Войти в почту

Музыка Крутого Сэма: как создавался саундтрек Serious Sam: The First Encounter, Дамьян Мравунац

Саундтрек появился благодаря череде случайностей и огромной любви.

Музыка Крутого Сэма: как создавался саундтрек Serious Sam: The First Encounter, Дамьян Мравунац
© Чемпионат.com

Serious Sam: The First Encounter создавалась как пародия на Дюка Нюкема и другие похожие шутеры. Но игра смогла покорить сердца миллионов и прожить намного дольше Ядерного Герцога, став воплощением аркадного мясного мочилова.

Немаловажная роль в успешности «Крутого Сэма» принадлежит саундтреку, который повлиял на музыкальный вкус не одного человека. Но кто автор этих композиций? Как создавались эти песни? Об этом рассказываем в нашем материале.

Видео доступно на YouTube-канале Iv4ckeR. Права на видео принадлежат Croteam.

Как «Крутой Сэм» нашёл свою музыку

Написать саундтрек к первому «Крутому Сэму» хорватская студия доверила Дамьяну Мравунацу. Его жизнь с самого начала была тесно связана с музыкой. Как и тысячи мальчишек, он мечтал проснуться рок-звездой, собрать собственный коллектив и выступить на всех крупнейших стадионах мира.

Сразу после школы он начал писать музыку и играть сразу в нескольких группах. Мировой славы это не принесло, зато Дамьян в совершенстве овладел струнными и клавишными инструментами. В это же время он начал активно изучать различные аудиопрограммы для записи, по типу Cool Edit Pro, что стало определяющим моментом в его карьере.

Чтобы купить нужное оборудование и оплачивать затраты на студию, студент Мравунац устроился на работу. Но даже с этими небольшими деньгами купить мало-мальски мощный компьютер в стране, где только что закончилась война, было делом невероятно сложным.

И, возможно, мир потерял бы талантливого композитора, если бы не впечатлённые энтузиазмом сына родители, которые сделали ему важный подарок. Именно благодаря этому Дамьян Мравунац стал первопроходцем во всей Хорватии в компьютерной записи музыки.

Так продолжалось до тех пор, пока однажды Croteam не понадобился новый дизайнер звука. Студия искала гибкого музыканта, который не ограничен рамками одного жанра и стиля, способного творить в кратчайшие сроки.

О Дамьяне в компании узнали от его друга, а несколько демозаписей стали эдаким собеседованием (их вообще использовали в качестве начальной темы шутера) и окончательно покорили создателей «Крутого Сэма». Полноценная работа над саундтреком игры запустилась.

Принципы работы композитора «Крутого Сэма»

Ознакомившись с готовыми наработками, Дамьян сразу понял, что игра нуждается в драйвовом и весёлом саундтреке, который идеально подчёркивал бы простой и сверхскоростной геймплей.

Новоиспечённый композитор работал быстро: его голова постоянно фонтанировала идеями, которые тут же исполнялись.

Один день уходил на создание черновика, ещё один – на его полировку, а третий – на корректировку, в случае если у Croteam были комментарии и пожелания.

В итоге благодаря перфекционизму Дамьяна примерно 90% работы вошло в игру, в то время как остальные 10% пришлось выкинуть.

Много времени уходило на обработку временных файлов — в основном из других игр и фильмов. Чтобы найти нужный звук или сочетание, требовалось просмотреть кучу материалов. Мравунац тщательно анализировал каждую находку, пытаясь понять, что делало её особенной. Затем всё разбавлялось собственными наработками, благодаря чему появлялась звуковая палитра, которая и использовалась для саундтрека.

В каждом треке он выделял кульминацию, главную тему и припев. Особенная роль отводилась последнему, поскольку это самая загруженная часть композиции, где во всей красе проявляет себя используемый инструментарий. Поэтому первым делом создавался именно припев, а затем и остальные.

Другой характерной чертой рабочего процесса Дамьяна Мравунаца стало то, что в конце каждой звуковой дорожки он оставлял пустое место, куда закидывал оставшиеся куски и риффы, которые могли ещё пригодиться. В результате появлялись 20-минутные композиции с набором различных звуков в конце.

Serious Sam: The First Encounter

Саундтрек The First Encounter не только помогал геймплею, но и подчёркивал атмосферу Древнего Египта. Африканские мотивы, барабаны, крики орла где-то вдали. Композитор настолько погрузился в работу, что даже небольшие уровни получили собственное звуковое сопровождение. Все песни выделялись повышенной интенсивностью, хорошими битами и темпом, а также и общим куражом.

Во вступительном ролике с титрами звучит космическая мелодия, которая плавно перетекает в бодрую тему локации «Хатшепсуп», а тёмные глубины Галактики сменяются на древний храм.

Видео доступно на YouTube-канале Honki Tonk. Права на видео принадлежат Croteam.

При спуске в гробницу Рамзеса звучит мелодия с мистическими нотками, которую можно легко представить в каком-нибудь хорроре на тему оживших мумий.

Видео доступно на YouTube-канале Laki. Права на видео принадлежат Croteam.

Для большинства уровней было создано две версии саунда: когда враги не видят главного героя, и когда они несутся на Сэма сломя голову. Оба варианта отличались друг от друга в мелочах и деталях. Для сравнения, сопровождение для локации Долина Царей в спокойном состоянии:

Видео доступно на YouTube-канале Salacity. Права на видео принадлежат Croteam.

И немного ускоренная версия с добавлением новых инструментов во время атаки противников:

Видео доступно на YouTube-канале Salacity. Права на видео принадлежат Croteam.

Но самые зубодробительные треки Дамьян Мравунац приберёг для сражений с боссами. Например, битва с Угх Заном II:

Видео доступно на YouTube-канале Damjan Mravunac. Права на видео принадлежат Croteam.

Или с Алудранским Рептилоидом в Долине Царей:

Видео доступно на YouTube-канале Laki. Права на видео принадлежат Croteam.

Однако самой известной композицией из первого «Крутого Сэма», олицетворяющей всю серию, заслуженно считается Dunes. Трек настолько всем понравился, что различные его вариации появлялись во всех частях серии.

Видео доступно на YouTube-канале KirRich. Права на видео принадлежат Croteam.

Первая часть хороша ещё и тем, что спокойные сегменты достаточно быстро сменялись толпами монстров и ураганным экшеном. Собственно, благодаря этому мелодии не успевали надоесть. Это особенно хорошо заметно на фоне Serious Sam 4, где во Франции постоянно нужно куда-то бежать или ехать. Но преодоление огромных и пустых пространств под одну и ту же тему быстро начинает раздражать.

Жизнь после «Первого столкновения»

В продолжениях Мравунац всё больше отходил от электронного звучания в сторону тяжёлого рока, активно приглашая других музыкантов. Так, для записи саундтрека The Second Encounter он позвал гитариста Ивана «Джитца» Шпеляка и его хэви-металл группу Undercode. А в «Крутом Сэме 3» прозвучала, пожалуй, лучшая композиция по серии Hero.

Видео доступно на YouTube-канале weizaka — gaming. Права на видео принадлежат Croteam.

Если раньше композитор Creteam предпочитал электрозвучание, то со временем он превратился в разностороннего меломана, что подтверждает его саундтрек The Talos Principle. Дамьян не остановился на достигнутом и продолжает писать новые песни, мечтая однажды поработать над совместным проектом с Хансом Циммером.