«Игра про героинового барыгу может воспевать любовь к Родине, а про разведчика — вызывать только отторжение»

Депутат Александр Хинштейн предложил отечественным программистам получить гранты от Института развития интернета на создание патриотических игр. Некоторые разработчики готовы откликнуться на предложение, но национальные ценности они видят совсем по-другому — не в «ракетах под хохлому», а в создании качественного продукта. Игроделы также обвинили институт в непрозрачности конкурса. Депутат Олег Матвейчев обещает, что российский игропром скоро сможет создать своего «Ведьмака», но для начала чиновникам и разработчикам нужно сесть за стол переговоров. И Дума готова им в этом помочь.

«Игра про героинового барыгу может воспевать любовь к Родине, а про разведчика — вызывать только отторжение»
© Daily Storm

Нам нужна российская игра уровня «Ведьмака» 

Депутат Госдумы Александр Хинштейн заявил, что через видеоигры нужно продвигать патриотизм. Чтобы в РФ могли создать конкурентов западным Mortal Kombat и Call of Duty, государству необходимо поддержать игропром. Игры будут транслировать идеи любви к своей истории у подрастающего поколения. Хинштейн считает, что разработчикам должны помочь профильные организации, например, Институт развития интернета (ИРИ) со своим конкурсом на создание национального контента. 

В пресс-службе ИРИ сообщили Daily Storm, что для грантов на видеоигры нет какого-то ограничения бюджета, но они должны быть разумными. Там понимают, что компьютерные игры стоят много. В 2022 году бюджет на все проекты института составит 15 миллиардов. Сколько из этого будет выделено на игры — будет зависеть от количества заявок. В этом году, если позволит эпидемиологическая обстановка, будет проведен питчинг проектов вместе с представителями отрасли.

Победившие проекты смогут получать поддержку вплоть до 2024 года, чтобы игроделы не были сжаты малыми сроками. Сократилось и время рассмотрения заявки на участие в конкурсе. 

В ИРИ также объяснили, как будет проходить отбор победителей среди патриотических видеоигр. 

«Важно чтобы проект был хороший. Нормальная графика, сценарий и т.д. Не просто чтобы отчитаться перед государством, что проект сделан. Смотрят на бизнес-план, смету, бюджет, на соответствие тематическим линиям. Насколько смыслы, отраженные в национальных идеях, присутствуют в игре. И это должен быть успешный коммерческий продукт. Конечно, важен и бренд. Если есть проекты команд, которые известны в индустрии, то шансы повышаются», — рассказал изданию представитель ИРИ. 

Ключевой этап отбора — независимая экспертиза. Она проводится компетентными людьми из сферы разработки видеоигр. Они выставляют баллы, и если игра набирает необходимое количество, то проходит дальше в конкурсный комитет. Имена экспертов или организации, которые они представляют, в ИРИ отказались называть. Это связано с возможным давлением на экспертов, которое может возникнуть на конкурсе. 

Daily Storm не удалось связаться с кем-то из разработчиков игр, победивших на прошлом конкурсе. Никакой информации о студиях и даже самих представленных играх в интернете нет. В ИРИ не могут разглашать такие детали. Отсутствие информации они объясняют тем, что проекты находятся в разработке, поэтому рано пока демонстрировать их в медиапространстве. 

Мнения знатоков

На роль проводника российской культуры в массы вполне могла бы подойти компания Wargaming, создавшая популярную в России и мире World of Tanks. Их продукцию часто ставят в пример как «наш» ответ западному игропрому. Но Wargaming — белорусская компания. Тем не менее у нее есть «дочка» в Петербурге и представительство в Москве — «Wargaming Россия». Однако фирма не собирается участвовать в российских конкурсах. И дело тут даже не в том, что компания зарегистрирована не в России. Об этом Daily Storm сообщил креативный директор и основатель российской «Партии прямой демократии» Вячеслав Макаров. 

«Это не юридический момент, все немножко проще. Мы занимаемся онлайн-играми, и они подразумевают некое противостояние разной техники разных наций. Мы не можем создавать какие-то преимущества для России внутри игры. Это будет очень странная история. Поэтому наши продукты не очень подходят для патриотических задач», — объяснил Макаров.

Для этих задач больше подойдут не многопользовательские, а сюжетные игры, например, «В тылу врага» или «Ил-2 Штурмовик». А на роль патриотических разработчиков больше подойдут молодые студии, которые, в отличие от его компании, нуждаются в дополнительном финансировании, считает представитель Wargaming.

Но и небольшие фирмы-игроделы не спешат сотрудничать с властями, чтобы вместе создавать патриотические продукты. И на то у них есть множество причин.

