«Найдено меньше процента ценностей» Существует ли подземный город под Калининградом и какие тайны он хранит?

На территории современного Калининграда существует множество подземных ходов, часть из которых появилась еще в Средние века. Кто-то утверждает, что все они связаны между собой в единую сеть, и верит в существование под Кенигсбергом целого подземного города, который еще не изучен до конца. Чтобы узнать факты и развеять мифы о подземельях Калининграда, «Лента.ру» поговорила с поисковиком, руководителем общественного объединения «Белый поиск» Николаем Шумиловым.

«Найдено меньше процента ценностей» Существует ли подземный город под Калининградом и какие тайны он хранит?
© Lenta.ru

«Лента.ру»: Есть ли действительно подземный город в Калининграде?

Шумилов: Эти подземелья находятся на большой глубине и довольно плохо доступны. Их мало изучали, потому что экспедиции — дорогостоящая вещь.

Николай Шумилов

Единого подземного Кенигсберга не существует: это придуманная версия, художественный, фантастический вымысел, однако подземелий очень много. Город основан в 1255 году. Уже в Средние века создавались подземелья вокруг замка, который сейчас называют Королевским. От него выходили подземные ходы на все стороны света, в том числе даже через реку Преголь к Домскому собору, который сейчас называется Кафедральным. Это средневековые подземные ходы, они исследовались археологами, и даже есть старожилы, которые по ним ходили.

Что характерно — в 1950-1960-е годы ходы не были засыпаны, и туда проникали люди, особенно дети. Теперь они рассказывают об этом, но сами ходы за эти годы замуровали. Тут ведь шло строительство домов поверх ходов, и строители тоже видели их.

Наиболее активное строительство шло в XIX веке, когда создавались фортификационные сооружения и город укреплялся, были подземные ходы разного назначения. В нацистский период был большой расцвет подземного строительства. Есть еще и инженерные коммуникации, но я их не буду сильно касаться — конечно, они существуют, и в изобилии. Это и ливневая канализация, и подземные ручьи, протекающие в коллекторах.

Было очень много убежищ противовоздушной обороны — практически в каждом дворе. На крупных заводах были свои убежища с подземными ходами для эвакуации. И даже многие соседние дома соединили подземными ходами на случай, если один дом обрушится, и жители могли выйти через другой.

Еще одним направлением у нацистов было сокрытие ценностей: и награбленных — из СССР, из Польши, других стран, — и собственного наследия Восточной Пруссии, которое тоже было спрятано под землю.

Звучит скорее как подтверждение мифа о подземном городе, чем наоборот.

Людям ведь всегда свойственно преувеличивать и фантазировать. Когда дети залезали в подземелье, они проходили большие расстояния — несколько километров под землей. Из этих рассказов у людей создавалась картина, что есть целый подземный город. Но это были отдельные ходы военного назначения или средневековые ходы вокруг замка.

Этот миф, конечно, разрастался, потому что информации было мало.

Расскажите подробнее про подземелья Королевского замка.

Он начал строиться с 1255 года, когда пришли тевтонские рыцари по льду Пригови со стороны залива, увидели хороший холм и заложили замок. Сначала он был деревянный. Вообще, это целая история — он строился, наверное, до XVIII века, все постройки имели разные годы строительства. То есть он был и из кирпича, и из булыжника — в зависимости от времени.

Основная часть — наверное, XIV-XV века, часть каменного замка. В те века и были созданы подземные ходы. Они характерны для всех замков Тевтонского ордена. Ходы нужны были обороняющимся, чтобы при осаде они могли, во-первых, сбежать, во-вторых — зайти в тыл врага. Характерны были еще подземные ходы от замков к церквям или кирхам, как в нашем случае — к кафедральному собору. Вот этот подземный ход идет под рекой и ведет в кафедральный собор. То есть можно было перебежать и из собора в замок, и из замка в собор, чтобы спастись.

