Войти в почту

Эксперт Пегов объяснил, почему регулированием киберспортивных игр должно заниматься Минспорта, а не Минцифры

Руководитель Центра развития цифрового спорта Уфимского университета науки и технологий Святослав Пегов рассказал корреспонденту RuNews24, как, на его взгляд, следует гармонизировать законодательство в области киберспорта и видеоигр. И разъяснил, каким образом передача контроля над киберспортивными играми от Минцифры Минспорту поможет упорядочить правовое регулирование в этой сфере.

Эксперт Пегов объяснил, почему регулированием киберспортивных игр должно заниматься Минспорта, а не Минцифры
© runews24.ru

«В настоящее время компьютерный спорт является единственным видом спорта, который проходит контент-анализ. Это связано с тем, что в правовом поле киберспорт и гейминг не дифференцируются. Киберспорт — это, прежде всего, тренировочный и соревновательный процессы, в то время как гейминг — это способ проведения свободного времени.

Если мы обратимся к научному определению киберспорта, то увидим формулировку «который использует видеоигровую продукцию в качестве соревновательной среды».

Таким образом, видеоигра для киберспортсмена — это не просто контент, который потребляется, а соревновательная среда, которая может полноценно функционировать только в сочетании с правилами соответствующего вида спорта, как футбольное поле для футболиста или ринг для боксера. Играть в киберспортивную игру можно, но это не будет киберспортом без правил соответствующего вида спорта», — отметил Святослав Пегов.

Спикер подчеркивает, что предлагаемые им правки не влияют на проведение контент-экспертиз Роскомнадзора в целом, поскольку киберспортивных игр считанные единицы и все они вписаны в соответствующие документы Минспорта.

«Презумпция добросовестности является одним из основополагающих принципов гражданского права, поэтому Министерство спорта изначально не может допустить создания в спортивной сфере условий, которые могут угрожать здоровью и развитию детей. Следовательно, дополнительное регулирование Роскомнадзора в этой области является излишним.

С другой стороны, видеоигры как вид потребляемого контента полностью относятся к юрисдикции Роскомнадзора. Приведу пример: киберспортивная дисциплина Counter-Strike должна рейтинговаться Минспортом и соответствовать федеральным стандартам спортивной подготовки, однако Минспорт не может определять рейтинг игры «Ведьмак 3», так как она не является киберспортивной дисциплиной.

Таким образом, мы обеспечим бесперебойную работу Роскомнадзора в области экспертизы контента и предоставим небольшому списку официально признанных киберспортивных дисциплин возможность развиваться в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки», — уверен специалист.

Также спикер полагает, что будет устранена коллизия, когда в случае киберспорта экспертиза Роскомнадзора оказывает большее влияние на его развитие, чем любой документ Минспорта. Так, сейчас минимальный возраст для начала спортивной подготовки определяется прежде всего не Минспортом и аккредитованной федерацией, а возрастным рейтингом Роскомнадзора.

«Таким образом, может сложиться ситуация, когда уже работающие юношеские секции по Dota 2 (12+) в случае повторной экспертизы с присвоением более высокого возрастного рейтинга должны будут закрыться, чтобы не нарушать закон», — объясняет собеседник издания.

Ранее Святослав Пегов предложил инициативу, позволяющую развивать юношеский киберспорт в Counter Strike, но также указал на правовой нигилизм ФКС, регулярно допускающей на свои мероприятия по Counter Strike несовершеннолетних в рамках предстоящего Чемпионата России по компьютерному спорту 2024 во Владивостоке.

С мнением Пегова согласился директор Межконтинентальной киберспортивной лиги Александр Горбаченко. По словам эксперта, Роскомнадзор в 2021 году присвоил CS:GO возрастной рейтинг 18+. А поскольку CS2 является большим по объему контент-патчем CS:GO, то есть фактически тем же продуктом, то ограничения Роскомнадзора распространяются и на нее. А ФКС России, по его мнению, не должна игнорировать требования 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» либо привести нормативно-правовую базу в соответствие с потребностями киберспорта.