Войти в почту

Курс на креатив: Как местные предприниматели качают креативные индустрии

Индустрии-трендсеттеры

Курс на креатив: Как местные предприниматели качают креативные индустрии
© Tvoybro.com

В 2021 году

«Креспектива»

проводила исследование креативного сектора Калининграда и области Anklav. 100 Most Creative Russians. Распределение лидеров по разным креативным индустриям выявило наиболее сильные сферы региона: изобразительное искусство, дизайн, IT*, фото/видео/киноиндустрия и гастрономия.

Эти индустрии консолидированы и представлены в формате крупных ивентов и сообществ в Калининграде. Флагманский проект «Креспективы» — PLAYPORT FEST — развивает геймдев-индустрию, а одни из лучших работ местных дизайнеров собраны Фондом в цифровом проекте «Красная книга». Фестиваль «КалинингрАрт» объединяет художников, «ФотON» — фотографов и видеографов, а Kaliningrad Street Food — мастеров кухни.

Люди — наше всё!

Смелый, мыслящий нешаблонно мозг и открытое к экспериментам горящее сердце креатора рождают уникальные авторские проекты и услуги, которые привлекают внимание местных жителей и туристов. Калининграду есть что предложить и чем удивить!

14 декабря «Креспектива» проведёт первую в Калининграде премию креативных индустрий «Анклав», на которой мы узнаем лидеров 2023 года!

А пока познакомим вас с теми, кто уже вписан в креативную карту достижений Калининграда.

* информационные технологииРеклама. ФОНД КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ «КРЕСПЕКТИВА», ОГРН: 1203900015527

, Line Design Studio, дизайнерское бюро,

Давайте познакомимся

Line Design Studio — проект, который придумали два друга, Михаил Ленько и Александр Везломцев. Ещё до судьбоносного знакомства Михаил изучал дизайн самостоятельно. Со временем проектов становилось больше, хотелось расширения, поэтому нужно было искать человека для сотрудничества. Ребята встретились в 2015 году, когда Александр переехал в Калининград из Украины. Они быстро нашли общий язык и уже через полгода открыли Line Design Studio. В название заложили принцип простой геометрии.

— Мы очень любим простые геометричные формы. А эти формы всегда можно привести к линии (line переводится с англ. как «линия». — Ред.), — рассказывает Александр.

— Всё это идёт от формообразования. Построение любого объекта начинается с точки, а точки превращаются в линии, — подтверждает Михаил.

Когда Михаил и Александр начали работать вместе, процесс пошёл гораздо быстрее. Line Design Studio развивался, в нём появлялось всё больше сотрудников. Чтобы всем хватило места, команда несколько раз переезжала. С каждым переездом студии становились просторнее, а их интерьер — концептуальнее.

— Студия — это отражение нашей деятельности, — делится Михаил. — Поэтому мы обустраиваем её по-своему: проектируем мебель, выбираем материалы, продумываем интерьер.

Сейчас команда Line Design Studio работает в своём третьем пространстве, которое тоже собрали и спроектировали сами с нуля.,

Что они творят?

Дизайнерское бюро Line Design Studio создают как частные, так и общественные интерьеры. Широкой публике они известны своими проектами в Калининграде, среди которых Nordic Spa, ресторан «Балт», гастробар «Ветви», несколько пекарен ВДНХ и новый проект — рестобар «Наверх» в Светлогорске.

Индивидуальный подход во всём — особенность Line Design. Сейчас у ребят собрано яркое запоминающееся портфолио, поэтому клиенты обращаются именно за фирменным стилем.

— Заказы поступают из Калининграда, Москвы и Санкт-Петербурга. Но иногда всё-таки приходится отказывать, — делится Александр. — Бывает, что клиенту нравится концепция, но мы понимаем, что он просто не сможет в этом жить и функционировать. Такие проекты бессмысленно продолжать.

— Финансы, конечно, важны. Но мы первостепенно за идею, — подчёркивает Михаил. — Нам важно получить интересный живой проект.

Line Design Studio — это уникально, качественно и претенциозно. А кто-то даже считает, что «необоснованно дорого». Но команда бюро не стала обижаться и спорить, а превратила комментарий в свой неформальный слоган.

