В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Dune II: игра, без которой современные RTS могли бы стать совсем другими

Когда заходит разговор о стратегиях в реальном времени, в голову сразу приходят несколько общепризнанных хитов вроде серий War, StarCraft, Warcraft и, конечно же, Command & Conquer. Однако есть ещё одна RTS, которую редко вспоминают при перечислении величайших стратегий всех времён. И очень зря, ведь именно с Dune II: Battle for Arrakis началось активное развитие этого жанра.

Dune II: игра, без которой современные RTS могли бы стать совсем другими
Фото: CyberSport.ruCyberSport.ru

Ещё одна фантастическая вселенная

Видео дня

Сеттинг Dune II основан на фантастическом ромерта «Дюна». Его сюжет повествует об одноимённой таинственной планете, которую также называют Арракис. Она представляет собой бескрайнюю пустыню, где очень мало воды, нет растительности и других необходимых ресурсов для автономного пребывания людей. Ещё больше всё усугубляет климат — ветер, скорость которого достигает 200 км/ч, разносит пыль с поверхности и формирует электрические бури.

Но всё это не имеет никакого значения, ведь весь Арракис усеян ценнейшим ресурсом — спайсом, или меланжем. Он продлевает жизнь, активизирует работу человеческого мозга, является основой для синтеза любого другого вещества, может заменить еду и так далее. В общем, универсальное сырьё, способное стать всем, что пожелает его обладатель. 

Спайс является продуктом жизнедеятельности личинок гигантского песчаного червя — одного из немногих представителей фауны Арракиса. Эти существа — ещё одна проблема для тех, кто захочет освоить планету. Дело в том, что вибрация от любой техники заставляет червей нервничать и чувствовать опасность. Их размеры настолько велики, что один такой «зверёк» способен быстро сожрать харвестер, который собирает спайс. Но человечество во вселенной «Дюны» стало настолько зависимым от этого ресурса, что никакие опасности Арракиса не остановят его от бесперебойной добычи — спайс перестраивает организм настолько, что отказ от него вызывает неминуемую смерть.

Именно так выглядит Арракис в фильме «Дюна» 2021 года

Арракис принадлежит императору Фредерику IV. Он долго воевал за трон со своим братом и в процессе влез в огромные долги. Единственный способ быстро рассчитаться с ними — собрать и продать как можно больше спайса, то есть значительно увеличить его добычу. Только где найти тех, кто согласится на эту авантюру? Фредерик IV решил устроить соревнование между тремя великими домами — Атрейдесом, Ордосом и Харконненом. Тот, кто доставит больше всего спайса императору, получит часть налогов его империи и право единолично руководить Арракисом. Естественно, они не отказались от такого заманчивого предложения и сразу приступили к делу. И, ожидаемо, устроили между собой войну.

Поклонники романа Фрэнка Герберта уже по этому описанию скажут, что Dune II: Battle for Arrakis практически никак не связана с оригинальной историей. Например, императора в оригинале звали Шаддам IV, да и война за Арракис так началась по совсем другой причине, а Ордос в ней не участвовал. Но сейчас мы не станем обсуждать эти вещи. В этом материале мы сосредоточимся исключительно на стратегии, и никакие нестыковки в книжном и игровом сюжетах в данном контексте не имеют значения. Только сразу оговоримся: основой для статьи будет версия для Sega Mega Drive, а не для ПК, ведь в странах бывшего СССР в середине 1990-х и даже в начале 2000-х компьютеров практически не было. А консоли, особенно 16-битные, были самой распространённой платформой для гейминга.

Схватка богатства, трудолюбия и жестокости

Как уже говорилось выше, в основе Dune II лежит противостояние трёх домов. Игрок выбирает сторону в начале игры, но в любом случае проводить брифинг перед миссиями для него будут так называемые ментаты — люди, мозг которых был превращён в суперкомпьютер благодаря спайсу. Они, по сути, являются представителями глав домов на планете, а игроку уготована роль военачальника, которому предстоит захватить девять территорий — на каждую отведена отдельная миссия.

