В России готовятся сразу несколько планов развития игровой отрасли
Организация развития видеоигровой индустрии (РВИ) разработала пятилетний план поддержки и развития российского геймдева. Как заявлено, экономическая цель исполнения дорожной карты - добиться роста отрасли видеоигр до 0,4%-0,5% ВВП России к 2029 году.
Как отмечается в тексте письма, подготовленного в Минэкономразвития ("РГ" ознакомилась с ним) карту составили в соответствии с декабрьским поручением Президента разработать меры поддержки отечественной индустрии видеоигр.
Как следует из самой дорожной карты, (есть в распоряжении "РГ") Стратегия развития поделена на 4 блока: "Системные элементы поддержки", "Экспорт", "Образование" и "Технологии".
Разработчики поясняют, что дорожная карта стала итогом двухлетней работы, начатой после дискуссии о будущем индустрии на Российском интернет-форуме весной 2022 года. Они предлагают ориентироваться на опыт Южной Кореи, Японии и Канады, где видеоигровая индустрия стала одним из крупнейших технологических секторов экономики.
"Мы будем периодически дописывать и улучшать Стратегию в соответствии с происходящими изменениями в индустрии и оценками экспертов", - рассказал глава РВИ Василий Овчинников.
Блок элементов поддержки - самый обширный: он касается мер, которые помогут разработчикам выстроить диалог с государством, а также поддержки маленьких инди-студий. Экспортный блок полагает, что российский геймдев не может развиваться в изоляции, только востребованность на мировых рынках может дать индустрии достаточно валютной выручки. Наконец, блоки по образованию и системным элементам поддержки рассказывают о необходимых изменениях в системе подготовки специалистов и импортозамещении. Тут и организация программ высшего образования в сфере геймдева, и вовлечение школьников в разработку видеоигр. Отдельно вынесена компенсация стажировок в видеоигровых компаниях.
Стратегия РВИ состоит не из "сухой" теории, а из практических шагов и может стать основой формирования десятилетней стратегии, которая нужна для вывода российской игровой индустрии в число ведущих мировых игроков, поясняет "РГ" Владимир Вареник из Indie Go, участвовавший в разработка блока элементов поддержки.
"Если нам за ближайшие два года удастся реализовать хотя бы 50% от того, что написано в этой стратегии, то игровая индустрия России получит отличную возможность для роста. При составлении стратегии мы много общались с коллегами из других стран, которые за последние десять лет сформировали у себя сильнейшую экспертизу по игровой разработке и получили существенную долю ВВП, от продажи игр. Думаю, что мы сможем повторить опыт этих стран в аналогичном временном горизонте, так как российские разработчики приложили руку к большинству успешных игр современности и внутренняя экспертиза у нас на очень высоком уровне", - заявил Вареник.
Параллельно свою версию дорожной карты разрабатывают конкуренты РВИ - игровая ассоциация АПРИОРИ. Эта работа ведется совместно с АНО "Цифровая экономика" (не смогли прокомментировать "РГ" текущий статус задачи)
Как сообщил "РГ" Александр Михеев, генеральный директор АПРИОРИ, первая версия их дорожной карты была направлена в профильные ведомства в конце сентября 2023 года.
"В октябре мы направили ее коллегам из РВИ и ключевым игрокам рынка. Все это время мы собирали фидбэк от представителей индустрии. Свою версию карты мы представим, как только внесем и согласуем все необходимые правки, чтобы документ максимально отражал актуальные запросы игровой индустрии к государству", - сообщил Михеев.
В последние годы в России появилось сразу несколько ассоциаций, направленных на консолидацию усилий представителей игровой индустрии и их взаимодействие с государством. Попытки создать такие организации предпринимались уже несколько раз, но только сейчас у нас появились инициативные люди и климат для работа ассоциаций, отмечает основатель Vengeance Games и приглашенный преподаватель программы "Менеджмент игровых проектов" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Константин Сахнов.
"За прошедший год РВИ удалось достичь определенных успехов в проведении публичных мероприятий, в частности партнерстве с Дептрансом Москвы, в культурных проектах, таких как Зал славы игровой индустрии, и в проектах информационной и финансовой поддержки независимых разработчиков, таких как IndieGo. Однако, члены ассоциации оценили высказались за необходимость значительного увеличения присутствия РВИ в жизни отечественной игровой индустрии. В частности было указано на необходимость просветительской и образовательной работы как внутри ассоциации, так и для широкого круга участников.
Учитывая опыт и возможности руководства и участников ассоциации, я уверен в успехе многих заявленных в документе блоков. В частности, проведение мероприятий, создание положительного образа игровой индустрии, проведение профильных исследований, взаимодействие с системой образования", - говорит эксперт.
По словам Сахнова, наиболее сложным в реализации может стать партнерство с иностранными инвестиционными фондами. "Несмотря на положительный опыт РВИ в контакте с корейскими, иранскими и другими издателями игр, работа с фондами и привлечение в страну иностранного капитала все же в большей степени зависит от политических решений и руководства страны", - отмечает он.
Сахнов отметил так же, что было бы крайне полезно затронуть в дорожной карте РВИ проблему возвращения в России уехавших студий и разработчиков и создания условий для этого.
"Многие из них хотели бы жить в России, но не имеют такой возможности в силу требований инвесторов. Это крайне сложный вопрос, однако, в общении с государственными структурами я бы не забывал поднимать и его", - говорит он.
Опрошенные "РГ" отраслевые эксперты опасаются, что формирование сразу нескольких параллельных планов по развитию отрасли может привести к тому, что они "торпедируют друг друга", дав тем самым зеленый свет менее проработанным и экспертным инициативам.
Как ожидается, в ближайшее время дорожная карта, разработанная РВИ, будет направлена в Минцифры и Минэкономразвития для ознакомления. В министерствах не смогли оперативно прокомментировать "РГ" разработанный документ.