— Это звучит броско, такую фразу не получится переиграть. Разве что, теперь «обоснованно дорого», — смеётся Александр

В ближайшем будущем в Калининграде появится ещё больше проектов от Line Design Studio. Совсем скоро откроется заведение с итальянской кухней Tutto Osteria и бар «Татьяна», а также случится возрождение клуба Universal.,

Научите быть успешными

— Мы работали по наитию, без бизнес-планов, — рассказывает Михаил. — Однажды мы с Сашей поехали на курс известного украинского архитектора Славы Балбека, которым вдохновляемся. Там познакомились с другими дизайнерами, и оказалось, что все работают так же, как и мы. Главное, что выяснили — нужно делать от общего к частному, создавать свой продукт.

По мнению команды Line Design Studio, в любой деятельности, будь то дизайн или другая сфера, нужно создавать проекты с любовью и с душой, верить в свою идею и не отступать от неё вне зависимости от трендов. Постоянное совершенствование своего видения и насмотренности поможет выработать авторский стиль, который заметят.

Line Design Studio существует с 2016 года. Знаковым проектом стал Nordic Spa, после которого о них заговорили. Создание общественных проектов дало отклик у аудитории.

— У команды Line Design Studio есть миссия, — делится Александр. — Мы хотим сделать Калининград ещё более прекрасным, удобным и ярким. И плоды этого труда уже видно. Наши идеологические ценности действительно работают., Franema, креативное агентство,

Давайте познакомимся

Franema придумали четверо друзей ещё во времена своего студенчества. Романа Вахитова попросили сделать ролик для университета, и тогда он познакомился с Александром Пусько, Константином Докучаевым и Арсением Заянчковским. Ребята нашли общий язык, сдружились и решили продолжать общее дело.

Проект развивался: снимали видео, брались за разные проекты. Как в любой творческой семье, между участниками проекта возникали споры и дискуссии. Сложно было делить творчество и коммерческую составляющую.

— Страшно было озвучивать цену за проекты, — делится Роман. — Мы не знали, как продавать себя, и столкнулись с тем, что нужно выбрать лидера.

Пройдя все сложности видеопродакшна, команда Franema выросла из четырёх человек до 24 специалистов разных направлений. Здесь есть режиссёры, операторы, продюсеры и сценаристы, специалисты по звуку, свету, графике; реквизиторы и художники – постановщики, дизайнеры разных направлений, стилисты и фотографы. И команда продолжает расширяться. Каждую пятницу в офисе Franema проходят открытые планёрки, на которые могут попасть все желающие. Там обсуждаются проекты и творчество, пути совершенствования и поиска новых подходов для создания продукта.

Несмотря на то, что не все основатели проекта остались в Калининграде, их общение и совместная работа продолжаются по сей день.,

Что они творят?

Franema — это объединение творческих людей со своим стилем и мнениями. Их работы вы могли наблюдать в соцсетях, на фестивалях и форумах. Например, команда Franema создавали ролики для Центра «Мой бизнес» и БФУ им. Иммануила Канта, лаунж-кафе «Другое место» и комплекса Nordic Spa.

— Franema — тот самый успешный продакшн, — рассказывает Роман Вахитов. — Да, мы не сразу стали узнаваемыми и по-настоящему успешными, но по-другому себя не хотели позиционировать.

Видеопродакшн Franema и их авторский креативный подход сейчас нельзя не заметить. Над этим ребята упорно и долго работали, ведь создать даже короткое видео, непохожее на другие, совсем не так просто, как кажется.

— На разработку концепции и подготовку к съёмке минутного ролика может уйти больше одного месяца, — делится Роман. — Мы тщательно выбираем локации, прописываем сценарии, стараемся работать с профессиональными актёрами.

В Franema есть и своя профессиональная этика. Творческие группы, работающие над разными проектами, не критикуют друг друга. Каждый занимается своей задачей, что помогает наладить весь процесс и избежать недопонимания.

Сейчас Franema готовятся к Международной выставке «Россия», которая пройдёт в Москве на ВДНХ. Команда видеопродакшена представит ролики про Калининград и область.

— Это очень значимый проект для нас, — рассказывает Роман. — Мы долго собирали материал для видео. Вставали в пять утра, чтобы снимать на рассвете города Калининградской области, и работали до самого заката. Но это того стоило.

Роман Вахитов поделился и наполеоновскими планами креативного агентства Franema.