Дом Ордос (зелёный цвет) — это альянс богатых кланов, которые живут на ледяной планете. Они ничего не производят самостоятельно: всё необходимое Ордос импортирует с других планет, благо средств на это у дома достаточно. Если же приходится применить силу, то основная стратегия Ордоса — саботаж и терроризм. Операциями на Арракисе будет руководить ментат Аммон.

Ментат Аммон дома Ордос из Dune II

Ордос — самая удобная фракция для разведки, так как её боевая единица Raider является быстрейшим юнитом в игре. Этот дом также может строить ракетные танки, которые вместо нанесения урона захватывают контроль над целью до момента, пока та не получит урон. Супероружием Ордоса является юнит Saboteur — он уничтожит почти любое здание или юнит, если дойдёт до него. Единственный способ этого избежать — убить Saboteur по дороге.

Дом Атрейдес (синий цвет) — обитатели планеты Каладан с великолепным климатом, который отлично подходит для сельского хозяйства. Они отличаются трудолюбием и грамотностью — именно эти качества позволили им превратить свою планету в процветающий уголок галактики. Несмотря на не слишком развитую промышленность (Атрейдес не хотел портить заводами экологию Каладана), этот дом обладает хорошо подготовленной и оснащённой армией, способной сражаться с кем угодно. Координировать игрока при выборе Атрейдеса будет ментат Сирил.

Ментат Сирил дома Атрейдес из Dune II

Атрейдес может производить акустические танки. Они стреляют не снарядами, а звуковой волной, которая наносит урон всем объектам по пути распространения. Супероружие у Атрейдеса самое слабое из всех фракций: дом призывает на помощь отряд фрименов — коренных жителей Арракиса. Они хоть и наносят много урона, но довольно быстро умирают от вражеского огня.

Дом Харконнен (красный цвет) — самые безжалостные и беспощадные обитатели вселенной, которые живут на планете Гьеди Прайм. У них свои, особые нравы. Например, чтобы продвигаться по иерархической лестнице, представителям Харконнена не нужно усердно работать — достаточно просто убить того, чьё место они хотят занять. Именно таким образом ментат Рэднор получил право руководить операцией на Арракисе.

Ментат Рэднор дома Харконнен из Dune II

Харконнен — самая любимая фракция большинства фанатов Dune II. В основном это связано с наличием у них самого мощного супероружия — ядерной ракеты «Рука смерти». Она не отличается большой точностью: разброс равен области размером с экран. Но при попадании в строение такой снаряд наверняка уничтожит цель (если это не главное здание), да еще и пару-тройку соседних зацепит. Кроме того, в наличии у Харконнена есть танк Devastator — мощный, крепкий, хотя и медленный. Он может использовать функцию самоуничтожения, чтобы нанести урон объектам рядом с ним. Но зато, в отличие от Ордоса и Атрейдеса, у Харконнена нет боевой авиации.

Есть в Dune II и четвёртая сторона, которая также участвует в битвах, но недоступна для выбора игрокам, — императорские войска (фиолетовый цвет). С ними нам предстоит встретиться на поле битвы в нескольких миссиях, в том числе последней. В распоряжении Фредерика IV есть сардукары — очень крепкая пехота, которая не уступает по огневой мощи обычному танку, — и «Рука смерти» Харконнена.

Настоящая, но в то же время неполноценная RTS

Игровое поле в Dune II — карта, на которой присутствует разнообразный ландшафт и даже подобие рельефа. Развивать базу можно только на каменистом основании, которым покрыто примерно 20% карты. Там же располагаются небольшие горы — по ним не способна перемещаться техника, зато на возвышенностях может располагаться пехота, которую таким образом можно обезопасить от переезда машинами врага (да, и такая опция в Dune II была). Всё остальное — песчаные равнины и дюны. В зависимости от типа ландшафта менялась и скорость движения транспорта.

На скриншоте видны все типы поверхностей в Dune II. Красная пыль — это спайс, светлая область — песок, часть её покрыта дюнами. На тёмной области можно строить базу. В правом нижнем углу — горы.

Спайс появляется исключительно в песках. Там же обитают огромные черви, которые обожают полакомиться вашей техникой, особенно харвестерами. Чтобы червь отстал от вас, необходимо скормить ему 3-4 юнита или снизить его здоровье до половины. И лишь когда местные представители фауны оставят вас в покое, уже можно будет спокойно передвигаться по любой поверхности и налаживать полноценную добычу спайса.

