Как изобрели тетрис
Советский программист Алексей Пажитнов придумал игру во время работы в Вычислительном центре Академии наук СССР в 1984 году. Он вдохновился головоломкой пентамино, в которой нужно было собрать прямоугольник из геометрических фигур. Каждая состояла из пяти квадратов. Для тетриса разработчик уменьшил это число — семь фигур были образованы четырьмя квадратами.
Первая версия игры была создана для компьютера "Электроника-60". В ней использовались черно-белые фигуры. В 1985 году начинающий программист Вадим Герасимов помог усовершенствовать игру — адаптировал ее для IBM PC и раскрасил фигуры в монохром.
Права на тетрис
О разработке быстро узнали отечественные игроки, а вскоре информация попала за рубеж. Один из сотрудников Академии наук СССР отправил версию тетриса коллеге в Институт компьютерных наук в Будапешт. Там ее увидел британский бизнесмен Роберт Стейн. Он захотел приобрести права на игру, которые на тот момент принадлежали Академии наук СССР. Начались длительные переговоры.
Еще до заключения сделки Стейн продал игру британской компании Mirrorsoft (издатель видеоигр) для распространения в Европе и ее американской "дочке" Spectrum Holobyte для дистрибуции в США. Фактически обе фирмы принадлежали магнату Роберту Максвеллу. Но одну из них, Mirrorsoft, он передал сыну — Кевину Максвеллу.
Mirrorsoft же предоставила права на реализацию тетриса одной из дочерних компаний Atari Games. Они, в свою очередь, вышли на японский рынок и продали сублицензию Bullet-Proof Software — компании Хэнка Роджерса, работавшей с Nintendo.
Пока Стейн безуспешно пытался получить от советских властей права на оригинальную версию тетриса, за рубежом игру уже представили как сенсацию из-за железного занавеса. Для нее создали обложку с собором Василия Блаженного, а позже добавили музыкальное сопровождение — песни "Коробейники" и "Калинка".
В 1988 году Nintendo как раз искала видеоигру для распространения на системе Game Boy, и тетрис показался отличным вариантом. Но Nintendo выяснила о проблемах Стейна с получением лицензии. Поэтому Хэнк Роджерс, представлявший интересы японской компании, прилетел в Москву для проведения переговоров. И ему удалось заключить сделку — на этом основная история закончилась. В 1989 году Nintendo получила права на реализацию игры. Так появилась версия тетриса, которую сегодня считают классической. Впрочем, судебные разбирательства по поводу прав длились до 1993 года.
В начале 2000-х годов создатель игры основал компанию The Tetris Company, которая получила права на согласование всех игровых продуктов под названием "Тетрис" и разработку стандартов для них. Однако участники мировых чемпионатов до сих пор играют в классическую версию на консолях Nintendo Entertainment System (NES).
Об игре
Тетрис — это головоломка, в которой игрок должен расставлять фигуры так, чтобы собирать из них сплошные горизонтальные линии. Созданные линии "сгорают", что приносит очки. За один раз можно "сжечь" максимум четыре линии — этот прием называется тетрисом и дает наибольшее количество баллов.
Задача игроков — не допустить заполнения игрового поля до самого верха. Фигуры в тетрисе называют тетрамино. Из-за формы каждая из них получила имя в честь буквы латинского алфавита. Изначально они были монохромными, но со временем за каждой был закреплен цвет:
желтая "O";голубая "I";фиолетовая "Т";синяя "L";оранжевая "J";красная "S";салатовая "Z".
Современная версия игры отличается от классической. Скорость падения фигур увеличивается сильнее, поэтому для игрока важна быстрота реакции. Когда он ставит тетрамино, то уже должен думать о расположении следующего. Если в классической версии тетриса в отдельном окошке отображается одна фигура, которая выпадет далее, то в современной их несколько.
Еще одно современное нововведение — "тень". Она показывает, какое положение может занять тетрамино в разных участках поля до падения. В более старых версиях эта функция встречается редко, поэтому профессиональные игроки в тетрис отмечают значение развитого глазомера.
Стратегии игры
Новички, которые не сразу понимают, как играть в тетрис, могут сжигать по одной линии, но профессионалы стараются убирать сразу по четыре. Для этого они используют разные стратегии компоновки тетрамино. Самая популярная — создание наклонного блока из фигур, справа от которого остается незаполненная колонка шириной в одну ячейку, или колодец. После того как высота заполненного блока превышает четыре ячейки в высоту, игроки помещают фигуру "I" в ту самую свободную колонку. Так они сжигают четыре линии за раз и получают наибольшее количество баллов.
Идеально заполненный блок из фигур должен быть высоким слева, плоским в центре и уменьшающимся справа. Строить тетрисы удается не всегда: порой из тетрамино образуются завалы, накрывающие пустые ячейки.
Некоторые разработчики также дополняют интерфейс современной версии окошком, позволяющим убрать тетрамино "в запас". Игроки могут обращаться к этой возможности, чтобы использовать фигуру в более подходящий момент. Например сохранить тетрамино "I" на будущее и взять его после формирования колодца.
Возможно ли победить в тетрисе?
Скорость падения тетрамино возрастает с увеличением уровней. Рано или поздно фигуры достигают верха поля и игра завершается. Поэтому цель игроков — продержаться как можно дольше и заработать как можно больше очков. Впрочем, сообщается и о случаях "прохождения" всего тетриса. В январе 2024 года 13-летний школьник достиг 157-го уровня классической версии игры на приставке Nintendo. Его счет составил 999999, после чего игра зависла из-за программных ограничений. Прежде этого удавалось добиться только искусственному интеллекту.
Выиграть в тетрис невозможно, но рекорды ждут того, кто готов их побить.
Мария Белокрыс