Славянское фэнтези в индустрии компьютерных игр: эксперт Александр Горбаченко рассказал о пути сказок в цифровом мире

Он начал с того, что вспомнил, как в 1995 году российская студия Gelios выпустила шутер «Подземелья Кремля». Через два года студия вернулась к этой теме с новым шутером «Смута: ожившие мертвецы». В этих играх, помимо привычных игровых механик, были персонажи, такие как зомби-стрельцы и призраки бояр, которые стали узнаваемыми образами. Другой пример - квест «Алмазный птах», выпущенный в 1997 году студией «Севур Артс». В этой игре игроку предлагалось спасти мать в роли сказочного царевича, решая различные логические задачи.

Славянское фэнтези в индустрии компьютерных игр: эксперт Александр Горбаченко рассказал о пути сказок в цифровом мире
© runews24.ru

«В 1998 году компания SibArt создала квест «Царевна» с похожими антуражем и стилем головоломок, что и у игр Sierra Entertainment. Основной герой, дурашливый американский турист Боб Бисквит, случайно попадает в сказочный мир и должен разгадать загадку, чтобы стать мужем царской дочери. За ошибки его бьют кнутом на площади», — рассказал Александр Горбаченко.

Он отметил, что разработчики игр также создавали стратегии в реальном времени. В 1999 году компания Alawar Entertainment представила «Сварог» - игру о конфликте между славянами и тевтонцами, которая стала клоном Warcraft II с отличительными особенностями.

«Вместо золота экономика держится на людях: они рождаются, из них делаются работники, воины или колдуньи», — пояснил спикер различия между играми.

В том же году вышла «Орда. Северный ветер» от 7th Bit Labs и Buka Entertainment с открытым миром, сюжетными квестами и возможностью перемещения героя между локациями. Далее, игровая студия 1С совместно с Strategy First и Snowball Studios в 1999 году выпустила «Князь: Легенды Лесной страны», сочетающую элементы первых частей Diablo и славянской мифологии.

Через два года Burut CT выпустила «Златогорье» - RPG с пошаговым режимом, которая стала коммерчески успешной.

«Шедевром среди ролевых игр в стиле славянского фэнтези является MMORPG «Троецарствие» 2007 года от Mail.Ru, основанная на романах Юрия Никитина. Фишка игры - старославянский стиль диалогов, стилизующихся под подробности быта и верования древних славян», - добавил Александр Горбаченко.

Что касается наших дней, то эксперт упомянул потрясающую приключенческую RPG «Черная книга», разработанную пермской инди-студией Morteshka.

«Несмотря на то, что ее релиз состоялся уже в далеком 2021 году, она до сих пор пользуется огромной популярностью среди геймеров-интеллектуалов. Ведь это больше, чем просто игра. Это настоящая анимированная интерактивная «книга» с захватывающими историями.

Поскольку игра создавалась совместно с этнографами и филологами, она стала настоящим кладезем оригинальных мифологических сюжетов и фольклорных персонажей с неповторимым коми-пермяцким колоритом. В игровом процессе есть даже игра внутри игры, похожая на матрешку. Например, когда главная героиня - ведьма Василиса - играет с другими персонажами в карты. Такая рекурсия просто восхитительна», — сказал Горбаченко.

По мнению эксперта, не менее прекрасной по сюжету и дизайну является визуальная новелла «Сказки Баюна» 2023 года. Игра наполнена огромным количеством красивых, хотя и минимально анимированных изображений по мотивам русских народных и других славянских сказок, напоминающих работы известных российских иллюстраторов Ивана Билибина и Виктора Васнецова.

«Если говорить о менее интеллектуальных жанрах, то можно вспомнить очень драйвовую и забавную игру в жанре «руби-режь» (Hack & slash) «Русы против Ящеров», вышедшую в прошлом году. В основе игры от студии с не менее хулиганским названием theBratans лежит серия интернет-мемов, комиксов и видеороликов на Youtube от популярного видеоблогера и кандидата исторических наук Алексея Багирова, который имеет четыре высших образования, в том числе по истории России, славяноведению и истории древних цивилизаций.

В своем блоге «Профессор Багиров» он высмеивал популярные конспирологические теории о рептилоидах в виде псевдонаучных лекций о древней высокоразвитой славянской кибернаноцивилизации, которая в прошлом господствовала на всей планете Земля, но потом пришла в упадок из-за войны с рептилоидами-криптоящерами. Все это настолько нелепо и одновременно увлекательно, что не могло не стать основой для потрясающей динамичной игры с характерными боевыми приемами, такими как «славянский зажим яйцами» - легендарное боевое искусство древних русов для борьбы с коварными рептилоидами", — заключил эксперт.