Один из основателей Atom Team Александр Компанец не считает зазорным продвигать через видеоигры определенные национальные интересы. Ведь на Западе этим занимаются уже давно. Но делать игры нужно не спустя рукава, преследуя лишь цель распилить бюджет. Разработчик напомнил, что в России уже были первые попытки воплотить эту идею. Например, вышедшие в 2007 году «Боец ФСКН» и «Боец СОБР», которые явно были заказом конкретных ведомств, вызвали у аудитории негодование и смех. Но Syrian Warfare (или «Сирия: русская буря»), повествующая о конфликте в Сирии, по мнению Александра, — вполне жизнеспособный проект. Хоть идея задействовать игропром в агитации российских ценностей неплоха, но исполнение часто хромает. 

«Мы понимаем, что если в рамках нашей системы будут поддерживаться всевозможные игровые студии, скорее всего, это будет нечто подобное Фонду кино. Плохая идея — делать игру, в которой добрые российские солдаты спасают очередную страну от террористов. Но делать игру как «Ведьмак», которая продвигает польскую культуру в массы и завоевывает любовь миллионов людей, наверное, стоит. Но такого, мне кажется, не будет», — объяснил свою позицию отечественный игродел. 

Он с горечью напомнил, что разработчики «Ведьмака» из студии CD Projekt Red получили щедрый грант от польского правительства. Польский Фонд интеллектуального развития выделил им примерно семь миллионов долларов. Деньги пошли не на пропаганду польской национальной идеи, а на совершенствование игровых механик. Основатель Atom Team не верит, что такое возможно в России. 

Другой проблемой является отсутствие на территории РФ достаточного количества разработчиков, способных работать над AAA-проектами. Поэтому и приходится набирать в штат иностранцев — в Atom Team работают граждане Белоруссии и Прибалтики.

«Почему бы не обратиться к людям, с которыми мы разговариваем на одном языке? Ведь у нас на бытовом, а не на государственном уровне довольно хорошие отношения. Например, Owlcat Games разработали знаменитый Pathfinder. Им помогал работать Крис Авеллон, американский гейм-дизайнер. Стало ли хуже, что над ней поработал американец? Возможно, студия стала успешной, потому что он этому помог», — привел пример Компанец. 

Крис Авеллон, к слову, работал над несколькими играми в жанре «постапокалипсис». Например, над Wasteland, где по сюжету СССР развязал ядерную войну, уничтожившую все живое на Земле. И в Atom Team работают над серией игр, описывающую альтернативную историю СССР после ядерной войны. Но, как заверил Компанец, в их игре Atom RPG русские, естественно, представлены адекватно. 

«Мы просто рассказываем свою историю. Нет определенно положительных или отрицательных сторон и персонажей. Мы можем показать коммуниста злодеем, но не потому что он коммунист, а потому что злодей. Вряд ли наше государство заинтересовано в том, чтобы подобные проекты поддерживать. У нас всегда любят, чтобы ракета под хохлому и вот это вот все», — констатирует разработчик. 

Из последней фразы вытекает третья проблема, которую обозначил Компанец. Ему не понятно, как в том же конкурсе ИРИ принимаются решения и как выбирают победителей. И есть ли вообще в стране эксперты, имеющие достаточно опыта, чтобы решать, какая игра заслуживает деньги Кремля? 

К тому же Компанец не верит в анонимных и непредвзятых членов жюри. Непрозрачность системы чревата тем, что даже перспективные фирмы-участники могут не получить заслуженных денег. Все будет «попилено», как это часто бывает на подобных конкурсах в других сферах. 

Патриотизм патриотизму рознь 

Александр Басалыгин — руководитель питерской студии Dark Crystal. Он считает: есть риск того, что из-за коррупции мы, возможно, никогда не увидим релиз игр, ставших победителями конкурса ИРИ. Более того, у института вряд ли найдется достаточно денег, чтобы поддержать победивших игроделов. На единственный небольшой проект студии Dark Crystal ушло три с половиной миллиона долларов и несколько лет работы. И у Басалыгина нет никакого желания тратить драгоценные годы на далекие от его понимания «казенные» ценности.

«Игра делается три-четыре года. Человеку после 20 во всей своей жизни есть время на пять-семь игр, прежде чем он станет старым и никому не нужным. И 25% жизни посвятить тому, во что не веришь, — это же не очень», — на пальцах объяснил разработчик. 

Даже если потребители патриоты, они все равно голосуют рублем. Пока никакая отечественная игра, даже имея бюджет всего Института развития интернета (генеральный директор ИРИ Алексей Гореславский ранее заявлял, что бюджет организации в 2022 году может составить 15 миллиардов рублей), не обойдет ту же Call of Duty по объему продаж. 

