Войти в почту

15 лучших русских игр на ПК

В прошлом году Cybersport.ru уже предлагал взглянуть на десятку лучших отечественных квестов, от «Петьки и Василия Ивановича» до Sublustrum. Но кроме адвенчур, которых на нашем рынке было в достатке, российский игрострой может похвастаться и другими тайтлами. Наши разработчики способны выдать и хардкорные симуляторы, и масштабные стратегии. На этот раз речь пойдет просто о лучших российских играх, известных по всему миру.

15 лучших русских игр на ПК
© CyberSport.ru

«Космические рейнджеры 2: Доминаторы»

Легенда отечественного игростроения началась в 2002 году: тогда вышла первая часть «Космических рейнджеров», сумевшая обратить на себя внимание как в России, так и за рубежом. Огромная комплексная игра, которую трудно отнести к конкретному жанру, быстро полюбилась геймерам по всему миру и заняла особое место в сердцах пользователей из стран СНГ. Так что нет ничего удивительного, что выход «Космических рейнджеров 2» стал своего рода сенсацией.

Во многом сиквел можно назвать масштабным дополнением, а не полноценной новой игрой. Впрочем, от нее другого и не ждали: оригинал уже задавал высокую планку, поэтому дополнительная полировка просто позволила имеющемуся алмазу заблистать в полную силу. Как и прежде, игрока в роли рейнджера-новичка выбрасывали в огромный живой мир, в котором можно было делать что угодно: торговать, воевать, выполнять различные задания, вести переговоры с другими рейнджерами, модифицировать и менять свой космический корабль и многое другое. Из-за обилия механик тайтл в свое время окрестили представителем «эпических игр», непременно добавляя, что аналогов попросту не существует. Удивительно, но даже спустя почти два десятка лет выражение остается правдой.

«Мор (Утопия)»

Первая ласточка ныне легендарной студии Ice-Pick Lodge. Сценарист и основатель компании Николай Дыбовский вынашивал концепт несколько лет, а до реализации он и вовсе добрался с огромным отставанием от графика. Как и «Космические рейнджеры», «Мор (Утопия)» трудно поддается традиционному описанию через жанры: в наличии элементы ролевой игры, симулятора выживания, текстовые квесты, боевая система и множество других геймплейных решений, из которых и получается крайне самобытная игра, фанаты которой встречаются по всему миру.

История трех героев, волей судьбы попавших в Город-на-Горхоне, может вызвать как полный восторг, так и стойкое чувство неприятия: игра очень недружелюбна к пользователю, что нравится далеко не всем. Тем не менее отрицать ее важность для российского игрового комьюнити попросту невозможно: столь самобытных проектов во всем мире найдется не так уж много. А о популярности говорит и успешный сбор средств на сиквел-ремейк, первая часть которого уже доступна пользователям.

«Корсары: Проклятье дальних морей»

В 1997 году Дмитрий Архипов, вице-президент «Акеллы», вернулся с Карибов, где совершенно случайно нашел затонувший пиратский корабль. Это настолько его вдохновило, что разработчик решил создать первую в мире трехмерную игру про пиратов. С этого началась судьба «Корсаров», которые появились в продаже в 2000 году и моментально завоевали популярность по всему миру.

«Корсары» предлагали прочувствовать все нюансы жизни морского волка: от подбора команды до абордажей и стычек с флотилиями крупных государств. К которым, к слову, можно было поступить на службу, отказавшись от вольной жизни. Для 2000 года проработка была зашкаливающей, а функционал и сегодня не кажется таким уж бедным. Последующие части были приняты прохладнее (хотя и все равно любимы сообществом), но именно первая запомнилась ярче остальных.

Heroes of Might and Magic V

Пока геймеры продолжали играть в «трешку», преимущественно избегая четвертой части франшизы, россияне из Nival вовсю работали над пятыми «Героями». Результат вышел отличный: сегодня «пятерка» может посоревноваться в популярности с легендарной третьей частью.

«Герои 5» были мягким перезапуском и продолжением одновременно: игра предлагала новый мир и персонажей со знакомыми механиками, в которые были внесены различные правки, преимущественно связанные с переходом в честное 3D. Сказочная атмосфера, интересный геймплей, различия между фракциями и высокая степень реиграбельности привлекли геймеров по всему миру, а с выходом двух дополнений и расширением количества доступных фракций HoMM V прочно вошла в пантеон лучших пошаговых стратегий.

Escape from Tarkov

Сложный и реалистичный шутер с ролевыми элементами по заявке должен переплюнуть серию Arma. Разработка ведется с 2015 года, а с 2017-го шутер находится в режиме закрытой бета-версии. Игрокам Escape from Tarkov запомнилась в первую очередь степенью проработки: на геймплей влияет множество параметров вроде усталости, обезвоживания, отравления, нервного истощения и даже артериального давления, а широкий спектр огнестрельного оружия дополнен глубокой системой модифицирования — стволы будут вести себя по-разному в зависимости от того, как игрок относится к ним.