Вообще, если брать Калининград, сеть ходов — под всем городом, но больше — под центральной частью. Если мы посмотрим с севера — некоторые выходят за пределы Калининграда. Например, на северо-востоке есть очень крупное хранилище Эриха Коха в виде тоннелей сложной конфигурации суммарной длиной 40 километров. Один тоннель уходит на север, соединяется с поперечным тоннелем, который выходит к аэродрому. Есть еще тоннель из города на восток. От товарной станции под землей была проложена в центр города узкоколейная дорога для перевозки грузов в секретные бункеры.

Некоторые средневековые тоннели нацисты, конечно, тоже использовали — они укрепили их бетоном, провели там электричество, проложили узкоколейные железные дороги.

В каком состоянии сейчас подземелья?

Ходы XIX века были из кирпича, а в XX веке, нацистские, уже из железобетона. Но я не могу сказать, что там было высокое качество строительства. В Калининграде, как и по всей области, есть еще хранилища ценностей — 10 крупных, 20 средних, 30 малых, и вот у них более надежные и качественные стены, продуман дренаж для отвода воды.

Время идет, и, конечно, состояние ходов не улучшается. Сам-то бетон прочный и со временем прочнеет, но начинает где-то давать трещины от усадки, а где-то проникает вода.

За ними нет надзора?

Совершенно никакого надзора. Я как-то писал и прессе, и в мэрию, что нужно бы обследовать подземелья перед строительством зданий, потому что многие построены на подземных коммуникациях. Но к этому не хотят прислушиваться, потому что нужны дополнительные геофизические исследования, строительство будет дороже.

Когда строили Дом советов, свая провалилась на глубину 11,5 метра, в пустоту. Строители собрались на совещание, это было примерно в 1975 году. Изменили проект, сместили забивку сваи, место провала залили бетоном и сказали, что оставляют место на исследование будущим поколениям.

В подземелья проваливаются и грузовики, и экскаваторы при строительстве. Никто этим не занимается — что случайно при работах обнаружат, то и видят. Как правило, такие места просто засыпаются грунтом или заливаются бетоном, и никто не исследует.

Говорят, под землей базировались еще и подводные лодки.

Это сверхмалые двухместные подводные лодки, которые назывались «Зеехунд», они использовались секретными зондеркомандами СС. До сих пор точно не известно, какие у них были цели. Я предполагаю, что они перемещались скрытно по рекам и заливам Восточной Пруссии. Они могли брать на борт до 100 килограммов, в том числе особо ценные грузы — драгоценные металлы, картины, драгоценные камни, чтобы перевозить их в тайники.

Может быть, где-то под Калининградом действительно спрятана Янтарная комната?

В Восточной Пруссии нацистами был создан специальный район сокрытия культурных и прочих ценностей. Туда поступило около 100 тысяч железнодорожных вагонов, 300 тысяч тонн морским транспортом, примерно две тысячи рейсов авиации. Все это нужно было прятать, для этого строились хранилища. Их много: крупных около 70, средних порядка 150 и малых около 600.

Янтарная комната была разделена нацистами. От свидетелей известно, что убранство было спрятано в четыре бункера в районе Королевского замка, на улице Штайндамм, на юге города и в районе городского ботанического сада. Были свидетели, которые непосредственно это видели и участвовали. Это происходило в июне 1944 года.

Фото: Андрей Пожарский / Фотобанк Лори

Панели до последнего момента не прятали, потому что Адольф Гитлер и Мартин Борман (в годы Второй мировой — личный секретарь Гитлера — прим. «Ленты.ру») требовали переправить их в Германию. Гауляйтер Эрих Кох тянул до последнего. В том, чтобы оставить Янтарную комнату в Восточной Пруссии, был заинтересован и рейхсмаршал Герман Геринг. Они тянули до момента, пока не были перекрыты пути эвакуации — потом они сообщили в Берлин, что эвакуировать комнату нельзя, и им разрешили ее оставить здесь, делать-то нечего.