— Мы хотим войти в культурный код Калининграда. Чтобы при упоминания города, среди ассоциаций с морем и янтарём была Franema. Да, цели масштабные, и мы к ним стремимся.,

Научите быть успешными

Зарабатывать на своих проектах получается не сразу. Важно набираться опыта и быть как можно коммуникабельнее. Роман Вахитов, руководитель Franema, начинал с игры в КВН и работы ведущим.

— Это помогло мне стать открытым и коммуникабельным, — рассказывает Роман. — А ещё юмор очень помогает расположить к себе людей. Стоит удачно пошутить — и напряжённость в общении с заказчиком пропадает, разговаривать становится проще.

Роман уверен: чтобы составить достойную конкуренцию, нужно уметь выделяться. Не бояться продвигать свои идеи и подходы, быть собой. Даже если что-то уже придумано, всё можно наделить своим смыслом и концепциями, и тогда проект заиграет по-новому., Trip Neobistro,

Давайте познакомимся

Trip Neobistro — проект трёх друзей из Санкт-Петербурга. Сооснователей Андрея Шайхутдинова и Игоря Сергеева несколько лет назад сблизила гастрономия. На дне рождения Андрея появилась идея открыть своё заведение. И завертелось: сначала случился переезд в Калининград, а затем и создание Trip Neobistro.

— Мы написали около 100 названий, — рассказывает Андрей. — Первым вариантом был Trip, его отмели почти сразу. Но в итоге после долгих рассуждений и дискуссий всё-таки вернулись к первой мысли.

Гостями Trip Neobistro стали люди, интересующиеся гастрономией и желающие узнать что-то новое об этой субкультуре. Но при этом заведение и его идея не превращались в слишком сложные концепции, не уходили в молекулярную кухню.

Важная часть Trip — это команда. Именно она знакомит гостей с концепцией заведения и рассказывает про блюда. Собрать профессиональный коллектив было довольно сложно, так как работники не совсем понимали, куда они приходят. Но свои сотрудники всё равно нашлись и помогли организовать весь процесс.

Сейчас у Trip происходит много коллабораций. Самой яркой для Андрея стало празднование его дня рождения. В день праздника Trip Neobistro объединился с арт-пространством ZARYA. Также проходили совместные креативные проекты с Napoli, тату-студией Molotov, салоном красоты Spa.sibo и брендом одежды и белья Morely.

Совсем скоро появится второй проект от создателей Trip Neobistro. Это модный бар «Татьяна», открытый для драйва и экспериментов.,

Что они творят?

Trip Neobistro — нестандартное, необычное заведение. Посетительница даже сравнила его с нетривиальным Mini Cooper. А ещё Trip называют себя «очередным модным местом».

— Это началось с шутки. На первых порах я много работал в зале заведения и слышал разные комментарии гостей о Trip, — рассказывает Андрей. — Кто-то сказал, что мы «очередное модное место», хотя на тот момент в городе почти не было таких заведений. Мне показалось это очень смешным, и мы с ребятами решили сделать из этой фразы вывеску. Смотрелось круто, все её фотографировали.

В Trip Neobistro блюда подаются гастрономично: они сытные, но при этом интересные, в них всегда есть что-то особенное. Здесь не получится «просто поесть», у каждой позиции своя история и концепция.

— Очень часто у Игоря появляются сумасшедшие идеи, уходящие в крайность, — смеётся Андрей. — Но за столом переговоров мы переводим её в реализуемый масштаб.

Большое внимание уделяется и деталям. Например, в первом интервью «Балтийскому Бродвею» команда Trip Neobistro рассказывала историю про сложный выбор чайников.

— Если начать игнорировать детали в любом ремесле, то можно начать игнорировать всё, — рассказывает Игорь. — Из деталей складывается концепция. Если мы будем игнорировать чайники, то дальше забудем про столы, стулья и всё… конец.

В меню Trip постоянно появляются новые позиции. По мнению Андрея и Игоря, даже если всё уже придумано, всегда можно привнести свои смыслы. Для этого важно развивать насмотренность и пробовать создавать, ориентируясь на себя.,

Научите быть успешными

— Три года назад, когда мы открылись, конкуренции ещё не было, — делится Андрей. — Сейчас появилось много новых достойных заведений и конкуренция ощущается. Но главное — продолжать делать то, что ты умеешь делать хорошо.

