Искусства свет из подземелья, или Тайны ростовских переходов
Ростовская область, 31 августа 2022. DON24.RU. Подземные переходы для ростовчан – предмет особой гордости. Не все, только пять. Мозаичные. В центральной части. После каждого остается ощущение путешествия во времени и улыбка, даже если изнутри. Время расставит все на свои места – это высказывание как нельзя лучше иллюстрирует судьбу порталов. Одной идеи одеть подземные переходы, кстати одни из первых в большой советской стране, в мозаичные полотна, оказалось мало. Понадобились горячие сердца и золотые руки ростовских энтузиастов. В 1969–1970 годах подземные переходы строили лишь в столицах – Москве и Ленинграде. В Ростове-на-Дону задача была поставлена «Мостоотряду № 10». С идеей сделать их уникальными и украсить мозаикой выступил строитель по профессии и художник по призванию Юрий Лабинцев. И сумел-таки искрой своего энтузиазма зажечь сердца коллег. Начальнику мостоотряда Георгию Ивановичу Былло идея, как сказали бы сейчас, «зашла на ура». И, как рассказывает историк Александр Кожин, заказ был отправлен в мощную на тот момент организацию, с корнями из 1930-х годов – Союз художников. Авторитетные и заслуженные люди напряглись, посчитали и выставили сумму, изумившую даже директора мостоотряда. Деньги были неподъемные, но Георгий Иванович сдаваться не собирался. – Я своими силами это сделаю, – сказал директор. – Как своими силами? – в свою очередь удивились заслуженные художники. – Да, есть у меня мастера... Бригада из семи молодых специалистов по керамике под руководством Юрия Лабинцева за идею взялась основательно. Полету фантазии никто не мешал. Работа спорилась. Компьютерного моделирования в те далекие 1970-е не было в природе, керамические картины ручной работы требовали особой кропотливости, но трудности не пугали.. Рисунок наносили на чешскую плитку. Красили, обжигали, вырезали. Архитектор Салават Самокаев вспоминает, как, будучи студентом архитектурного института, проходил практику, рисуя для бригады Лабинцева эскизы. «Юрий Николаевич что-то поручал, что-то брал из журналов, самостоятельно все компилировал, переносил на кальку. Детали ему прорисовывали, но Лабинцев сам выкладывал рисунок на стенах, не доверяя это никому. Он был настоящий народный художник, все делал интуитивно», – говорит архитектор. Процесс создания полотен в переходе занимал около года. Каждый получился своеобразным временным порталом: в эпоху светского детства, передовиков производства Ростова 1970–1980-х, покорения космоса, а еще боев Великой Отечественной и участников Гражданской, героев «Тихого Дона» Михаила Шолохова. Эпические сцены чередуются с жанровыми, сказочные и литературные персонажи соседствуют с современниками художников, видами Ростова 1970–1980-х годов. Это как учебник истории, только из мозаики. К примеру, в переходе на Центральном рынке представлена карта-навигация, запечатлены автобусы и трамваи того времени и выход к остановке транспорта, идущего к новому тогда Западному жилому массиву. И отдых на гребном канале, и вид на прежний Ворошиловский мост. У этого перехода шесть выходов, и у каждого своя тематика панно. Наверняка есть ростовчане, которые могут вспомнить и назвать все сюжеты. Фото: Виктория Корнеева / АО «Дон-медиа» / don24.ru А потом в стране случилась перестройка, слом и смена экономических формаций. Переходы заросли ларьками почти на два десятка лет. Лишь убрав сор, прихорашивая город перед чемпионатом мира по футболу, снова начали открывать доступ к керамическим картинам. Процесс шел непросто, последние из закрытых ларьками три мозаики жители и гости донской столицы увидели лишь в апреле 2021 года после решения суда о сносе объектов подземной торговли. Искусства свет и в подземелье одержал победу. И горожане снова окунулись в мир счастливого детства. Переход на Ворошиловском и Большой Садовой оформляли в 1979-м, который был объявлен Годом ребенка. Отсюда и сюжеты: выписка из роддома, прогулка молодых родителей с младенцем, игра в снежки и снеговик в детсаду, посвящение в пионеры, решение задачки у доски и школьный выпускной «Здравствуй, новая взрослая жизнь!» В 2016 году панно на Ворошиловском пережили еще одно приключение. Их отреставрировали. Но при этом задумка цветовых переходов была утеряна. «Вместо византийского стиля был навязан скандинавский. Важно сохранить главный принцип реставрации – аутентичность декора и материала; пусть плитка будет новая, но такая же», – считает архитектор Самокаев. Открыв для себя керамические полотна заново, ростовчане увидели их по-новому и инициировали признание их объектами культурного наследия. «В 1970-е относились к оформлению переходов как к причуде. Если бы спросили искусствоведов старого времени, то было бы сказано, что все это кич, что все не так и настоящие художники сделали бы все иначе, – рассказывает Александр Кожин. – Но изюминка как раз в том, что именно Юрий Лабинцев со своими коллегами создал то, что стало визитной карточкой любимого города. Они – настоящие энтузиасты. Они не были заслуженными. Они это делали от души. Это самое настоящее народное творчество». Кстати, по переходам Ростова-на-Дону сегодня устраивают экскурсии и им посвящены статьи в энциклопедиях. Должно было пройти немало лет, чтобы люди могли понять их ценность. Как у Есенина: «Большое видится на расстоянье». Время все расставило на свои места. Пять центральных переходов: проспект Кировский и Большая Садовая, переулок Университетский и Большая Садовая, проспект Ворошиловский и Большая Садовая, проспект Буденовский и большая Садовая, проспект Буденовский и Московская - Центральный рынок. Материал подготовлен в рамках рубрики «85 интересных фактов о Ростовской области» проекта «Дон-медиа», посвященного юбилею региона. Редакции, входящие в состав холдинга, готовят цикл очерков, видео-и радиоматериалов об интересных, удивительных и даже загадочных фактах из жизни Дона.