Не поможет и пропаганда. Басалыгин считает ее неуместной ни в каком, даже самом невинном виде. Западные ценности, транслируемые через видеоигры, ему тоже претят. 

«Видеоигры — индустрия, основанная на Западе. Хорошего в этом нет ничего. Но это норма, которую не переломить, даже если вложить триллионы долларов», — считает основатель Dark Crystal Games.

Создатель игр и музыки Илья Мазо по образованию политолог, поэтому может представить эффективность пропаганды в видеоиграх. Однако важно понять, с какой целью она применяется. Если для того, чтобы «сердца людей расцветали» — это хорошо.

«Если вы пытаетесь втюхать ложь за деньги – вы умножаете скорби. Не важно через что – игры, искусство или просто разговор», — предостерег желающих нести пропаганду через игры Мазо.

У него свое видение любви к России. Мазо является автором цифровой оперы «ШХД: ЗИМА», в составе которой есть атмосферная игра. В ней игрок без конкретной цели просто проживает в многоэтажке день за днем, как и большая часть населения нашей страны. Автор этим старался передать дух российской действительности. И, судя по многочисленным отзывам, у него это получилось.

«Для депутатов и генералов патриотизм — это, видимо, разведчики и танки. Почему? Потому что они в этом живут. Много думают об этом и хотят, чтобы их жизнь не ушла в песок, чтобы ее отпели, чтобы их трагедии тоже не были забыты. Я в этом не живу. Я не хочу, чтобы в этом кто-либо жил. Моя Россия — это Россия двора, Россия снега, Россия белья на веревках, Россия дяди Паши, которого контузило на чужой войне. Вот моя Россия, такую Россию я буду воспевать. Мой долг — дядя Паша», — поэтично объяснил свою позицию Илья Мазо.

При этом разработчик не считает чем-то зазорным получить поддержку от государства. Мазо признает, что без финансовой поддержки у него не получится реализовать что-то масштабное. Например, он получил полмиллиона на реализацию своей идеи от проекта New/Open, который финансирует Фонд президентских грантов.

Важно, чтобы разработку медиаконтента доверили профессионалам. Дешевая рабочая сила и потенциал российских специалистов IT вкупе могут принести стране больше денег, чем нефть, считает Мазо. Если же выделять деньги на мечты чиновников, которые даже в игры-то не играли, то получится продукт, который никому не нужен. 

 

«Взять GTA — ну подумайте сами, это же ужас, что там творится! Ходишь и по людям стреляешь. Но все школьники после GTA хотят жить в Майами. Причем хорошо жить, не стреляя ни по кому. Почему? Потому что дело в мелочах. На этом весь Голливуд. Игра может быть про героинового барыгу и при этом воспевать любовь к Родине, а может быть про разведчика — и вызывать только отторжение», — считает создатель цифровой оперы «ШХД: ЗИМА».

 

На жалобы российских игроделов ответил член комитета Госдумы по информационной политике, политолог Олег Матвейчев. По его мнению, если в таких конкурсах и есть коррупционная составляющая, то это не всегда плохо. 

«Иной раз действительно лучше, когда нормальному человеку даешь бюджет, и он спокойно работает на совесть, чем когда выигрывает какая-то живопырка, ничего не делает, деньги не осваиваются и проект стоит. Зато антикоррупционное законодательство соблюли», — считает автор книги «Мифы о коррупции». 

Матвейчев поддерживает инициативу Хинштейна и добавляет, что сам давно занимается этой темой. Еще в начале 2000-х он обивал пороги администрации президента и просил присмотреться к растущей индустрии видеоигр. Ведь из игр могли бы получиться, к примеру, хорошие учебники истории для подрастающего поколения. Но в АП от этих идей отмахнулись. 

Поэтому пока разработчики зачастую занимаются фальсификацией истории, а чиновники делают скучные игры. Чтобы это исправить, Матвейчев предлагает разработчикам и чиновникам сесть за стол переговоров и обсудить перспективы сотрудничества. Сделать это можно на площадке Общественной палаты РФ либо на расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике. Эксперт уверен, что даже в Польше перед созданием «Ведьмака» все начиналось точно так же. 

«Если бы мы имели возможность побывать на мозговых штурмах польских министерств и разработчиков, мы бы увидели, что там тоже вначале было что-нибудь в стиле «вы должны отразить польскую идентичность». Те им в ответ: «Никто в это играть не будет!» Но пришли в итоге к тому, что имеют», — предположил депутат. 

Матвейчев предрек, что России в скором времени предстоит пройти тот же путь. И кто знает — может быть, нам удастся повторить успех «Ведьмака», а может, и добиться большего. 

]]>