Игрок в Dune II появляется на карте с главным зданием (строительная площадка) и несколькими юнитами. По мере развития базы ему открываются новые строения, в том числе радар, завод, бараки, аэродром и так далее. Самым последним зданием является дворец — он открывает доступ к супероружию. В идеале, перед тем как размещать любую постройку, нужно создать под ней бетонный фундамент. Если этого не сделать, то у строения будет только половина прочности и оно будет работать хуже, пока не игрок не отремонтирует его, — электростанции будут давать меньше энергии, бараки и завод — медленнее строить юниты и так далее. Можно также захватывать здания врага. Для этого нужно довести прочность сооружения до красного уровня, а затем направить туда пехотинца. Провернув такую схему с бараками/заводом/дворцом, игрок может получить доступ к особой пехоте/технике или супероружию оппонента.

Чтобы победить, нужно либо собрать определённое количество спайса, либо уничтожить базу врага (в зависимости от задания). Первое время оппонент всегда имеет перед вами преимущество: вы развиваетесь с нуля, а его база уже построена и укреплена. Поэтому сначала необходимо развиться, организовать оборону из турелей, накопить армию, а затем нанести сокрушающий удар. В первых миссиях вам будет доступно мало юнитов, но с каждым новым заданием арсенал будет становиться всё больше.

1/3 Бугорок на песке — это червяк

Несмотря на большое разнообразие единиц техники, большая часть из них абсолютно бесполезна. Эффективных юнитов не так много. Первый — это осадный танк, который обладает двумя орудиями и достаточно крепкий, чтобы долго выдерживать попадания оборонительных юнитов оппонента. Второй — ракетная установка, которая может атаковать турели врага из-за пределов их радиуса действия. В этот же список входят Devastator Харконнена и акустический танк Атрейдеса. Пехота умирает слишком быстро, поэтому пригодится нам только в первых миссиях, где техника не будет доступна; трайки и джипы слишком слабые, поэтому понадобятся только для разведки в начале миссий, а обычные танки разве что песчаному червю скормить можно — при наличии осадных танков иного смысла производить неосадные версии просто нет.

В общем, мы имеем почти все элементы классических RTS, но в то же время в Dune II присутствовали «болезни», которые в современных представителях жанра даже сложно представить. В первую очередь не было рамки, которой можно было выделить отряд, причём это касалось не только Sega, но и ПК. То есть объединять войска в группы возможности не было — нужно было управлять каждым юнитом отдельно. При этом нельзя было нажимать на мини-карту, чтобы моментально показать другую область. На Sega Mega Drive ускорить прокрутку карты можно было клавишей C, но даже для сравнительно небольших масштабов поля боя в Dune II на то, чтобы отдать команду на перемещение отряда из нескольких юнитов в атаку на вражескую базу, требовалась пара минут. 

Самая эффективная тактика в Dune II — ракетницы атакуют базу с безопасного расстояния, а мощные танки прикрывают их от нападений вражеской техники

Как вариант ускорения этого процесса можно было использовать так называемый паровоз. Нужно было приказать каждому юниту следовать за предыдущим, и тогда после достаточно было заставить «ведущего» двигаться, чтобы все остальные ехали за ним. Но всю схему мог сломать песчаный червь, который решил полакомиться одним из ваших бойцов во время марш-броска.

Второй момент — «реальное время» всё же не было на 100% реальным. Да, вы могли отдавать и менять приказы в любой момент, делать это одновременно с противником. Но в то же время присутствовала небольшая задержка из-за технических моментов. В Dune II поле боя было условно разделено на невидимые квадраты, и движение по карте было, по сути, переходом на соседний квадрат по горизонтали, вертикали и диагонали. И пока юнит не завершит ход в следующий квадрат (занимало это где-то секунду), он не станет выполнять следующий приказ. Кроме того, в игре не было свободного режима (только миссии) и мультиплеера, а лимит не позволял создавать больше пары десятков юнитов.