Никто не знал, где находится бункер с Янтарной комнатой, пока я и мои сторонники, члены объединения «Белый поиск», не обнаружили его в 2006 году недалеко от Калининграда. Мы собрали 17 доказательств, что панели комнаты находятся именно там. Упаковка панелей была рассчитана на 150 лет, это был заказ Германа Геринга, они должны быть в приличном состоянии.

Что именно за доказательства?

Вообще, их надо рассматривать в комплексе. Во-первых, после войны были найдены документы командира зондеркоманд, оберштурмбаннфюрера СС Густава Виста, в которых был внешний вид бункера. Потом главный хранитель и директор художественных собраний Кенигсберга доктор Альфред Роде также свидетельствовал, что панели размещены в особо качественном глубоком бункере, а такой бункер в Восточной Пруссии был один, он на глубине 30 метров. Его по этой глубине ни с чем нельзя спутать — если 30 метров, то это он: особо качественный секретный бункер имперского назначения. Вот он и был обнаружен.

Есть и другие приметы. И потом, Геринг знал это место, потому что охотился там. Вообще, характерно, что Геринг делал лучшие хранилища в местах, где он охотился и которые лично знал.

Какие-то ценности еще под землей находили?

Там работало много экспедиций, всего около 80. Несколько из них — на руинах Королевского замка. Его взорвали в 1967 году, и как до этого, так и после на месте работали исследователи. Во-первых, некоторые художественные ценности нашли сразу после штурма — немцы их не прятали или не успели спрятать. Там были и кресла из Царского Села, и картины были, и скульптуры. Потом при раскопках на месте замка были обнаружены экспонаты из музея Пруссии — находки археологов на территории Восточной Пруссии. Уже где-то в 1990-х — начале 2000-х в форте №3 после того, как коллекцию разграбили военные, черные копатели, дети, проникавшие по подземным ходам (на черном рынке появились ценности, и удалось выведать, где это место находится), археологи вернули обществу около 30 тысяч исторических предметов, которые были втоптаны в грунт. Они не представляли ценности для черных копателей, но для археологов это были важные находки.

Фото: Павел Парменов / Фотобанк Лори

А так черные копатели находят статуэтки, фарфоровую посуду, иногда картины — находок достаточно много, особенно бытового плана. Но они все восточно-прусского происхождения — здесь же были очень богатые землевладельцы, горожане, владельцы фабрик и заводов, у них были богатые коллекции вещей из Европы. Они их прятали в тайники. Находили еще скульптуру Аполлона из Петергофа в одном из бункеров бывшего района Понарт.

Много людей изучают подземелья?

Я начинал этим заниматься постепенно, еще со школьных времен. Однажды я встретил поисковиков, это было начало 2000-х годов. Они мне объяснили, что найдено меньше процента культурных и прочих ценностей в Калининградской области, меня это удивило, и я решил помочь нашей стране.

В нашей команде около 10 человек. Черных копателей и кладоискателей в области около пяти-семи тысяч человек. Они занимаются незаконным поиском и перепродают это все. С одного выезда должны получить минимум две тысячи рублей.

Есть еще группа Сергея Трифонова, которая тоже занимается поисками в центре города. И больше нет — всего две официальные группы.

Почему так мало? Нет поддержки?

Государство последний раз финансировало эти работы в 1983 году. 15 лет я пишу письма, хожу на различные приемы, и никакой реакции нет, никто не дает ни рубля. Обидно, что и бизнес к этому равнодушен.

Туристы могут попасть в подземелья? Или это опасно?

В основном места эти опасные, они обычно завалены, где-то есть вода. По военным подземельям туристов водят. Точнее, это даже не подземелья — это скорее уровень первого этажа. И сделаны два музея — «Блиндаж» («Бункер») и «Фридландские ворота», под землей. Да и все. В какие-то ходы можно зайти в районе фортов, там кирпичная или бетонная кладка, но это небольшие участки.