Войти в почту

"Смута" все-таки вышла. С пышной презентацией в Нижегородском кремле, завершающей, пожалуй, самую странную промо-кампанию за всю историю отечественной игровой индустрии.

Обзор игры "Смута"
© Российская Газета

Проект создан по мотивам романа Михаила Загоскина "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году", написанного в 1829-м.

В этом тексте можете ознакомиться с впечатлениями, которые оставляет после себя игра.

Содержание

СюжетГеймплейВизуал, звук и актерские работыУправлениеОптимизацияВыводы

Сюжет

Протагонистом проекта, как и в книжном варианте, выступает боярин Юрий Дмитриевич Милославский. Я не знаком с первоисточником, поэтому мне не с чем сравнивать, но в игроизации он обладает лицом Чарли Ханнэма, повадками Джейсона Стэйтема и постоянно "мочит" уанлайнерами в духе Доминика Торетто Вина Дизеля.

Чарли Ханнэм и Юрий Милославский Фото: kinorium.com и скриншот "Смуты"

И при этом он является мальчиком на побегушках у Минина и Пожарского - предводителей Второго народного ополчения. Это нисколько не преуменьшение его роли, и более подробно вернемся к этому в обсуждении непосредственно геймплея.

Стартует "Смута" с простенькой PowerPoint-презентации со слайдами - прямо как Elden Ring (которой также за это в свое время досталось от многих критиков).

В ней геймеров вводят в курс дела, раскрывая историческую подоплеку дальнейших событий.

Фото: Скриншот "Смуты"

И отсюда произрастает первая и одна из самых главных проблем проекта - у него очень бедная экспозиция, что негативно повышает порог вхождения. Авторы по какой-то причине подразумевают, что игрок должен свободно ориентироваться в фактах, датах и личностях указанного периода.

Я, например, не могу назвать себя энтузиастом истории как науки. Последний раз про Смутное время я читал в школе - а это больше пары десятков лет назад. И вот игра вываливает на меня то, что сейчас принято называть лором, во внутриигровой энциклопедии-кодексе: Первое ополчение, гетман Ходкевич, Скопин-Шуйский, Александр Гонсевский, Прокопий Ляпунов и т.д. Кто все эти люди? Почему мне должны быть интересны, если я даже еще пролог не успел пройти?

Все это предлагается читать и изучать, но я же в игру пришел играть, а не погружаться в аналоги кроличьих нор Википедии.

Фото: Скриншот "Смуты"

Сейчас существует куча методов нарративного дизайна, при помощи которого можно ввести геймера в сеттинг более интересными и интерактивными способами.

Диалоги также не работают на пользу восприятия сюжета. Почти все они затянутые и малосодержательные, да к тому же персонажи, в них участвующие, зачем-то постоянно рандомно жестикулируют как типичные итальянцы.

В целом сценарную часть можно смело назвать провальной. Не в последнюю очередь из-за того, как сюжет коррелируется непосредственно с игровым процессом.

Геймплей

Большая часть заданий "Смуты" это: поговори с NPC, он отправит тебя на другой конец карты, там надо будет всех убить и вернуться к квестодателю. Все. Это натурально утомляет. Физически изматывает. Это рутинное повторение одних и тех же действий в надежде получить инаковый результат (снова привет Ваасу Монтенегро).

Иногда, правда, "убить всех" заменяется на доставить письмо, передать послание, сопроводить кого-то или что-то подслушать.

И тут речь идет про стелс. И каждый раз, когда в "Смуте" начинается сегмент со стелсом в траве с использованием "Орлиного зрения", где-то начинает навзрыд плакать один Сэм Фишер. Потому что реализованы прятки по укрытиям ужасно, так как никогда заранее нельзя угадать, увидят ли враги главного героя через стену или не заметят его в упор.

Еще хуже стелса реализована боевая система. Хотя называть это системой - это уже чрезмерная похвала. В наличии сильный удар, быстрый удар, пинок, блок, уворот и огнестрел. Вот только все это комплексно не работает.

Не думал, что когда-то придется писать о регистрации попаданий по противнику относительно одиночной игры, но в "Смуте" это проблема прослеживается слишком явно. У оппонентов в дуэлях совершенно неясно, как и где расположены хит-боксы. Сабля Милославского проходит сквозь тела разбойников, но урона им не наносит. Они же в свою очередь "затыкивают" главного героя с завидной регулярностью и точностью.

Поединки с дикими животными - это совсем караул. В одной из миссий необходимо, к примеру, аннигилировать стаю волков, но протагонист просто не попадал по шерстяным мешкам. Благо, что они забаговали, в результате чего получилось перестрелять их издалека.

Никто не требовал от "Сайберия Нова" боёвки уровня Bloodborne, в которой я в свое время не только взял платину, но и 100% комплит трофеев дополнения. Ни у одной команды мира пока не получилось приблизиться к тому уровню глубины проработки боевых механик, что каждый раз переизобретает и выдает FromSoftware.

Почти "кровавик" Фото: Скриншот "Смуты"

В относительно недавней Palworld, слепленной на коленке кучкой энтузиастов, была абсолютно дженерик-ванильная боевка, ничем не примечательная, но зато понятная, функциональная и удобная. Надо было просто сделать не хуже, но этого не получилось.

Зато лечится наш герой, испив водицы, каждый раз приговаривая "студёная" или "хорошааа". В свете всего остального воспринимается это не иначе как оммаж к "Русам против ящеров".