Реалистичный геймплей и отсутствие компромиссов понравились геймерам: сегодня поклонников Escape from Tarkov можно встретить почтив любой точке земного шара, несмотря на то что шутер до сих пор не добрался до релиза.

Pathfinder: Kingmaker

Классическая ролевая игра, основанная на одноименной системе правил, увидела свет в 2018 году и сразу завоевала любовь геймеров. Еще на этапе разработки смелые заверения авторов сумели привлечь немало заинтересованных в классических изометрических RPG игроков, что и помогло собрать средства на разработку через Kickstarter, а привлечение небезызвестного Криса Авеллона в качестве нарративного дизайнера моментально вывело тайтл на новый уровень.

Большая свобода и возможность управления собственным королевством при сохранении характерных для жанра особенностей помогли игре не затеряться среди выходивших в то время «олдскульных RPG» и занять свое место. Успех привел к появлению сиквела, который был принят даже теплее оригинала за счет еще более глубокой проработки большинства аспектов игры.

«Блицкриг II»

Известная в свое время серия стратегий о Второй мировой войне и сегодня найдет чем порадовать любителей жанра. «Блицкриг II» предлагала три обширные кампании — за СССР, Германию и США, — а также одиночные бои. Как и первая игра, сиквел предлагал сражаться отрядами и учитывать множество различных аспектов, от ландшафта до сильных и слабых сторон имеющихся войск. Ключевым отличием от первой части стало введение подкреплений: теперь игрок не только сражался войсками, полученными в начале задания, но и мог рассчитывать на поддержку в определенные моменты. Правда, количество отрядов было сильно ограничено. Зато постепенное развитие в ходе кампании и боевые результаты могли влиять на последующие задания.

«Блицкриг II» не назвать глобальной стратегией, но и о крошечных сражениях речь не идет: в бой ведутся различные типы войск, а регулярная смена театра военных действий — от Севастополя до Филиппин — позволяет прочувствовать весь масштаб самой разрушительной войны в истории.

«King’s Bounty: Легенда о рыцаре»

Еще одна стратегическая серия, доставшаяся русским «по наследству». Первая версия King’s Bounty вышла в далеком 1990-м и стала прообразом Heroes of Might and Magic, но со временем права перешли к Katauri Interactive, авторам уже упомянутых «Космических рейнджеров» (их, правда, студия делала под другим названием — Elemental Games). Результат для многих вышел даже более запоминающимся, чем «Герои», благодаря уникальному чувству юмора разработчиков и качественному сюжету с проработанными диалогами.

Здесь речь снова идет о перезапуске: разработчики придумали новый мир и наполнили его другими существами, но основу сохранили от оригинала. Популярность «Легенды о рыцаре» стала причиной появления многочисленных продолжений, последнее из которых, полноценная вторая часть, вышло ранее в 2021 году.

«Ил-2 Штурмовик»

Вышедший в 2001 году «Ил-2 Штурмовик» предложил то, чего не было попросту ни у кого: самую реалистичную симуляцию боевых самолетов в истории. Как ни странно, игра остается лидером и сегодня: разработчики продолжают поддержку, добавляя в нее графические и другие улучшения.

Авторы со всей скрупулезностью переносят различные театры военных действий и воздушные суда в игру, позволяя геймерам прочувствовать всю разницу между, например, Fiat CR.42 и Gladiator Mk II, а также сразиться в одиночку или по сети. По признаниям энтузиастов, более реалистичной симуляции поведения самолетов с поршневыми двигателями попросту не существует.

«В тылу врага»

Еще одна стратегия на тематику Второй мировой. На этот раз речь идет о сражениях за небольшие отряды, преимущественно участвующие в диверсионных действиях, а не прямых столкновениях. Игру отличали симпатичная для своего времени графика, подробная физика (если танку подбили трак, он может продолжить сражение, хоть и потеряет мобильность, а каждое здание при желании можно сровнять с землей) и масштабность.

«В тылу врага» подкупала тактическим разнообразием: каждое задание можно было выполнить различными способами, а на изучение подхода нередко уходило едва ли не больше времени, чем на саму миссию. В отличие от продолжений, первая часть действительно соответствовала своему названию и прямых столкновений в ней было не так уж много, что в какой-то степени роднило игру с серией Commandos. Бонусом шла возможность аркадно поуправлять как подопечными, так и боевой техникой, вручную расстреливая супостатов.

