Креативная экономика - не скоротечная мода, а крайняя необходимость
Об этом рассказала директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP, кандидат юридических наук, доцент Екатерина Чуковская в ходе вебинара «Творческие индустрии как объект правового воздействия». Выступление прошло в рамках практикума «Право креативных индустрий», организованного Legal Academy совместно с Digital IP.
«Культурные индустрии считаются плавильным котлом экономики, культуры и социальной политики. Одним из толчков для их развития в свое время послужила “глокализация” – процесс глобализации, с одной стороны, и локализации – с другой. На фоне таких событий, как создание Всемирной торговой организации, стало очень ценно, что отличает один регион от другого. Причем процесс коснулся не только стран целиком, но и даже отдельных территорий – например, деревень, в которых варят определенный сыр или расписывают подносы», – пояснила эксперт.
В нашей стране делаются лишь первые шаги по поддержке креативных индустрий; традиции и структура законодательства не позволяют быстро преодолеть ведомственные границы, ведь к этим сферам нормативно отнесены не только культурные практики, но и медиа, программное обеспечение, обработка данных, блогинг, реклама.
В российском праве это понятие впервые появилось в 2014 году в утвержденных Указом Президента России Основах государственной культурной политики. Позже, в 2019 году о творческих (креативных) индустриях было упомянуто в Стратегии пространственного развития до 2025 года, а концепция их развития и механизмов их государственной поддержки утверждена Правительством совсем недавно – 20 сентября 2021 года.
На вопрос участников вебинара, не приведет ли такое внимание со стороны государства к чрезмерной зарегулированности творческого бизнеса, Екатерина Чуковская отметила, что «законодателям нужно найти баланс между установлением режима наибольшего благоприятствования для создателей и обеспечением интересов потребителей креативного продукта, используя весь спектр методов правового воздействия».