Войти в почту

О романе Михаила Харита "Рыбари и виноградари"

Жизнь становится все виртуальней и виртуальней. По степени виртуальности она вплотную приблизилась к временам создания Апокалипсиса, а может и к более ранним волшебным сказкам. Электроника оказалась сродни магии, а магия сродни электроники. Мироздание как компьютерная игра сегодня уже запоздалая новость в науке. Литература с удовольствием обживает новую нишу для игры разума. Игра в бисер приобрела электронную телесность, и писатели спешат за уже уходящим поездом квантового компьютера. А кстати так ли совершенен этот еще толком и не созданный компьютер. Боюсь, что ему весьма далеко до писательского мозга. Роман-дилогия Михаила Харита "Рыбари и виноградари" - новый вариант Апокалипсиса современности. Место действия: Россия, Франция, Италия, Англия, США, Ближний Восток, далее весь мир и возможно вся вселенная. Время действия: начало веков, средневековье, наши дни. И вечность. Перед читателем огромная, я бы сказал энциклопедическая панорама человеческой цивилизации. И это естественно – ведь речь идёт о глобальных, даже космических процессах, в которых читателю предлагают поучаствовать. Хотите отправится в плавание на древнеримской галере, управляемой детьми - подростками и плывущей неизвестно за чем и неизвестно куда - милости просим. А, может, желаете отгородиться от мира в замке барона в дружеской компании богини, ведьмы, парочки магов из недр спецслужб и разного рода бестелесных существ. Почему бы и нет. Ведь это так увлекательно попытаться отговорить богиню от запланированного конца света. Заодно, почему бы не предъявить ей претензии - где гарантированные запчасти для сотворенного ею человека. Самое удивительное в романе - писательская достоверность. Вы можете воспринять это как галантную светскую игру, а можете поверить всерьез, что ваша собеседница богиня, или ведьма, или изощренная космопролайзерша, программирующая конец мира. Достоверность – это безусловно отличительная особенность романа. Сразу чувствуется научная логика, огромная эрудиция, умение сопоставить невероятные факты, спрессовать их и выстроить гипотезу, теорию и даже учение. Это неудивительно: автор доктор наук, профессор, археолог, путешественник и исследователь религий, Михаил Харит легко затягивает читателя в выстроенный им парадоксальный, виртуальный, но весьма убедительный мир. Что есть апокалипсис? Простая перезагрузка не очень-то удавшейся игры. А кто знает, есть ли у этой игры пульт управления? Все мы программисты, каждый программист в этом космическом процессе. В том числе и папа Бенедикт XVI, похваливший себя с балкона за святость перед внезапно озверевшей толпой. Озверевшей в прямом смысле, как на картинах Босха. Вот один из них превратился в ежа в чепчике. А в психиатрической лечебнице в Риме появился вежливый пациент, считающий себя путешественником, прибывшим в царство мертвых. Нет не буду превращаться в плагиатчика-пересказчика авторского сюжета. Мне просто доставляет удовольствие купаться в интеллектуальной игре романа "Рыбари и виноградари". Игре захватывающей, разноплановой, ироничной и, по-своему, безжалостной. Так и подмывает предложить свой вариант, еще не выловленный автором. Целиком и полностью разделяю с писателем признаки конца света. Разве это не полная перегрузка: мусорные свалки в Лувре и в Эрмитаже, которые следует теперь именовать артефактами? А звуки пилорамы на концертах в консерватории и солисты, визжащие как недорезанные хрюшки и кабаны? А предложение отказаться от своего пола или выбрать пол по усмотрению? А ковид-19, к моменту написания романа еще не подоспевший, но предсказанный автором и как бы уже спешащий навстречу? Вообще писатели - люди весьма опасные. Предскажут невесть что, а нам с этим жить. Так и в данном случае, перед нами весьма достоверный (и увлекательный) вариант утопии-антиутопии первых двух десятилетий 21-го века. Кстати в финале все-таки торжествует жизнь, и рождается спаситель-младенец или младенец-спаситель. И это даёт надежду: у развития цивилизации возможны варианты… Апокалипсис был всегда. Он, к сожалению, вечен. И младенец-спаситель всегда рождался. И женская ипостась София - Премудрость Божия не просто выдумка автора. Символисты наши с нею общались, как Александр Блок с Любовью Менделеевой, а Андрей Белый с Асей Тургеневой. Людям свойственно думать, что живут они в переломную эпоху. Учебники истории пестрят великими переломами. Кажется, вся человеческая история – сплошной, нескончаемый перелом. В лучшем случае переход. Переход тоже не сахар, но по крайней мере лучше, чем перелом. Но есть книги, где речь идет о прямом конце света. Кроме Апокалипсиса есть ведь еще Содом и Гоморра. У Платона великая Атлантида, погрузившаяся на дно Атлантического океана. А разве не конец света "Чумной город" Вильсона, превращенный Пушкиным в "Пир во время чумы"? Теперь, когда компьютерные игры захватили умы детей подростков и многих, многих взрослых появился сладкий соблазн перезагрузки. Перефразируем Маяковского. Книгу перезагрузив, намотай себе на ус. Книгу в электронном варианте перезагрузить легко. Историю перезагружают каждые десять лет. Новая хронология с легкостью превращает Христа в Василия Великого, а Ивана Грозного в Чингисхана. Но все чаще писатели приступают к перезагрузке жизни литературных героев. У Гончарова в романе есть учитель гимназии, который мысленно живет в античности. А Гёте заставил Фауста влюбится в Маргариту, которая во второй части превратится в Елену Прекрасную. Литературные симулякры постмодернизма живут одновременно и в Древнем Риме, и в современном Марселе. Самое время задуматься, а не является ли любой вариант истории всего лишь фактом одной человеческой биографии. Высунув язык от напряжения изучают в школе некий серый бесцветный вариант событий, который на самом деле существует лишь в мозгу автора учебника. Какой-то одной единственно верной истории не существует. И здесь я совершенно согласен с Михаилом Харитом. Приведу цитату из романа: "У каждого народа есть тысячи рассказов о чудесах, которые сыплются как из мешка, только тронь. Часть этих историй забраковали, оставив те, которым договорились верить. В разные эпохи вера кардинально менялась. Долгое время женщина не считалась человеком, а беременность возникала от простуды. И это всех устраивало. Так что мы живём в "договорной" реальности, оформленной в виде свода наук, морали и правил. Одним из параграфов такого соглашения является "историческая правда". Ещё есть варианты субъективного представления о том, что когда-то возможно было. Чаще всего это - чья-то выдумка, легенда, миф, предание и в конечном варианте компьютерная игра. Если игра талантлива, как роман "Рыбари и виноградари" Михаила Харита, то читатель с удовольствием в ней участвует. И тогда апокалипсис или конец света становится фактом биографии. Ведь никто из смертных от своего апокалипсиса никуда не уйдет. Наша личная гибель рано или поздно станет либо приложением к общему апокалипсису, либо его страницей. В традиционном тексте конец света превращается в "vita nova" - новую жизнь. Ну а нам приятнее, чтобы сразу после конца света началась наша сегодняшняя и непременно личная жизнь. Раньше говорили - магия. Теперь - компьютерная игра. И в том и в другом случае последнее слово остается за Словом и меня это очень радует! Тем более если это Слово – умное и меткое, как в случае с романом "Рыбари и виноградари".

О романе Михаила Харита "Рыбари и виноградари"
© Ревизор.ru