«Вангеры»

Игра, к которой не стыдно применить определение «культовая». Далеко не каждый смог пробиться через недружелюбный мир Униванги и познать сущность вангеров, путешествующих между эскейвами на своих странных мехосах. Игра с порога заваливала кучей терминов, толком не объясняя происходящее, а мир снаружи грозил постоянной опасностью. Помножить это на безумный визуальный стиль, отсутствие четкого сюжета и постоянное изменение правил — и можно получить продукт, который либо восхищает, либо с порога отпугивает.

Если же преодолеть первичный шок и начать изучать Миры потерянной цепи, игрока ждет, возможно, одна из самых необычных и при этом полностью прописанных вселенных в видеоиграх. На счастье, оригинал 1998 года был переиздан и сегодня запускается на современных системах куда проще. Что вовсе не означает, что играть в «Вангеров» стало удобно: мир все так же жесток к несчастным вангерам, изгнанникам биосов.

«Анабиоз: Сон разума»

Несколько подзабытая и крайне недооцененная игра ныне почившей студии Action Forms в прошлом продвигалась как флагман, способный раскрыть все возможности видеокарт NVIDIA. Необычный психологический хоррор, сфокусированный на холоде и безумии, порожденном больным рассудком, сегодня практически не достать легальным путем.

Увы, кроме интересного сюжета и необычных механик, «Анабиоз» могла «похвастаться» и отвратительной оптимизацией и многочисленными багами, которые разработчики не успели исправить до банкротства. Тем не менее многие вещи, которых добились авторы, смотрятся здорово и сегодня: то же таяние льда при изменении температуры, поведение воды и другие детали не только отлично выглядят даже спустя 13 лет, но и механически влияют на геймплей, чем мало какая игра может похвастаться.

«Демиурги»

До того как на свет появились пятые «Герои», Nival Interactive успела отметиться серией «Демиурги», эдаким гибридом между «Героями» и карточной Magic: The Gathering. При этом игра вышла настолько самостоятельной, что создатель последней Ричард Гарфилд признал, что о копировании речь не идет вовсе.

Глобальная карта напоминает о «Героях»: игрок перемещается по ней различными персонажами, которые вооружены заклинаниями. Четыре стороны конфликта (кинеты, виталы, хаоты и синтеты) при этом отличаются совершенно разными подходами к сражению: например, виталы берут количеством, а не силой, создавая множество слабых насекомых, а кинеты медленно развиваются, зато на поздних этапах получают могущественных драконов. Что удивительно, даже спустя 20 лет «Демиурги» пользуются популярностью, и по игре периодически проводятся турниры среди увлеченных геймеров, находящих все новые стратегические глубины в заложенной механике.

«Периметр»

Своего рода приквел вышеупомянутых «Вангеров», механически имеющий крайне мало общего с предыдущей игрой. Действие «Периметра» разворачивается в том же мире, но тайтл является стратегией в реальном времени с одной важной отличительной чертой. В отличие от других игр в жанре, здесь важное место занимает терраформирование: пользователь по своему вкусу может изменить буквально любой участок карты, что сильно влияет на геймплей. Многие миры здесь разрушаются сами по себе, а помимо основных противников нередко встречается «скверна», сильно меняющая правила битвы.

Как и «Вангеры», «Периметр» выделялся еще и своим необычным сюжетом, который понравился как критикам, так и игрокам. Мир при этом вновь хорошо проработан, но сюжет настолько сложен, что из международной версии тайтла были вырезаны некоторые детали для упрощения понимания происходящего. Ну и не стоит забывать о множестве необычных механик: например, в игре два типа юнитов поддержки, один из которых занимается изменением ландшафта, а второй может строить различные здания на заранее подготовленной территории.

«Дальнобойщики 2»

Сегодня мало кто вспомнит «Дальнобойщиков» при наличии Euro Truck Simulator 2, но в свое время лучшего варианта, чтоб посидеть за рулем фуры, попросту не было. При этом у вторых «Дальнобойщиков» было несколько уникальных особенностей, которых в современных аналогах нет: например, фуру могли «тормознуть» бандиты, а груз нужно было не просто везти на время, но и соревноваться с другими дальнобойщиками в скорости. К тому же здесь не обязательно было сидеть за «баранкой» фуры: в автопарке числились в том числе легковые и малотоннажные авто вроде «газелек».

А еще каждый, кто хоть раз играл во вторых «Дальнобойщиков», с теплом вспоминает саундтрек, написанный группой «Ария». Все треки были без слов, а вокал нередко заменялся мелодиями на электро- или акустической гитаре.

Конечно, это далеко не все хорошие проекты, вышедшие в нашей стране. Можно вспомнить немало качественных примеров, не попавших в подборку, — от «Операции Silent Storm» и «Проклятых земель» до «Механоидов» и «Магии крови». Напишите в комментариях о своих любимых российских играх!