Ребята советуют продолжать искать и вдохновляться. Также важно прислушиваться к персоналу. Они чаще бывают в контакте с гостями и понимают отклик, запросы. Это помогает оставаться на плаву. Команда Trip Neobistro советует не бояться возникающих рамок и ограничений. Они помогают придумывать ещё более необычные, яркие идеи и дают возможность развиваться., Резаниум, центр коммуникации, образования и работы для IT- и креативных индустрий,

Давайте познакомимся

«Резаниум» — это масштабное пространство, которое включает в себя несколько проектов. Здесь есть коворкинг и галерея, стартапы и отдел IT. Пространство располагается в начале улицы Шиллера.

Здание построили ещё в Кёнигсберге на деньги профессора Людвикаса Реза. Все свои средства учёный завещал на строение «Резаниума» — интерната для одарённых детей, которые хотели учиться, но не могли себе этого позволить. Здесь были общежития, кабинеты и залы.

Роман Стручков, руководитель проекта, приобрёл «Резаниум» и, познакомившись с его историей, начал создавать центр с технологическими проектами. Вместе с Кристиной Черёмушкиной и Антоном Бессоновым открыли «Резаниум» в январе 2020 года.

— Я решил сделать центр, в котором любой человек с идеей и желанием менять мир может встретить единомышленников и получить поддержку, — рассказывает Роман. — Мы с командой начали проектировать дизайн, концепцию пространства для развития. «Резаниум» — это не просто коворкинг, в нём гораздо больше смыслов.

Когда стало понятно, что у пространства есть много возможностей, пришла идея объединиться с Натальей Степанюк и галереей современного искусства. Вскоре после открытия к «Резаниуму» присоединился ARTGART. К моменту запуска удалось собрать сильную и мотивированную команду. А небольшой Калининград, в котором все так или иначе знакомы, помог найти интересных людей и авторов и создать креативную синергию.,

Что они творят?

В «Резаниуме» особый вайб. Здесь люди могут общаться, работать и знакомиться, окружённые современным искусством. В пространстве можно выбрать книгу для чтения или пройтись по галерее, рассматривая работы современных художников.

— Я считаю, что атмосферу делают люди, — делится Роман. — Мы лично знакомимся со всеми и, если наши ценности совпадают, приглашаем креатора стать нашим резидентом.

В ARTGART представлены работы художников со всей России. Были также выставки проектов из Гонконга и Берлина. Но ключевыми и постоянными авторами остаются калининградские креаторы.

Здесь круглый год проходят творческие выставки. Главными темами становятся актуальные, волнующие проблемы. У каждой экспозиции есть свой куратор, который продумывает концепцию, выбирает и приглашает художников. На этих выставках можно лично познакомиться с авторами творческих работ и обсудить увиденное.,

Научите быть успешными

По мнению Романа, в условиях конкуренции очень важно продолжать своё дело и не замыкаться на себе. Для каждого проекта существуют уникальные пути развития, требующие много времени, сил и ресурсов. Развить все компетенции самостоятельно — очень сложная задача, поэтому автору всегда нужна команда и поддержка, менторская или дружеская. И, конечно, желание творить.

— К сожалению, только на таланте невозможно построить успешную работу. Он обязательно должен быть подкреплён трудолюбием и мотивацией, — считает Роман.

Возможно, всё новое уже действительно придумано. Но сейчас всё необходимое для развития уникальности — доступно. Стоит развивать насмотренность и уметь совмещать разные сферы. С этим креаторам может помочь книга Остина Клеона «Кради как художник».

— Я считаю, что надо пробовать, — говорит Роман. — Если разобрать продукт на части, то каждая из них не уникальна. Но если соединить их вместе, получится что-то необычное.

Также важно ценить свой труд и себя. Если автору как главному критику нравится своя работа, то она может понравиться и другим людям. Главное — быть с публикой в контакте, рассказывать им о своём творчестве. Чтобы проект не стал тяжёлым грузом на плечах, важно его обсуждать, прислушиваться к мнению людей. И вовремя отпустить, если идея себя изжила.

— Создавать — это не только работа с формами, технологиями или смыслами. Люди любят людей, — делится Роман. — Им хочется понять, что спрятано в работе художника или предпринимателя, какие эмоции и переживания вложены в предмет искусства или бизнес-проект. Нельзя забывать о терпении и человечности, и тогда всё получится., Александр Хилько, аудиодизайнер,

Давайте познакомимся

Александр Хилько интересовался электронной музыкой ещё в студенческие годы. Его путь начался с диджеинга. Дебютом стало выступление в светлогорском клубе «Макс» под псевдонимом DJ Mars. За дебютным диджей-сетом последовали выступления по России, а потом музыкант отправился покорять Европу. Диджеинг стал приносить достойный доход и подарил возможность увидеть мир.