Визуал, звук и актерские работы

На этапе выпуска демо-версии интернет захлестнула волна восторженных воплей по поводу качества графики, проработки моделей и других аспектов графической и художественной составляющей.

Фото: Скриншот "Смуты"

Я эти хвалебные оды разделить не могу. Картинка хорошая. Только и всего. На пятом Unreal Engine надо было бы хорошо постараться, чтобы сильно напортачить (The Day Before передает привет).

В статике "Смута" выглядит приемлемо. Но вот в движении с анимациями происходит беда. Ни у кого не было в этом плане ожиданий на уровне Red Dead Redemption 2, но можно же было научить боярина Милославского взбираться на пригорочек, чтобы не делать огромный крюк в объезд до конечной точки маршрута? Нарисовать анимацию зажигания факела? Убрать повсюду торчащие невидимые стены? Не повторять ошибки с мимикой за Mass Effect: Andromeda? Вопросы можно задавать долго.

Более-менее уравновешивает ситуацию звуковое и музыкальное оформление. Все эти гусли и балалайки звучат очень аутентично и уместно, создавая правильную атмосферу.

Фото: Скриншот "Смуты"

Много встречалось в Сети претензий по поводу озвучки. Я бы не стал относить ее к недостаткам. Да, персонажи периодически наваливают кринжа лопатой своими репликами в силу специфики выбранного художественного стиля, но актерский состав тут не при чем, и артисты за кадром со своими задачами справились хорошо.

Управление

Я переживал за поддержку геймпада, потому что продукт ориентирован исключительно на ПК. Спасибо разработчикам, что предусмотрели возможность играть на контроллере от Xbox. Изначально в настройках, правда, зачем-то "сенса" выкручена на 1,5x, но ее можно подогнать под комфортные для себя значения.

Само управление получилось не слишком отзывчивым, персонаж порой реагирует на нажатия "ватно", "кисельно" и с некоторой ненужной инерцией. Что-то подобное было в древней GTA IV, но, как и там, в "Смуте" к схеме управления постепенно привыкаешь.

Оптимизация

Еще один камень преткновения. Опять же, видел на многих форумах, как ругались игроки по поводу плохой оптимизации. Я на свежей RTX 4070 Super с 64 Гб оперативки в 2K-разрешении с критическими лагами не встретился, что для такой печки немудрено. Просадки FPS случались в основном в начале катсцен, но и они были незначительными.

В принципе, в меню есть куча настроек со всеми возможными ползунками графики. Скорее всего, скрутив все до минимума, даже на заявленной в минимальных требованиях GTX 980 можно, хоть и в режиме "картошки", но запустить "Смуту" с комфортным фреймрейтом.

Выводы

Я не смог пройти "Смуту" до конца. После очередного унылого поручения "Развести по-тихому грамотки в три разных лагеря в разных концах карты без фаст-тревела" я окончательно задушился и дропнул это унылое приключение.

Я просто не вижу смысла дальше играть в игру, если она за 12 часов не смогла стать мне интересной.

И дело здесь не в обманутых ожиданиях - такие тейки также попадаются в соцсетях.

Не буду сравнивать "Смуту" с третьим "Ведьмаком", это зачем-то делали причастные к созданию проекта лица во время продвижения продукта. Видимо, уповая на то, что черный PR - это все еще PR.

Фото: Скриншот "Смуты"

Вместо этого поставим "Смуту" рядом с первой Assassin's Creed, вышедшей 17 лет назад. Я ради интереса даже запустил ее, и, к сожалению, приходится констатировать, что сага Альтаира до сих на голову превосходит похождения боярина Милославского по всем критериям. Наверните на старушку модов с кустарным ретрейсингом и даже в плане графики она будет выглядеть не хуже. А ведь ее делала не трансконтинентальная Ubisoft с офисами по всему миру, которую мы знаем сейчас. Тогда "юбики" были местечковой французской конторкой, удачно несколько раз выстрелившей с Rayman и перезапуском Prince of Persia.

В Assassin's Creed авторы вывели рецепт того, как можно продать аудитории практически любой исторический сеттинг. И дело не в том, что с темой Древней Руси что-то не так. Доказательство тому - умеренно успешная "Черная Книга" от Morteshka - маленькой студии из Перми. Приключения юной крестьянки Василисы пришлись по душе отечественным геймерам.

За последние годы российская индустрия выдала немало крутых игр самого разного калибра от эпохальной Atomic Heart до скромных, но оригинальных Loretta, Gone Rogue и Loop Hero.

Поэтому, я не вижу ни одной причины, почему в оценке "Смуты" можно сделать какие-то снисхождения. Это точно не игра AA-класса или, как их еще называют, типичная "бэшка" (игра категории "Б"). Недавняя Banishers: Ghosts of New Eden была таким крепеньким середнячком, Blacktail про юную Бабу-ягу также можно отнести в эту категорию. А "Смута" - это категорически и однозначно плохая игра.

Я никому не могу рекомендовать тратить на нее свое время и деньги - сейчас за нее просят больше 2 тысяч рублей. Лучше в том же VK Play на соседней странице присмотритесь к "Кужлевке" или Torn Away также от российских разработчиков - эти проекты сделаны куда более профессионально, а стоят кратно дешевле.

Фото: Скриншот "Смуты"