В каждой стратегии есть частичка Dune II

Все вышеперечисленные недостатки мы можем выделить только сквозь призму времени, зная, какими стали стратегии в период расцвета этого жанра. Но если просто вернуться в прошлое и вспомнить, какие эмоции вызывала Dune II, то не ощущаешь ничего кроме теплоты и восторга.

Конкретных цифр уже не вспомнить, но картриджи для Sega Mega Drive во время её широкого распространения стоили огромных денег. Поэтому у меня их было только три. Первый — Ultimate Mortal Kombat 3. Это была любимая забава на те случаи, когда в гости приходили друзья, поэтому он всегда был при мне. Другие два я постоянно менял в магазине неподалёку за вполне подъёмные для школьника младших классов деньги, которые откладывал с завтраков, — платишь, отдаёшь свой картридж, получаешь любой другой из тех, что в наличии. И когда мне в руки попала «Дюна», она оказалась в одной категории с UMK 3, оставив меня лишь с одним картриджем для замены. Иногда я временно обменивал его на что-то другое у знакомых, у которых тоже была Sega. Почти все с очень большой неохотой отдавали мне картридж с Dune II и всегда пытались оставить его у себя под любыми предлогами.

Картридж с Dune II: Battle for Arrakis

Строить базы и двигать юнитов не надоедало никогда, а если и надоедало, то желание в очередной раз «нагнуть» вражеские дома и императора все равно скоро появлялось вновь и вновь. И даже отсутствие свободной игры абсолютно не беспокоило — её аналогом были коды на активацию последней миссии. Причём это даже не было читерством: после завершения каждого задания игра сообщала пароль, с помощью которого можно перейти к так называемому сохранению. Если же хотелось просто повеселиться, не теряя много времени на сбор ресурсов, то всегда можно было ввести код на деньги SPLURGEOLA, который мы подсмотрели в каталоге с играми для Sega. Он до сих пор сохранился в памяти, как и POWERCRUSH, DUNERUNNER и DEATHRULER — девятые миссии Ордоса, Атрейдеса и Харконнена соответственно.

Сколько разных вариантов победы было испытано! И уничтожение вражеской базы только авиацией, и зерг-раш всеми типами юнитов, в том числе самой слабой обычной пехотой, и захват всех строений противника. Мы сами придумывали себе ачивки, в сотый раз повторяя одну и ту же миссию и в сотый раз слушая 16-битную мелодию — она никогда не надоедала.

И это продолжалось до тех пор, пока не появился компьютер — на этой платформе к началу 2000-х уже было доступно много отличных стратегий, лучшими из которых были другие творения Westwood, а также великолепные StarCraft и Warcraft от Blizzard. О том, что именно Dune II стала основой для идеи создания WC: Orcs & Humans, говорил один из разработчиков фэнтезийной RTS Патрик Уайат. По его словам, он и его коллеги проводили много времени за игрой в Dune II, обсуждали стратегии, сильные и слабые стороны фракций. И как раз тогда у них появилось желание сделать нечто подобное, только с возможностью играть против человека, а не только против ИИ. Какими легендарными в итоге стали RTS от Blizzard, рассказывать смысла нет. Да и другие, более новые стратегии от Westwood многие до сих пор считают эталоном жанра — Tiberian Sun, Red Alert и так далее.

В 2021 году поиграть в оригинальную Dune II не составит труда: запустить её можно через любой эмулятор Sega. Кроме того, есть фанатский ремастер версии для DOS под названием Dune Legacy, в котором присутствуют некоторые доработки и который отлично работает на современных системах, и ремейк версии для Sega Mega Drive на Unreal Engine. Но если вы пропустили оригинал 20-25 лет назад, то не стоит ожидать каких-то невероятных впечатлений от него в наши дни. Dune II сложно назвать игрой на все времена — она была великолепна именно для своей эпохи, хоть и имела множество недоработок. Но каждый обязан отдать ей должное, запуская свою любимую RTS вне зависимости от того, когда и кем она была разработана. В каждой из них есть частичка Dune II, и абсолютно неважно, что вместо Харконнена воевать придётся оркамиосмодесантом или армией США, а вместо спайса собирать минералы, качать нефть или рубить деревья. Ведь всё это лишь вариации механик и геймплейных элементов, заложенных Westwood в Dune II более четверти века назад.