Дети больше взрослых рискуют получить зависимость от видеоигр
Вопрос зависимости детей от видеоигр стоит давно. Родители по всему миру даже обращаются в суды: к примеру, в прошлом году семья из американского Арканзаса обвинила создателей Fortnite и Call Of Duty в том, что их сын получил проблемы с физическим и психическим состоянием, а годом ранее в Канаде группа родителей подала коллективный иск к разработчику видеоигр Epic Games и его канадскому подразделению, заявив, что их дети перестали есть и спать. Действительно, по словам экспертов, дети больше взрослых рискуют получить зависимость от игр.
Мозг ребенка и подростка более восприимчив к триггерам, которые могут вызвать игровую зависимость. В медицине эта патология известна как "игровое расстройство" и относится к группе психических и поведенческих нарушений, связанных с вредными привычками и отклонениями в поведении, рассказал директор по развитию бизнеса Overmobile, эксперт Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ) Ян Янкелойць.
"Когда мы говорим о таком расстройстве, то подразумеваем нарушение контроля за игрой, отведение большего приоритета ей по сравнению с другими видами деятельности", - пояснил гендиректор РВИ Василий Овчинников.
Зависимость от видеоигр, как и другие зависимости, формируется из-за того, что в ходе игры центр удовольствия и поощрения получает сильные стимулы. Разработчики делают их яркими и насыщенными бонусами, из-за чего центр удовольствия все время активизируется, а геймер чувствует положительные эмоции, связанные с победой. Как объяснила семейный психолог, специалист психологической платформы Alter Елена Кандыбина, если центр удовольствия часто перегружен, то для снижения нагрузки он перестает реагировать на "маленькие радости". Также ослабевают механизмы мотивации.
"Долгосрочные цели, достижения, требующие напряжения и труда, кажутся теперь совершенно бессмысленными. Только игра с ее захватывающим действием и быстрым результатом может радовать по-настоящему", - сказала она.
Элементы игры сегодня проявляются почти во всем - в обучении, в организации деятельности. Соответственно, и мозг требует удовольствия все чаще. Бороться с этим в первую очередь следует родителям: нельзя допускать "затапливания" мозга быстрыми удовольствиями. Их, скорее, стоит ограничивать, чтобы не возникало привыкания, посоветовала Кандыбина. Вместе с этим нужно развивать у ребенка чувствительность к небольшим приятным стимулам - это могут быть совместные прогулки, настольные игры, занятия спортом, чтение вслух и разговоры по душам.
"Профилактикой любого рода зависимостей становится жизнь, наполненная повседневными радостями", - подчеркнула эксперт.
Минимизировать вред для ребенка стараются и сами разработчики игр, добавил Янкелойць. Например, в Европе и Южной Америке есть строгие ограничения на гачи и лутбоксы - это виртуальные предметы, покупаемые за настоящие деньги, которые часто сравнивают с элементами азартных игр. Также разработчики выставляют возрастной рейтинг игры на платформах распространения, благодаря чему родители могут понять, подходит этот контент для их ребенка или нет.
Создаются видеоигры и для образовательных целей, дополнил Овчинников. К примеру, юные геймеры могут использовать VR-шлем, чтобы провести эксперимент, опасный в реальной жизни, или посмотреть строение Земли. Еще сейчас появилось множество возможностей для самостоятельного создания игр, а порог входа в киберспорт упал - есть студенческие соревнования, состязания на онлайн-платформах.
"Любимое увлечение всегда можно превратить во что-то созидательное", - уверен собеседник.
Вместе с тем, считает Пазюк, разработчики и издатели должны чаще выпускать игровые проекты, которые ориентированы на образование, и принимать больше участия в public relation с детской аудиторией: выпускать образовательные видео, вести передачи на телевидении, выступать на детских образовательных профориентационных мероприятиях и т.д. Для юного поколение айтишники являются "чем-то вроде рок-звезд".
При этом с возрастом, как отметил основатель #f90 games Валерий Пазюк, отношение к видеоиграм, как и ко всем развлечениям, меняется.
"Вспомните, как вы в детстве смотрели мультики и попробуйте посмотреть их сейчас", - сказал он.
Однако, если рассматривать игры как "песочницу" для экспериментов и исследований, то можно развить софт- и некоторые хард-скиллы, уверен эксперт. В частности, прокачивается трехмерное мышление и задействуются новые нейронные связи.
"Если ребенок проходит какой-нибудь квест с открытым миром в пятый раз, то я не вижу проблем в этом. Если же ему "срывает башню", когда его не пускают в очередную катку Dota 2, то есть повод задуматься", - считает Пазюк.