— Мне часто вспоминается эпизод из студенческих лет, — рассказывает Александр. — Во время самостоятельной работы на занятиях по английскому языку я предпочитал слушать свой плеер, в котором играли записи радиошоу Энни Найтингейл. Мечтал о том, чтобы она включила мои композиции и сказала «DJ Mars live on BBC Radio 1»*. В 2008 году мечта осуществилась — я выступил на этом радиошоу и ведущая произнесла заветные слова.

Гастроли и выступления становились однообразными и физически изнуряющими, но интерес к изучению других музыкальных направлений только рос. Тогда Александр решил погрузиться в мир игрового звука.

— Оказалось, что меня ждёт множество новых навыков и знаний: от особенностей работы игровых движков до создания интерактивных звуковых систем, — делится Александр. — Именно эта многогранность профессии и новые вызовы, наверное, стали причиной, по которой у меня не случился кризис среднего возраста.

*«DJ Mars в прямом эфире на BBC Radio 1»

,

Что он творит?

Сейчас Александр Хилько — аудиодизайнер. Именно он заставляет компьютерную игру звучать. Все выстрелы, грохот, звуки природы и магии, музыка, в том числе оркестровая, правильная последовательность воспроизведения звуков и мелодий — дело рук аудиодизайнера.

Первым опытом в игровой индустрии стало написание четырёх композиций для игры Alkonah, 3D-приключения от третьего лица. Пусть задание не оплачивалось, за ним последовали платные проекты для игровой студии Red Machine Games. В 2018 году Александру предложили стать саунд-дизайнером в минской студии Wargaming, разрабатывающей World of Tanks. Этот проект стал настоящим трамплином для профессионального роста.

Отечественная школа саунд-дизайна на тот момент не имела структуры, поэтому Александр создавал базу знаний о звуке и собирал всё в единую систему, которой сейчас пользуются саунд-дизайнеры. В 2012 году он открыл школу звука XSSR Academy, выпускники которой работают в ведущих отечественных игровых студиях.

Не забыл Александр и про Калининград. На игровой конференции PLAYPORT в клубе «Вагонка» он познакомился с Креспективой, с чего и началось их сотрудничество. А в 2023 году на фестивале его коллеги организовали лекцию-концерт, где рассказывали об интерактивной музыке в сопровождении оркестра.,

Научите быть успешными

В саунд-дизайне, как и в других индустриях, большую роль играет портфолио креатора. Можно начать с переозвучки фрагментов игр, участвовать в геймджемах и не пренебрегать подходящими вакансиями. Хорошее портфолио позволит получить обратную связь, а наработки и опыт покажут уровень профессионализма.

Чаще всего перед саунд-дизайнером стоит конкретная задача по созданию уникального звука. Здесь начинается процесс поиска подходящих элементов. Вдохновением может стать сама история, для которой подбирается звуковой дизайн, или эмоции.

— Несколько лет назад, проходя игру Doom Eternal, я был поражен сочетанием агрессивных гитар и звуков выстрелов, — делится Александр. — Это безудержное веселье я хотел передать и в World of Tanks в режиме «Мирный: Надежда», особенно в сцене битвы с танком-боссом. Я хотел, чтобы игроки испытали те же эмоции, что и я в Doom Eternal.

Несмотря на наличие любимых методов в работе или авторский взгляд, каждый проект требует уникального подхода и использования разных звуковых систем. У Александра все проекты между собой объединяет его детальный подход к разработке и искренняя любовь к звуку.

— Моя главная миссия — сделать мир игр звучащим качественно и уникально. Хочу, чтобы саунд-дизайнеры нашей страны устанавливали мировые стандарты и тренды в игровой индустрии, — делится Александр. — Мечтаю о том дне, когда игроки со всего мира будут говорить с восхищением: «О! Звук в этой игре – это русская школа саунд-дизайна».

Фото: Кирилл Ильичев, Даня Мирвода @mirvoda.shoot, Анастасия Ткачёва, из архива героев