница (Cyberpunk 2077, The Division, Star Wars Jedi), Алия Насырова (Control, Assassin’s Creed, Resident Evil 4 Remake) и Влад Копп (Call of Duty, Far Cry, «Ведьмак»). Все эти голоса знакомы игрокам, и с новой озвучкой игра воспринимается гораздо лучше.
«Лично меня с творческой точки зрения очень радует наша озвучка. Она стала ярче, доступнее и проще воспринимается», — говорит Белов.
«История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества»
Дата выхода столь крупного обновления для «Смуты» выбрана неслучайно. 4 ноября Россия отмечает День народного единства. Праздник учрежден двадцать лет назад. Впервые он отмечался в 2005 году, и с того момента это официальный выходной.
Историческая подоплека праздника довольно сложна, чтобы ее описать в двух словах. Однако это интересный клубок, который можно попытаться распутать, раскрыв его смыслы. Ноябрь, как январь и май, укоренен в народном сознании как время общенародных празднеств, демонстраций, гуляний и выходных. С 1918 года в стране отмечался день Великой Октябрьской социалистической революции.
Многие помнят детское стихотворение Маршака: «День седьмого ноября — красный день календаря». Когда в середине нулевых этот праздник отменили, образовалась пустота, поэтому было принято решение учредить День народного единства, и он имеет под собой фундаментальные основания.
Если 7 ноября ассоциируется с Лениным, 4 ноября — с Мининым и Пожарским, а также первым легитимным царем Михаилом Романовым, официально завершившим период Смуты. Он же стал основателем новой династии Романовых, которая пришла на место иссякшей династии Рюриковичей, оборвавшейся после безвременной кончины царя Федора Иоанновича.
Так при чем здесь Минин и Пожарский? В исторической памяти определение «Смута» закрепилось за периодом с 1605 по 1612 год — между воцарением Лжедмитрия I и сдачей польского гарнизона Кремля. Это время кризиса центральной власти, гражданской войны, польской интервенции, период засилья самозванцев на троне, время слабой власти — Семибоярщины.
И хотя финальная точка в этой истории будет поставлена только в 1634 году, когда польский король Владислав IV Ваза официально откажется от претензий на московский престол, а перед этим в 1619-м будут подписаны Деулинское перемирие с Польшей и Столбовский мир со Швецией, прекратившими военные действия на территории России, смыслообразующей точкой действительно является 4 ноября 1612 года.
Роль Минина и Пожарского в этом процессе сложно оспорить
В 1611 году земский староста и, согласно некоторым источникам, торговец мясом Кузьма Минин вместе с аристократом и ветераном польской войны Дмитрием Пожарским собрали в Нижнем Новгороде народное ополчение. Они повели народ на Москву, чтобы изгнать польских интервентов, засевших в Кремле. Это было так называемое Второе ополчение, и оно, в отличие от Первого, оказалось успешным.
Уже 2 ноября польский гарнизон сдался, и поляков изгнали из страны. Они еще долго будут претендовать на русский трон, но в России наконец займутся своими делами и признают, что только сами русские могут решить свои проблемы.
Народ, а также бояре признали в Михаиле Романове легитимного правителя. Ему повезло больше, чем Борису Годунову, который стал одним из символом Смуты, всеобщего голода и разорения русских земель. Михаил Романов, как и Минин с Пожарским, ознаменовали начало новой эпохи, начало периода восстановления и укрепления государства. И хотя XVII век нельзя назвать спокойным, не зря его называют «бунташным», он привел на престол Петра I, автора коренных реформ, создателя Санкт-Петербурга.
Летом 1613 года в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство Михаила Федоровича Романова. На его голову возложили шапку Мономаха, сакральный символ самодержавия. Это утвердило в России новую династию, принятую подавляющим числом подданных, и это стало фактическим концом первой Гражданской войны, она же Смута.
Нельзя сказать, что вся заслуга в окончании Смуты принадлежит исключительно Минину и Пожарскому, но именно они сделали важный шаг к созидательным процессам в стране. Народ и власть снова стали едины. Поэтому есть основания полагать, что у Дня народного единства глубокие исторические корни и эти слова — не пустой звук.
День Казанской иконы Божией Матери Важно также отметить, что у Дня народного единства есть преемственность с учрежденным Михаилом Романовым в 1612 году Днем Казанской иконы Божией Матери. У этой иконы также богатая история: она была найдена на пепелище сгоревшей в 1579 году Казани. А в ноябре 1612 года с этой иконой шли полки Минина и Пожарского, изгнавшие поляков из Москвы.
Все переплелось в этой истории: сакральные символы, время разобщения народа и власти, период засилья иностранцев в Кремле, затем волевой рывок, вернувший России идентичность, а русской власти — легитимность.
В любом случае в сухом остатке 4 ноября ассоциируется с Мининым и Пожарским, которые запустили глобальные исторические процессы, вернувшие стране единство и поставившие ее на путь развития и процветания.
Не зря историк Михаил Карамзин писал:
История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием
***
Игра «Смута» запустила очень важный процесс по формированию собственной игровой индустрии в России. В нашей стране огромное количество специалистов, разработчиков и актеров, которые работали над крупнейшими западными играми, но что-то крупное и свое появлялось крайне редко. Да, и до «Смуты» были игры от российских студий, но в большинстве своем это были небольшие независимые проекты.
Сейчас же об играх от российских разработчиках начали говорить, за ними следят и их активно обсуждают. Если учесть, какой привередливой может быть наша аудитория, желание Cyberia Nova довести игру до идеального состояния и постоянное общение с игровым сообществом вызывает уважение.
Во-первых, мы будем поддерживать игру и дальше Андрей Белов продюсер игры «Смута»
«Во-вторых, мы активно работаем над продолжением истории — "Земский собор". Там главным героем станет казак Кирша, который окажется в самом центре клубка интриг и заговоров, которые сформировались вокруг проведения Земского собора. Эта игра тоже будет построена на исторических событиях, но уже с уклоном сторону детективного шпионского романа», — заключил Андрей Белов.