Войти в почту

Жить играючи: как вернуть современным детям свободную игру

С тех пор, как цифровые технологии ворвались в детство маленьких горожан, вызволить их из плена планшетов и телефонов стало особой миссией как для родителей, так и для организаторов городских пространств. Конечно, хорошие детские площадки не пустуют, но какое именно игровое пространство будет интереснее, чем виртуальная реальность – вот в чем вопрос. Психолог-урбанист архитектурного бюро АФА Мария Соколова рассказала РИА Недвижимость, как вернуть современным детям свободу игры и возможность взаимодействия с окружающим пространством.

Дефицит интерактивности

Современные жилые и общественные территории предлагают жителям действительно качественные детские игровые пространства – плейхабы, детские площадки, игровые клубы, комнаты, зоны в парках. Но если проводить сравнение с мировым опытом, то в России гораздо больше игровых зон именно развлекательного типа. При этом можно отметить дефицит качественных интерактивных музеев и образовательных площадок, арт-лабораторий и мастерских, созданных с учетом понимания, как развивается и учится ребенок.

Большинство отечественных музеев и арт-площадок до сих пор выглядят как "витрины", на которые можно смотреть, но с которыми сложно взаимодействовать. А ведь критерий интерактивности – ключевой, и у нас он пока еще находится в дефиците.

Дети очень активны и любопытны, им важна возможность взаимодействия с игровой средой: обязательно нужно потрогать, нажать, покрутить, покрасить, изменить форму, цвет, размер, создать что-то свое, чтобы понять, как устроен мир вокруг.

Когда эта потребность ребенка не учитываются, возникает следующий ряд вопросов: "Почему дети быстро теряют интерес к обычным детским площадкам?", "Важен ли дизайн, нужны ли яркие цвета на площадке?", "Почему детям скучно в обычных музеях, и куда нужно ходить и смотреть?".

Детям скучно там, где они не могут двигаться, исследовать, творить, преобразовывать мир вокруг себя. Значит им нужны такие пространства, где эти сценарии заложены как возможные и как необходимые, именно такие игровые среды всегда будут востребованы.

Отмирание культуры игры

Понимание особенности развития ребенка, а также анализ мировых успешных практик в области архитектуры и дизайна для детей позволили определить некую "формулу" успешного проекта игровой среды. В ее основе лежит принцип свободной игры.

Игра – базовая потребность человека, и взрослого и ребенка, это то, что приносит радость и дает возможность общаться, развиваться.

Большинство современных родителей с радостью вспоминают свое детство, в котором было мало качественных игровых сред, но зато масса свободного времени, заброшенные стройки, возможность передвижения, общения, риска, экспериментов. Начиная со школы, дети могли гулять на улице сами, играть часами, в условиях дефицита качественной игровой среды придумывать игры, что давало огромный опыт развития самостоятельности, ответственности и творчества.

Современным детям свободная игра и свободное время особенно необходимы. Тренды раннего развития и интенсивного обучения вытесняют игру из жизни детей. А обилие жестко структурированных занятий, плотного расписания снижают возможности для творчества.

Прогулка под присмотром взрослых, большие расстояния, часы, проведенные в дороге, в машине и сидячие виды деятельности приводят к гиподинамии, дефициту движения, жизненно необходимого детям в раннем детстве. Отдельная проблема – это огромное количество времени, которое дети проводят, глядя в экраны своих смартфонов и планшетов.

Важность свободной игры для детей сложно переоценить, в особенности для дошкольников. Она развивает не только творческие способности, а также зрительное, слуховое и пространственное восприятие, помогает приобретать коммуникативные и речевые навыки, способствует развитию стратегического планирования и, конечно, самостоятельности. То есть помогает обеспечить и психический, и физиологический рост ребенка.

Наблюдается дефицит и свободного общения детей, в том числе в разновозрастных игровых коллективах, где они могли бы активно создавать свою субкультуру и обмениваться опытом. Все это приводит к отмиранию культуры игры и лишает детей возможности самостоятельного и органичного развития своих способностей.

Возвращаем детству свободу

Создание игровой среды – это возвращение детям возможности свободной игры, условий для возрождения игровой культуры детства.

Безопасность

Среди первых требований к детскому пространству родители называют безопасность детской площадки. Машины не ездят, чужим вход запрещен, во дворе камеры и всегда кто-то из взрослых с малышами – в результате дети старше семи-восьми лет могут играть во дворе сами в течение дня.

Это дает детям возможность длительной свободной игры, гибкости в выборе партнеров и команды для игр, свободного движения и исследования пространства, ответственности, принятия решений и планирования.

Использование природных материалов

Использование в игровых пространствах натуральных материалов важно не только с точки зрения экологии и близости к природе, это огромный потенциал для игры, обычно недооцененный современными застройщиками. Современный тренд на пластиковое оборудование и резиновое покрытие, произведенное из использованных покрышек и клея (к тому же, содержащее фенол-формальдегиды), лишает детей возможности взаимодействовать с натуральными материалами.

Дети очень активно играют с песком, галькой и водой. Листики, шишки, веточки во все времена используются как предметы-заместители – нарвал листиков-денег – и вот ты богат, можно открывать магазин и продавать драгоценности-шишки или желуди. Это те материалы, которые помогают ребенку развивать фантазию, преобразовывать пространство, чувствовать себя активным, пробовать и творить.

Естественные материалы нужны не только для контакта с природой, но и для наблюдения за тем, как все живое меняется. Например, дерево трескается, стареет, меняет цвет. Оно по-прежнему выполняет свои функции, не теряет стабильности. Такая трансформация, в том числе, может инициировать игру, когда с трещинами в дереве развивается игровой сюжет: в них появляются камешки, вставляются цветочки, и это уже может быть не просто дерево, а "прилавок в магазине" или "столик в ресторане".

