Шаламе по-русски: почему нужно посмотреть подростковую комедию «Страна Саша»
Школа закончилась, экзамены позади
—
впереди остаток лета, а потом
—
взрослая жизнь. Режиссер Юлия Трофимова в своем фильме «Страна Саша» показала всю магию летних приморских ночей, буйство мыслей и бабочек в животе
—
куда без первой любви?
В России, конечно, пытались снимать фильмы о подростках и для подростков. Но всегда в них было нечто неестественное, далекое от жизни. Что-то в духе нашумевшей «Эйфории», когда подростков изображают в экзальтированном виде с наркотиками, алкоголем и сигаретой в руках, для которых взрослая жизнь — это беспорядочный секс и одновременно мечта о любви на всю жизнь. Но какие же современные российские подростки на самом деле? Закончив школу и отстрелявшись на последних экзаменах, им предстоит выбрать будущую профессию и поступить в университет
. Потерянные, под гнетом социальной ответственности — они просто хотят жить, наслаждаться молодостью, искать себя, гулять по городским улочкам и влюбляться. Когда, если не сейчас?
Именно этот период между двумя жизненными этапами показала режиссер Юлия Трофимова в своем дебютном полнометражном фильме «Страна Саша». Саша — простой подросток, живущий в типичном приморском городке на юге России. Еще вчера он гулял на выпускном, а сегодня уже нужно подавать документы в вуз. Да только взрослеть парнишка еще не готов. К своим 17 он еще ни с кем не «замутил», зато понял, что любит рисовать. Вместе с другом он расписывает остановки психоделическими рыбками-граффити, болтается по городу и смотрит на море. Ни о каких документах речи не идет. Взрослеть Саша не хочет, да и зачем, если все взрослые вокруг — одна скукотища и неудача.
Мама выглядит немногим старшего него, пьет с подружками вино и просит сына поступить в универ только потому, что так положено — чтобы не болтался.
Дядя, с которым Саша рыбачит, занудно продвигает свои сомнительные принципы. Старший друг меняет девушек как перчатки, но сам придерживается идеи авторитарного патриархата. И тут в жизни Саши появляется Женя. Они знакомятся в очереди к психиатру, которого, кстати, подростки наших дней не избегают.
На этом моменте в фильме начинается невероятная нежность первой настоящей влюбленности, наивности, доброты.
Картину Юлии Трофимовой действительно хочется смотреть
. Во-первых, она атмосферная.
Типичный российский маленький городок тут показан уютным и чистым, а все жители как будто друзья. Над городскими улочками сменяются закаты и рассветы, а первая любовь не проходит, и хочется, чтобы это длилось вечно — как и у всех нас в том волшебном возрасте на рубеже совершеннолетия. А вообще, по своему настроению фильм чем-то напоминает «Назови меня своим именем» с Тимоти Шаламе в главной роли. И даже внешние параллели с героем Сашей прослеживаются.
Во-вторых, в картине сыграли замечательные юные актеры, которые еще не замылили глаз и не разучились показывать живые непосредственные эмоции
. В Марию Мацель мы влюбились еще в «Перевале Дятлова», а Марк Эйдельштейн только что заявил о себе в сериале «Смычок», где тоже сыграл молодого человека с большими талантами. На такие свежие и веселые лица, обдуваемые морским ветром, действительно хочется смотреть — особенно в августовскую жару. Режиссер хотела показать, как растут нынешние дети тех, у кого юность пришлась на девяностые. Многие дети 2000-х выросли без отцов и с морем комплексов. Зато теперь они пытаются не повторить ошибок родителей и честно ответить себе на вопрос, чего же они хотят сами. Эта свобода выбора, свобода духа, наивность и страх перед будущим — вот почему фильм обязательно нужно посмотреть, и неважно, сколько вам лет.