Важно, чтобы место игры детей было наполнено живой природой, которая постоянно находится в процессе естественной трансформации. Так, взаимодействие с песком и водой развивает, в том числе, и социальные навыки, поскольку дети и родители активно вовлекают друг друга в игру, создавая команды, ставя перед собой различные цели и выполняя их совместно.

Игровое оборудование нейтральных цветов

Посетители площадок привыкли к ярким цветам, однако, это скорее обозначение принадлежности к детскому формату, нежели необходимость для игры. Современный тренд – использование цвета на площадке только там, где он добавляет элементы игры. Например, для малышей, которые только учатся распознавать цвета, это могут быть игры, где нужно определить цвет или найти похожий, для детей постарше – цвета в оборудовании означают деление на команды. Цветное окошко на горке, к примеру, добавляет интерес игре: посмотрел и увидел мир в красном цвете или в желтом. Это может дать начало игре в путешествие в другой мир, исследованиям цвета и света. В остальном мы с коллегами стремимся к отказу от "зрительного шума", в том числе от переизбытка не несущих функциональной нагрузки ярких цветов.

Цветовому выделению всегда можно найти альтернативу, предлагая разные материалы, фактуры и формы.

Абстрактные, не тематические, детские площадки

Детская площадка должна расти вместе с ребенком и быть ему интересна в любом возрасте, создавая возможности для разных видов игр. Навязчивая буквальная тематизация, например, драконы или ракеты любимы многими детьми, но в целом, они ограничивает детское воображение. Такие "ракеты" диктуют ограниченный круг игровых сценариев и достаточно быстро надоедают.

Если подобная детская площадка находится на придомовой территории, то на протяжении десяти лет ребенок вынужден играть в космонавта, а он, к примеру, хочет побыть пиратом или рыцарем. Если в городском парке сделать тематическую игровую зону, то она с большой долей вероятности будет иметь wow-эффект.

Например, на одной из наших площадок в парке стоит огромный корабль, который приковывает внимание детей всех возрастов. Однако частота посещения площадки в парке значительно меньше, чем во дворе, и сюда приходят поиграть именно в корабль, поэтому такой игровой объект-лэндмарк прекрасно подходит для паркового пространства.

На территории, которую дети посещают постоянно, должны появляться объекты довольно абстрактные, чтобы превращаться в детском воображении во что угодно. Умеренная тематизация площадки оставляет возможность домыслить, представить, придумать любой игровой сюжет, тем самым расширяя типологию игр для детей с разными интересами.

В одном нашем проекте придомовой территории игровое пространство получило название в честь похожей на маяк конструкции с открывающимся через телескоп видом на реку. В ходе игры она может стать и замком, и домиком на дереве, и космическим кораблем.

Малые формы как вариант интерактива

Раньше в СССР были популярны разные фигуры на детских площадках, например, бетонные герои сказок и мультфильмов, которые можно найти в пригородах и небольших городах страны.

Современные материалы и качественное образование дизайнеров и архитекторов позволяют делать игровые скульптуры, которые обладают как художественной, так и высокой игровой ценностью. И дети разных возрастов могут осуществлять с ними самые разные игровые задумки. Например, такая игровая скульптура может быть одновременно и домиком, и игровым персонажем, местом для лазания или подвижных игр, фото-точкой и отличительной особенностью района.

Вовлечение в игру взрослых

Свободная игра ребенка предполагает не только самостоятельную игру со сверстниками. Взаимодействие со взрослым в значительной степени расширяет горизонты в плане возможных игровых сценариев.

Проектируя площадку, важно помнить, что ребенок чаще всего приходит туда вместе с родителями, поэтому нужно учитывать и их потребности: защита от непогоды или яркого солнца, места для отдыха с навесами, хороший пешеходный доступ, в частности для мам с колясками, возможно, места для работы со столами, оборудованными устройствами для подзарядки. Ведь если родителям комфортно здесь находиться, то и продолжительность игры ребенка будет увеличиваться.

Однако на детской площадке важно не только создать комфортные условия для родителей, но и вовлечь их в игру – это можно сделать, установив оборудование для командной игры. Вовлечение взрослых важно для тесного контакта с детьми, который может быть не очень частым, так как родители на работе, а дети в школе или в детском саду, поэтому встречаться получается лишь вечером или ранним утром.

Причем, контакт этот будет происходить на фоне игры – увлекающей обоих деятельности, которая не только развивает ребенка, но и дарит приятные впечатления и воспоминания. Например, зона экспериментов "Морское дно" в Парке Горького – система деревянных каналов с колонкой, экскаваторы и море песка. Это пространство для знакомств и совместного творчества. Здесь часто можно наблюдать, как дети учатся договариваться, создавая общий "проект" каналов, мостов и дамб. Именно на подобных площадках для экспериментов в игру вовлекаются взрослые, которым интересны сложные механизмы колонок и экскаваторов.

Пространство для всех возрастов

Игровое пространство не только должно отвечать индивидуальным запросам детей, но и удовлетворять их возрастные потребности. В разные периоды детская психика особенно восприимчива к формированию тех или иных навыков и видов поведения. Важно создать условия для их развития.

Например, в одном проекте игрового клуба – двухуровневом всесезонном игровом пространстве – мы предусмотрели четыре игровые комнаты для детей разных возрастов с учетом их потребностей на данном этапе. Для малышей до 3 лет акцент сделан на тактильные игры и сенсорику, а для подростков уже более взрослые опции – места для общения, пространство для пинг-понга, столы для настольных игр и творчества.